Решение № 04-01/127-2016 по жалобе ИП Гостев Константин Николаевич (закупка № 0190300001316000279)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/127-2016

по жалобе ИП Гостев Константин Николаевич

(закупка № 0190300001316000279)

27 апреля  2016 года                                                                                               г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

рассмотрев жалобу ИП Гостев Константин Николаевич (г.Печоры, Псковской области) на действия Заказчика  – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Тарко-Сале Пуровского района  (ИНН: 8911013714) при осуществлении закупки «Поставка электронного стрелкового тренажера (лазерный тир)» (закупка № 0190300001316000279),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ИП Гостев Константин Николаевич на положения аукционной документации «Поставка электронного стрелкового тренажера (лазерный тир)». Начальная (максимальная) цена контракта – 200 000,00рублей.

По мнению Заявителя, в «Технических требованиях» Части II, документации об электронном аукционе описание комплектности лазерного тира составлено с нарушением Закона о контрактной системе, а именно, описание составлено с детальным указанием не стандартных показателей оборудования одного производителя, которые не влияют на качество работы оборудования, и при этом не допускают к участию в аукционе других производителей, влечет что влечет за собой ограничение количества участников закупки.

Вместе с этим в описании указана конкретная модель пистолета, что так же противоречит Закону о контрактной системе.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2        статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ).

На основании части 1 статьи 59 Федерального закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ).

Согласно судебной практике, суды приходят к выводу, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом № 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе обязанность представлять документы, подтверждающие обоснованность жалобы, возложена на лицо, подающее жалобу.

ИП Гостев Константин Николаевич не представил доказательств тому, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки ограничивают  количество участников аукциона.

Кроме того, как указывают суды,  отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

В этой части доводы жалобы не обоснованны.

 

Из информации, представленной Заказчиком, установлено.

На рынке существует много моделей необходимого оборудования. При составлении технического задания, Заказчик руководствовался техническими характеристика учебного кабинета, где будут проводится тренировочные занятия для обучения приемам и правилам стрельбы, характеристики оборудования подобраны с оптимальным безопасным использованием, так как, занятия будут проводится для обучающихся оборонно-спортивного класса с 14 лет.

В описании указана конкретная модель пистолета, а именно: в качестве массогабаритного пистолета Макарова должен использоваться пневматический пистолет МР-654К.

Заказчик считает, что об ограничении количества участников не может идти и речи, т.к. серийное производство пистолетов Макарова ведется на Ижевском механическом заводе - одном из крупнейших в России предприятий с современными технологиями приборостроения и микроэлектроники, выпускающем гражданское и служебное оружие. Пистолеты Макарова имеют широкий спектр применения, в частности, используются в качестве спортивно-тренировочного оружия и оружия для развлекательной стрельбы. Приобрести его можно в любом специализированном магазине.

Между тем, Заказчиком не учтено требование части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе – «… обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование».

 

Принимая во внимание вышеизложенное Комиссия приходит к выводу, что включение Заказчиком в аукционную документацию (в «Часть II. Технические требования») конкретной модели пистолета без указания возможности предложить эквивалент, является нарушением части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Между тем, исходя из Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.04.2016 №0190300001316000279-1  и Протокола подведения итогов электронного аукциона от 27.04.2016 №0190300001316000279-3 на участи е в рассматриваемой закупке подано 4 заявки, допущено к аукциону и в последующем признаны соответствующими документации и Закону о контрактной системе заявки 4 участников закупки.

В этой связи, Комиссия считает возможным не выдавать Заказчику предписания об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а ограничиться возбуждением в отношении должностного лица Заказчика административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Руководствуясь  частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Гостев Константин Николаевич (г.Печоры, Псковской области) на действия Заказчика  – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Тарко-Сале Пуровского района  при осуществлении закупки «Поставка электронного стрелкового тренажера (лазерный тир)» (закупка № 0190300001316000279) частично обоснованной.

2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица Заказчика – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Тарко-Сале Пуровского района, утвердившего аукционную документацию № 0190300001316000279 с нарушением положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.