РЕШЕНИЕ № 07-01/18.1(223)/47-2016 по жалобе ООО Компания <…>» (закупка № 31603942519)
РЕШЕНИЕ № 07-01/18.1(223)/47-2016
по жалобе ООО Компания <…>»
(закупка № 31603942519)
25 августа 2016 года г. Салехард
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Комиссия) в составе:
<…>;
рассмотрев дело № 07-01/18.1(223)/47-2016 по признакам нарушения Заказчиком МУП «Пуровские коммунальные системы» (629850; ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Геологов д.7, корпус 1) и его Закупочной комиссией положений Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при проведении запроса предложений «Выполнение работ по реконструкции водопроводных сетей по ул. 27 съезда КПСС п. Пуровск (1й этап)* для нужд МУП «Пуровские коммунальные системы»» (закупка № 31603942519),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО Компания «<…>» (г. Тюмень/почт.адрес: г. Губкинский) на действия Заказчика МУП «Пуровские коммунальные системы» и его Закупочной комиссии при проведении запроса предложений «Выполнение работ по реконструкции водопроводных сетей по ул. 27 съезда КПСС п. Пуровск (1й этап)* для нужд МУП «Пуровские коммунальные системы»» (закупка № 31603942519).
Заявитель указывает, что процедура запроса предложений была проведена с грубыми нарушениями действующего антикоррупционного законодательства и законодательства в сфере закупок, в частности:
1) Положение о закупке Заказчика МУП «ПКС» не содержит порога суммы начальной цены контракта, при которой может применяться запрос предложений;
2) Заказчиком необоснованно выбран такой способ закупки, как «запрос предложений», т.к., работы по контракту для Заказчика не отвечают требованиям «срочных и неотложных нужд» и начальная (максимальная) сумма обжалуемого контракта – более 23 миллионов рублей;
3) Положение о закупке МУП «ПКС» не содержит сведений о критериях и порядке оценки заявок при проведении конкретной закупки применительно к «запросу предложений»;
4) исходя из критериев оценки заявок, любая организация, имеющая сумму контрактов менее 3-х миллиардов рублей, даже при существенном снижении цены и сроков выполнения контрактов, не сможет победить другого участника, получившего 100 баллов за «опыт выполнения работ»;
5) В документации и в информационной карте не предусмотрена процедура проверки достоверности указанных в заявках сведений об опыте работы, а также публичность и открытость данных сведений, чтобы другие участники смогли объективно оценить достоверность предоставленных справок;
6) Заявитель считает, что сведения, представленные ООО «С<…>й» о том, что опыт его работы по реконструкции водопроводных сетей составляет более 3-х миллиардов рублей, являются ложными и не соответствующими реальности;
7) Документацией к процедуре запроса предложений, определенной Заказчиком в Извещении, определены 3 основных критерия оценки заявок: цена договора, срок выполнения работ и опыт выполнения аналогичных договоров. Вместе с тем, приведенная в Документации методика в виде таблицы по «опыту выполнения аналогичных договоров» не может быть применена при подсчете баллов, так как она изначально неправильная;
8) при подсчете окончательного рейтинга заявки в соответствии с формулой, приведенной в п. 3.9.5 Документации, в отношении ООО Компания «<…>» применен непредусмотренный документацией показатель - применена значимость «опыта» не 60 %, как предусмотрено Информационной картой, а 30%.
В жалобе указывается следующее.
Процедура запроса предложений была проведена с грубыми нарушениями действующего антикоррупционного законодательства и законодательства в сфере закупок.
Положение о закупке Заказчика МУП «ПКС» не содержит порога суммы начальной цены контракта, при которой может применяться запрос предложений.
Работы по контракту для Заказчика не отвечают требованиям «срочных и неотложных нужд», так как Документацией наиболее предпочтительным критерием предусмотрен не срок выполнения работ, а опыт.
Заявитель считает, что Заказчиком необоснованно выбран такой способ закупки, как «запрос предложений».
Положение о закупке Заказчика МУП «ПКС» вообще не содержит сведений о правилах оценки заявок, на основании которых разрабатываются и устанавливаются в документации о закупке критерии и порядок оценки заявок при проведении конкретной закупки применительно к «запросу предложений».
В соответствии с Документацией к процедуре и информационной карте, основным критерием оценки участника Заказчиком установлен «опыт работы по аналогичным договорам». Значимость данного критерия (Vb) составляет 60%.
При этом, чтобы получить максимальные 100 баллов по данному критерию необходимо, чтобы участником заявки было выполнено аналогичных работ на сумму более 3-х миллиардов рублей.
Фактически, любая организация, имеющая сумму контрактов менее 3- х миллиардов рублей, даже при существенном снижении цены и сроков выполнения контрактов не сможет победить другого участника, получившего 100 баллов за «опыт выполнения работ».
В соответствии с п. 11 п.п. 3.2.2 Документации к открытому запросу предложений, подтверждением «опыта работы» является Справка о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров (Форма 6 Раздела III). Данная справка не предполагает предоставления копий документов, подтверждающих сведения в справке и в принципе, любой участник может указать в справке любые сведения на любые суммы. Ни Документацией, ни информационной картой не предусмотрены ни процедура проверки достоверности указанных сведений, ни публичность и открытость данных сведений, чтобы другие участники смогли объективно оценить достоверность предоставленной справки.
ООО «С<…>й» предоставило справку о том, что опыт их работ по реконструкции водопроводных сетей составляет более 3-х миллиардов рублей.
Заявитель считает, что данные сведения являются ложными и не соответствующими реальности.
ООО Компания «<…>» несколько лет подряд выполняет подобные работы на территории Пуровского района ЯНАО, за несколько лет компания выполнила несколько контрактов именно по реконструкции водопроводных сетей на сумму более 60 миллионов рублей, и это при том. что компания постоянно осуществляет данные работы.
Кроме того, Заявитель считает, что при проведении «запроса предложений» допущены и процедурные нарушения.
В разделе 3.9 Документации открытого запроса предложений приведена методика подсчета каждого критерия, которая позволяет вывести общий балл и оценить заявку.
Вместе с тем, приведенная в Документации методика в виде таблицы по «опыту выполнения аналогичных договоров» не может быть применена при подсчете баллов, так как она изначально неправильная.
Так, напротив показателя «80» баллов указана сумма опыта работ в тыс. рублей «свыше 500 000 до 100 000», то есть свыше 500 миллионов рублей до 100 миллионов рублей, что невозможно в принципе. Ни один из участников не может соответствовать данному критерию. Таким образом, применение данной таблицы для расчета невозможно.
С учетом того, что к ООО Компания «<…>» была применена именно эта методика и по бальной системе ООО Компания «<…>» оценено именно в «80» баллов, данный недостаток методики напрямую затрагивает права участника закупки - ООО Компания «<…>».
Кроме этого, при подсчете окончательного рейтинга заявки в соответствии с формулой, приведенной в п. 3.9.5 Документации, в отношении ООО Компания «<…>» применен непредусмотренный документацией показатель.
Так, согласно Информационной карте (раздел II Документации), значимость критерия Vb «Опыт оказания услуг» составляет 60%. Вместе с тем, как следует из Итогового протокола запроса предложений, в п. 2.2.4 окончательный рейтинг подсчитан как : 100 *0,20 + 80 * 0,3 + 100 * 0,20 = 64.
То есть, к ООО Компания «<…>» применена значимость «опыта» не 60 %, как предусмотрено Информационной картой, а 30%.
Таким образом, окончательный рейтинг заявки ООО Компания «<…>» определен неправильно.
Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с размещением рассматриваемого заказа, регулируются Законом о закупках.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок проведения закупок указанными способами.
Положение о закупке должно содержать исчерпывающий перечень применяемых способов закупок. При этом для повышения прозрачности проводимых закупок заказчику следует установить в положении о закупке критерии выбора заказчиком способа закупки товаров, работ, услуг в зависимости от предмета договора и или цены договора.
Положение о закупках товаров, работ, услуг (версия 5 от 23.05.2013 (утв. 30.03.2012, размещено 23.05.2013) регламентирует процедуры закупки любых товаров, работ, услуг (далее — продукции) за счет средств МУП «ПКС» (далее — Заказчик, Предприятие, Организатор закупки) стоимостью свыше 100 тысяч рублей с НДС.
Согласно п. 1.7 Положения настоящее Положение является документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, и содержат требования к порядку подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с п. 9.1 Положения в случае отсутствия прямо предусмотренных иными пунктами настоящего Положения оснований или решений Комиссии, закупка любой продукции производится путем проведения запроса цен или запроса предложений.
Согласно Разделу 7 Положения применяемые Заказчиком способы закупок:
Конкурс;
Аукцион;
Запрос предложений;
Запрос цены;
Закупка у единственного поставщика;
Участие в процедурах торгов, организованных третьими лицами;
Конкурентные переговоры.
Процедура Запроса предложений определена пунктами 9.9.1 – 9.9.4 Положения.
Запрос предложений - процедура торгов, не влекущая за собой правовых последствий в соответствии со ст.ст.447-449 ГК РФ, подразумевающая под собой выбор победителя на основании ценового, качественного, гарантийного, временного критериев и условий оплаты, определяемых в документации (уведомлении) о проведении запроса предложений.
Запрос предложений может проводиться при выполнении любого из следующих условий:
- обстоятельства, требующие немедленного проведения закупки у единственного поставщика отсутствуют, а сложность продукции или условий ее поставки не допускают проведения запроса цен.
- при закупке материалов и уникального (именникового) оборудования.
- непредставления ни одной заявки при проведении Заказчиком закупки путем проведения ее другим способом;
- при закупке финансовых услуг независимо от объема и стоимости закупки.
В случае закупки особо сложной продукции запрос предложений может проводиться с применением специальных процедур закупки сложной продукции.
Наименование рассматриваемой закупки - Выполнение работ по реконструкции водопроводных сетей по ул. 27 съезда КПСС п. Пуровск ( 1й этап)* для нужд МУП «Пуровские коммунальные системы».
Начальная (максимальная) цена по Договору - 23 885 121,00 (Двадцать три миллиона восемьсот восемьдесят пять тысяч сто двадцать один) рубль 00 копеек, с учетом НДС 18 %.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу, что, исходя из предмета, для рассматриваемой закупки не выполняются условия, при наличии которых Заказчик был вправе принимать решение о проведении запроса предложений.
Рассмотрение жалобы в отношении других доводов Комиссия считает нецелесообразным в виду того, что Заказчиком неверно выбран способ закупки.
Каких либо обоснований, доводов, возражений в материалы дела Заказчиком не представлено.
Таким образом. Комиссия считает, что Заказчиком рассматриваемая закупка размещена без соблюдения требований Положения о закупках, что нарушает требования ч. 2 ст. 2 и ч. 3 ст. 3 Закона о закупках.
Между тем, Комиссия считает целесообразным отметить следующее.
1) Применение Заказчиками Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц (утв. ФАС России) не носит обязательного характера. Стандарт включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, которые могут быть использованы при утверждении положения о закупке.
2) Довод Заявителя относительно того, что Положение о закупке МУП «ПКС» не содержит сведений о правилах оценки заявок, на основании которых разрабатываются и устанавливаются в документации о закупке критерии и порядок оценки заявок при проведении конкретной закупки применительно к «запросу предложений» не нашел своего подтверждения.
Особенности процедуры запроса предложений регламентированы пунктами 10.4.1 – 10.4.10 Положения, из которых следует.
- Заказчик устанавливает критерии для оценки предложений и определяет порядок (в том числе иерархию) их применения при оценке предложений.
- В запросе предложений должна содержаться следующая информация:
- наименование и адрес Заказчика;
- описание потребностей в продукции, включая технические и другие параметры, которым должно соответствовать предложение, номенклатуру, объем, сроки и место поставки;
- существенные условия договора или предложение участнику о предоставлении своей редакции договора для рассмотрения;
- критерии и порядок оценки предложений и выбора победителя;
- будут или не будут проводиться переговоры;
- порядок подачи и рассмотрения технических и коммерческих предложений;
- любые инструкции для подачи предложений, включая формат предоставления предложений, сроки и т.д.
- Организатор закупки применяет следующие процедуры при оценке предложений:
- учитываются только критерии, опубликованные в запросе предложений;
- качество предложений оценивается отдельно от цены (анализ цена-качество).
Согласно Информационной карте, Заказчиком определены следующие критерии оценки:
- 1. Цена договора; Значимость критерия (Va) 20 %
- 2. Опыт оказания услуг; Значимость критерия (Vв) 60 %
- 3. Срок выполнения работ; Значимость критерия (Vс) 20 %.
Оценка заявок регламентирована пунктом 3.9 Документации.
3) Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки, в том числе к опыту выполнения работ, и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, а также с учетом требований антимонопольного законодательства.
Требование Заказчика к стоимости ранее выполненных аналогичных работ (на сумму более 3-х миллиардов рублей) не противоречит положениям Закона о закупках.
4) Проверка достоверности сведений, представляемых участниками закупки относится к компетенции Заказчика, обязательность данной процедуры законодательством прямо не установлена.
5) В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Довод Заявителя относительно того, что к ООО Компания «<…>» применена значимость «опыта» не 60 %, как предусмотрено Информационной картой, а 30% Заказчиком никоим образом не опровергнут.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) не размещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
4) не размещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с правилами данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в т.ч., на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, Закон о защите конкуренции (части 1, 5 статьи 17, часть 4.2 статьи 23) позволяет антимонопольному органу рассматривать жалобы участников закупки и в тех случаях, когда жалоба подана не по основаниям, указанным в части 10 статьи 3 Закона о закупках, но содержит сведения о нарушении заказчиком при организации и проведении закупки требований антимонопольного законодательства.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия усматривает в действиях Заказчика МУП «Пуровские коммунальные системы» и его Закупочной комиссией нарушения требований ч. 2 ст. 2 и ч. 3 ст. 3 Закона о закупках, а также Положения о закупках товаров, работ, услуг МУП «Пуровские коммунальные системы», кроме того, Закупочной комиссией, в нарушение ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, предъявлены к участнику закупки ООО Компания «<…>» требования, не предусмотренные документацией о закупке № 31603942519.
Исходя из Положения о закупках товаров, работ, услуг МУП «Пуровские коммунальные системы» - Запрос предложений – это процедура торгов…
При выявлении нарушений антимонопольный орган выдает организаторам торгов предписания, обязательные для исполнения, в том числе об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, о направлении извещения о проведении торгов, об аннулировании торгов (пункт 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В силу частей 4, 5 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
Жалоба ООО Компания «<…>» поступила в Ямало-Ненецкое УФАС России 16.08.2016. Информация о заключении договора по результатам торгов «Выполнение работ по реконструкции водопроводных сетей по ул. 27 съезда КПСС п. Пуровск (1й этап)* для нужд МУП «Пуровские коммунальные системы»» (закупка № 31603942519) на официальном сайте http://zakupki.gov.ru на дату заседания Комиссии контрольного органа отсутствует.
Руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО Компания «<…>» на действия Заказчика МУП «Пуровские коммунальные системы» и его Закупочной комиссии при проведении запроса предложений «Выполнение работ по реконструкции водопроводных сетей по ул. 27 съезда КПСС п. Пуровск (1й этап)* для нужд МУП «Пуровские коммунальные системы»» (закупка № 31603942519) обоснованной.
- Признать Заказчика МУП «Пуровские коммунальные системы» нарушившим ч. 2 ст. 2 и ч. 3 ст. 3 Закона о закупках, а также Положение о закупках товаров, работ, услуг МУП «Пуровские коммунальные системы».
- Признать Закупочную комиссию МУП «Пуровские коммунальные системы» нарушившей ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.
- Выдать Заказчику МУП «Пуровские коммунальные системы» и его Закупочной комиссии Предписание об аннулировании торгов «Выполнение работ по реконструкции водопроводных сетей по ул. 27 съезда КПСС п. Пуровск (1й этап)* для нужд МУП «Пуровские коммунальные системы»» (закупка № 31603942519).
В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.