Решение № 04-01/280-2016 по жалобе ООО «ЭРФОЛЬГ» (закупка № 0190300001316000663)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/280-2016

по жалобе ООО «ЭРФОЛЬГ»

(закупка № 0190300001316000663)

25 августа  2016 года                                                                                                г. Салехард

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

рассмотрев жалобу ООО «ЭРФОЛЬГ» (г. Екатеринбург) на действия Аукционной  комиссии  МКУ «Управление городского хозяйства» (ИНН: 8911024650)  при осуществлении закупки «Выполнение комплекса работ по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда, расположенного на территории МО г. Тарко-Сале» (закупка № 0190300001316000663),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «ЭРФОЛЬГ» на действия Аукционной            комиссии  МКУ «Управление городского хозяйства» при осуществлении закупки на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда, расположенного на территории МО г. Тарко-Сале.

Заказчик – МКУ «Управление городского хозяйства». НМЦ контракта 2 266 670,68 рублей.

По мнению Заявителя, решение Аукционной комиссии по отклонению первой части его заявки незаконно.

В жалобе указывается. По результатам рассмотрения заявки на участие в аукционе 0190300001316000663 заявка Заявителя отклонена по следующей причине:                                               

«На основании ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе и п. 3.2.2 документации об электронном аукционе - первая часть заявки не соответствует требованиям пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и пп. 3 п. 3.2.2 документации об аукционе. Участником закупки не указаны конкретные показатели используемого товара: п. 22 Технического задания – толщина плиток керамических для полов; Рубероид РКП-350; Толщина фанеры строительной не соответствует требованиям заказчика. Отсутствуют ГОСТы используемых материалов».

Заявитель считает, что отклонение заявки по данной причине является нарушением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, так как исходя из положений пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе Участник, при поставке товара, в отношении которого в документации о таком аукционе не содержится указание на товарный знак, в составе первой части заявки указывает те характеристики, которые были установлены заказчиком в документации.

В аукционной документации отсутствует требование на указание ГОСТ, как конкретного показателя используемого товара. Все конкретные показатели, указанные в первой части заявки соответствуют действующим ГОСТ.

Первая часть заявки содержит обязательство о соответствии выполняемых работ действующим ГОСТ.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заявителем не указан в жалобе порядковый номер его заявки. Исходя из доводов жалобы заявке заявителя был присвоен порядковый номер 2.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.08.2016 №0190300001316000663-1 первая часть заявки № 2 отклонена и участнику закупки отказано в допуске к аукциону по следующим основаниям:

«…Участником закупки не указаны конкретные показатели используемого товара:

п. 22 Технического задания – толщина плиток керамических для полов;

Рубероид РКП-350;

Толщина фанеры строительной не соответствует требованиям заказчика.

Отсутствуют ГОСТы используемых материалов».

Заказчик обосновывает причины отклонения первой части заявки с порядковым номером 5, тогда как из текста жалобы следует, что заявитель обжалует отклонение заявки № 2.

Между тем, сравнив первую часть заявки, представленную Заказчиком и первую часть заявки, представленную Заявителем, Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что заявке Заявителя присвоен порядковый номер 5.

Основания для отклонения первой части заявки № 5, согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.08.2016 №0190300001316000663-1:

«На основании ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе и п. 3.2.2 документации об электронном аукционе - первая часть заявки не соответствует требованиям пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и пп. 3 п. 3.2.2 документации об аукционе. Участником закупки не указаны конкретные показатели используемого товара:

Отсутствуют ГОСТы используемых материалов».

 

Между тем, аукционной комиссией не учтено следующее.

Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Проанализировав первую часть заявки № 5, аукционную документацию,  Комиссия контрольного органа установила следующее.

Согласно пункту 7 Информационной карты «Наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Федерального закона №44-ФЗ, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Количество (объем) товара (работ, услуг)»:

«…Наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 закона № 44-ФЗ, условия закупки, количество (объем) товара (работ, услуг) указаны в Части II документации об электронном аукционе (Технические требования) и Части III документации об электронном аукционе (Проект контракта)».

В Протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.08.2016 №0190300001316000663-1 указано»

«Участником закупки не указаны конкретные показатели используемого товара:

Отсутствуют ГОСТы используемых материалов».

В силу ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

 

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе  при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать следующую информацию:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Таким образом, законодатель не обязывает участника закупки в заявке указывать ГОСТы используемых материалов.

Кроме того, в силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, помимо прочего, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной.

Данное согласие в заявке Заявителя присутствует.

 Решение аукционной комиссии об отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе не соответствует нормам Закона о контрактной системе.

Как указывает Заказчик, Технические требования, указанные в аукционной документации: Работы выполнить в соответствии с требования нормативной документации в строительстве (СНиП, СП, НПБ и т.д.), все применяемые материалы должны соответствовать ГОСТ и должны быть согласованы с заказчиком. Обеспечить в ходе выполнения работ необходимые мероприятия по технике безопасности, пожарной безопасности и охране окружающей среды в соответствии с природоохранным законодательством и технологией работ.

Исходя из содержания первой части заявки заявителя следует, что их фирма обязуется выполнить работы в соответствии с действующим законодательством и подзаконными актами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, сметной документацией, ГОСТ, ОСТ, ТУ, требованиями муниципального контракта и настоящего технического задания. А строительные материалы, оборудование и комплектующие изделия будут надлежащего качества, иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и (или) другие документы, удостоверяющие их качество. Проанализировав содержание данного абзаца нельзя прийти к однозначному выводу о гарантиях подрядчика полного соответствия ГОСТам именно материалов, а не только работ.

Заказчик устанавливает в своем техническом задании требование об обязательном соответствии материалов требованиям ГОСТ с целью предотвращения использования в работе некачественного товара. Именно при подаче первой части заявки на участие в электронном аукционе у участников есть возможность предложить заказчику наиболее лучший и качественный материал, соответствующий всем установленным требованиям.

Заказчик, объявляя тот или иной вид закупки на официальном сайте, желает по результатам процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заключить муниципальный контракт и быть уверенным в высоком качестве выполненных работ, а значит и в качестве используемого материала. Ссылка на соответствие Государственному стандарту является прямым указанием на качество товара и является гарантией для заказчика надлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств.

Предметом настоящей закупки является выполнение комплекса работ по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда, а значит, что качество используемых материалов затрагивает не только условия муниципального контракта, но и жизнь и здоровье граждан, которые будут в дальнейшем проживать в этих квартирах.

Поэтому, Заказчик считает, что указание на соответствие требованиям ГОСТ в данном случае является обязательным.

Также Заказчик обращает внимание на то, что проведя анализ характеристик, указанных заявителем и характеристик, указанных производителем на своем официальном сайте в сети Интернет, выявлены несоответствия, а именно плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем и краска поливинилацетатная водоэмульсионная.

Ознакомившись  с вышеуказанными возражениями Заказчика, Комиссия контрольного органа находит их несостоятельными, документально не подтвержденными.

Заказчиком не указана ни одна позиция заявки Заявителя, которая не соответствовала бы требованиям п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и положениям аукционной документации.

Ссылка в Протоколе на пп. 3 п. 3.2.2 документации об аукционе также не обосновывает позицию Заказчика, в виду того, что пп. 3 п. 3.2.2 документации об аукционе повторяет положения п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Право аукционной комиссии на отклонение первой части заявки и отказ в допуске к участию в аукционе по причине не указания ГОСТов, как указано ранее, Законом о контрактной системе не предусмотрено.

 

Кроме того, относительно требования Заказчика, установленные в п. 3.2.2.1. Инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов):

«… Требуется указать конкретные показатели, характеристики каждого вида товара (материала), применяемого при производстве работ в соответствии с требованиями ЧАСТИ II. Технические требования документации об аукционе, нормативной и технической документации, входящих в состав аукционной документации.

Показатели физико-механических свойств, а так же иные качественные и количественные характеристики каждого товара (материала) в рамках одной характеристики, должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара (материала) с учетом реально существующих физико-механических свойств требуемого товара (материала) и не должны противоречить составу документации об аукционе в электронной форме, а так же законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае если ГОСТы, представленные в приложении являются устаревшими, то следует применять данный номер ГОСТа но в действующей редакции  (с иным индексом после номер - ..), Комиссия контрольного органа отмечает следующее.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.

При этом положения пункта 4 части 1 статьи 50пункта 2 части 1 статьи 64пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Согласно позиции ФАС России, в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что действия Аукционной           комиссии  МКУ «Управление городского хозяйства», принявшей решение об отказе в допуске участнику закупки с порядковым номером "5", нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 1 статьи 2пунктом 1 части 15пунктом 2 части 22 статьи 99частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссии

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ЭРФОЛЬГ» (г. Екатеринбург) на действия Аукционной  комиссии  МКУ «Управление городского хозяйства» (ИНН: 8911024650)  при осуществлении закупки «Выполнение комплекса работ по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда, расположенного на территории МО г. Тарко-Сале» (закупка № 0190300001316000663) обоснованной.

2. Признать Аукционную комиссию МКУ «Управление городского хозяйства» нарушившей  ч. 5 ст. 67  Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки № 0190300001316000663.

3. Выдать Аукционной комиссии, Уполномоченному органу, Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе  предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении Аукционной     комиссии МКУ «Управление городского хозяйства» в составе П.Н. Егурнов, И.Д. Власов, Е.В. Осадчая, М.Р. Миннахметов, принявшей неправомерное решение об отказе в допуске к участию в аукционе № 0190300001316000663 участнику закупки ООО «ЭРФОЛЬГ» (заявка № 5).

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.