Решение № 04-01/283-2016 по жалобе ООО «ИНСТИТУТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ» (ОК; закупка № 0190200000316007923)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/283-2016

по жалобе ООО «ИНСТИТУТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

(ОК; закупка № 0190200000316007923)

26 августа  2016 года                                                                                               г. Салехард

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

при участии:

<…>– представитель Единой комиссии,

<…>– представитель Заказчика,

рассмотрев жалобу ООО «ИНСТИТУТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ» (г. Новосибирск) на действия Единой комиссии по осуществлению закупок для нужд ЯНАО (ИНН: 8901017607)  при осуществлении закупки «Выполнение работ по разработке схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2018-2022 годы» (ОК; закупка № 0190200000316007923),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «ИНСТИТУТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ» на действия Единой комиссии по осуществлению закупок для нужд ЯНАО при осуществлении закупки «Выполнение работ по разработке схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2018-2022 годы».

Заказчик – департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного. Начальная (максимальная) цена контракта – 11 499 000,00рублей.

По мнению Заявителя, действия единой комиссии по отклонению заявки ООО «ИНСТИТУТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ» неправомерны.

Заявитель считает, что неправильное применение единой комиссией положений законодательства о контрактной системе привело к незаконному отклонению конкурсной заявки Общества, и, возможно, признанию надлежащими конкурсных заявок, которые не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.

В жалобе указывается следующее.

Пункт 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе регламентирует, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).

В конкурсной документации не содержится информации о том, что «бенефициаром» по банковской гарантии должен выступать уполномоченный орган, то есть Департамент государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа. Напротив, в конкурсной документации содержатся положения, свидетельствующие о том, что банковская гарантия должна оформляться в пользу заказчика. Так, в Инструкции по подготовке заявок на участие в конкурсе в разделе 3.6. «Требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе» содержится п. 3.6.9., согласно которому в банковской гарантии предусматривается право заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии. Таким образом, из конкурсной документации следует, что банковская гарантия на обеспечение заявок должна оформляться в пользу заказчика.

Из Закона о контрактной системе также следует, что банковская гарантия должна предоставляться заказчику, а не уполномоченному органу. В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчик в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимает банковские гарантии.

При этом, Закон о контрактной системе регламентирует, что по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается между победителем закупки и заказчиком.

Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены дополнительные требования к банковской гарантии, согласно которым обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), обеспеченные банковской гарантией, возникают перед заказчиком и уплата денежной суммы по банковской гарантии осуществляется в отношении заказчика.

Таким образом, из изложенных положений законодательства следует, что банковская гарантия должна оформляться в пользу заказчика.

 

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 7 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день.

Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 15.08.2016 №ПРО1 Заявка № 397 ООО "ИНСТИТУТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ" отклонена по следующим основаниям:

«не соответствует требованиям извещения\ документации на основании: ч. 3 ст. 53 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - в нарушение п. 3 ч. 6 ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:, п. 3.6.1 «Информационной карты конкурса» участник закупки представил банковскую гарантию где «бенефициаром» выступает департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, что не соответствует требованиям извещения и документации открытого конкурса».

Проанализировав заявку Заявителя и конкурсную документацию, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 7 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом)

В силу ч. 3. ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в т.ч., реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого конкурса.

В Ямало-Ненецком автономном округе в целях централизации закупок для заказчиков автономного округа полномочиями Уполномоченного органа на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) наделен департамент государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Уполномоченный орган) (п. 16.1 Реестра государственных функций Ямало­Ненецкого автономного округа, утв. постановлением Правительства ЯНАО от 26 сентября 2011 года № 674-П, п. 2.1.1 Положения о департаменте государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа, утв. постановлением Правительства ЯНАО от 12 декабря 2012 года № 1028-П).

Согласно пунктам 3.2.11, 3.2.15 Порядка взаимодействия заказчиков Ямало-Ненецкого автономного округа с исполнительным органом государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд Ямало-Ненецкого автономного округа, утв. постановлением Правительства ЯНАО от 25 апреля 2014 года № 334-П (далее - Порядок взаимодействия 334-П), Уполномоченный орган осуществляет прием заявок и иных определенных условиями осуществления закупок документов от участников закупок и осуществляет изучение заявок участников закупок на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства автономного округа.

В соответствии с конкурсной документацией на выполнение работ по разработке схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2018-2022 годы (далее - конкурс, конкурсная документация) заявки на участие в указанном конкурсе направляются в Уполномоченный орган.

В соответствии с п. 3.6.1 Инструкции по подготовке заявок на участие в конкурсе участники закупки, подающие заявки, вносят денежные средства в качестве обеспечения заявок в сумме и по реквизитам счета, указанным в «Информационной карте конкурса» либо предоставляют банковскую гарантию.

В разделе 3 «Подготовка заявки на участие в конкурсе» Информационной карты конкурса указаны реквизиты для обеспечения заявок на участие в конкурсе, в том числе указан получатель - Уполномоченный орган.

Согласно п. 3.2.19 Порядка взаимодействия 334-П возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), участникам закупок в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом, осуществляет Уполномоченный орган.

Согласно п. 3.6.1. Информационной карты Конкурсной документации Заказчиком указаны следующие реквизиты и размер обеспечения заявки на участие в конкурсе:

574 950 (пятьсот семьдесят четыре тысячи девятьсот пятьдесят) рублей 00 копеек.

Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе осуществляется участником закупок.

Реквизиты счета для перечисления в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе указанных денежных средств:

Получатель: ИНН 8901017607; КПП 890101001; департамент финансов ЯНАО (департамент государственного заказа ЯНАО, л/сч 880.01.000.9) р/сч №40302810871824000068 в РКЦ Салехард г. Салехард. БИК 047182000. ОГРН 1068901003984; ОКПО 35337776; ОКАТО 71171000000; ОКТМО 71951000; ОКОГУ 2300217; ОКФС 13; ОКОПФ 20903; КБК 00000000000000000000

Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее - перечень).

Таким образом, обеспечение может быть предоставлено путем внесения денежных средств или в виде безотзывной банковской гарантии.

Согласно письменным пояснениям Уполномоченного органа и Заказчика банковская гарантия по обеспечению заявок должна обеспечивать поступление денежных средств на счет Уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа.

Участник ООО "ИНСТИТУТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ" в составе заявки представил банковскую гарантию от 19 июля 2016 года № <…>, в которой «Бенифициаром» выступает департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного.

Поскольку в банковской гарантии, представленной в составе заявки ООО «ИНСТИТУТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ» (г. Новосибирск), бенефициаром указан департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, то в случае исполнения обязательств гаранта не обеспечивается поступление средств на счет Уполномоченного органа, что является основанием для отказа в принятии банковской гарантии по обеспечению заявки и, как следствие, отказе в допуске к участию в конкурсе.

Вместе с тем, в конкурсной документации отсутствует требование к банковской гарантии в части установления Бенифициаром Уполномоченного органа.

Кроме того Уполномоченным органом и заказчиком не учтено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчик в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимает банковские гарантии.

Часть 13 статьи 44 Закона о контрактной системе устанавливает, что возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях: 1) уклонение или отказ участника закупки заключить контракт; 2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом о контрактной системе, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.

При этом, Закон о контрактной системе регламентирует, что по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается между победителем закупки и заказчиком.

Учитывая, что Законом о контрактной системе предусмотрено, признание Заказчиком участника закупки уклонившимся в случае не исполнения требований статьи 44 Закона о контрактной системе, обеспечение заявки в виде банковской гарантии, предполагает истребование суммы банковской гарантии Заказчиком в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены дополнительные требования к банковской гарантии, согласно которым обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), обеспеченные банковской гарантией, возникают перед заказчиком и уплата денежной суммы по банковской гарантии осуществляется в отношении заказчика.

Таким образом, позиция представителей Заказчика и Уполномоченного органа относительно того, что  в банковской гарантии Бенифициаром должен выступать Уполномоченный орган – неправомерна.

Пункт 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе регламентирует, что Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).

На основании вышеизложенного, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в конкурсной  документации требования к условиям банковской гарантии, нарушают частью 7 статьи 42пункт 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Кроме того, изучив заявку Заявителя, Комиссия контрольного органа установила, и это не отрицается представителями Заказчика и Уполномоченного органа, что в составе своей заявки Заявитель представил банковскую гарантию, соответствующую требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частями 23 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям закона, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участника закупки в составе заявки на участие в конкурсе должен представить документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).

 Принимая во внимание положения постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005, статьи 45 Закона о контрактной системе, у Единой комиссии отсутствовали основания для отклонения заявка Заявителя.

Комиссия контрольного органа приходит к выводу о необходимости выдачи Предписания о повторном проведении процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе №0190200000316007923, с учетом вышеуказанных замечаний.

Руководствуясь  пунктом 3 части 14, пунктом 2 части 22 статьи 99частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ИНСТИТУТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ» (г. Новосибирск) на действия Единой комиссии по осуществлению закупок для нужд ЯНАО (ИНН: 8901017607)  при осуществлении закупки «Выполнение работ по разработке схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2018-2022 годы» (ОК; закупка № 0190200000316007923) обоснованной.

2. Признать Единую комиссию по осуществлению закупок для нужд ЯНАО нарушившей ч. 2 ст. 53  Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки № 0190200000316007923.

3. Выдать Уполномоченному органу, Единой комиссии по осуществлению закупок для нужд ЯНАО, Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.