• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Решение № 04-01/59-2017 по жалобе ООО «Спецремстройгарант» (извещение № 0190200000317000613)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/59-2017

по жалобе ООО «Спецремстройгарант»

 (извещение № 0190200000317000613)

14 марта 2017 года                                                                                         г. Салехард

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

<…>,

рассмотрев жалобу ООО «Спецремстройгарант» (г. Черняховск) (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН: 8901017526) при осуществлении закупки «Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Акушерский корпус, ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Геологоразведчиков, д. 7, в том числе ПИР» (извещение № 0190200000317000613) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили жалоба Заявителя на положения аукционной документации № 0190200000317000613.

По мнению Заявителя, положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе, а именно:

- Заказчик разместил, требования к применяемым материалам (Приложение 1,3) в формате pdf

- Заказчиком не указаны нормы ГОСТ для применяемых материалов/товаров, при этом не указана причина невозможности использования конкретных ГОСТ на каждый требуемый материал;

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено:

В соответствии с частью 1 статьи 60 Закона о контрактной системе установлено, что обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

В соответствии с частью 6 статьи 60 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента размещения информации, связанной с проведением электронного аукциона, в единой информационной системе и на электронной площадке указанная информация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе и на электронной площадке без взимания платы. При этом согласно части 9 статьи 60 Закона о контрактной системе в случае, если предусмотрено направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или этим участником заказчику, указанный документооборот осуществляется через электронную площадку.

В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.

Взаимодействие указанной информационной системы с иными информационными системами, в соответствии с ч. 2 данной статьи, обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

В силу ч. 2 ст. 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в ч. 1 данной статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 913 утверждено Положение о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию, вступившее в силу с 1 января 2014 г.

Согласно письму Минэкономразвития России от 23.05.2016 №Д28и-1299, на которое, в т.ч., ссылается Заявитель, установлено, что согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414, размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.

При этом необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.

На основании изложенного Минэкономразвития России полагает, что, если документация о закупке, размещенная заказчиком в ЕИС, содержит ограничения для ознакомления (текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов), данное действие нарушает положения Закона о контрактной системе.

Между тем, информация, размещаемая на официальных сайтах с целью проведения аукциона, должна быть доступной. Однако Закон о контрактной системе и Положение не закрепляют, в каком именно формате она должна быть опубликована в Интернете.

Суды при рассмотрении аналогичных вопросов допускают наличие фонового рисунка в формате PDF.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 13.03.2014 N Ф05-494/2014 суд указал, что PDF - стандартный межплатформенный формат файлов, позволяющий осуществлять обмен готовыми к печати документами, который создается при сканировании бумажных форм документов сканерами различных производителей, в соответствии со спецификацией AdobePortableDocumentFormat; при сканировании PDF файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование. В таком виде документы в формате PDF размещаются и позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами. Таким образом, размещенная на сайте документация опубликована в общедоступных форматах, доступна для ознакомления и не зашифрована. При этом фоновый рисунок в формате PDF возможности ознакомления участников размещения заказа с документацией об аукционе не ограничивает.

Также в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2013 N 09АП-32648/2013 разъяснено, что при сканировании PDF файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование. В таком виде документы в формате PDF размещаются и позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами.

Несмотря на то, что вышеприведенные судебные акты основаны на анализе норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", они остаются актуальными и на момент рассмотрения настоящего дела, так как Законо контрактной системе содержит аналогичные требования, предъявляемые к доступности и открытости информации, размещаемой в единой информационной системе в сфере закупок с целью проведения электронного аукциона.

Согласно решению Арбитражного суда Тверской области от 22.01.2015 № А66-15075/2014, постановлению Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 и постановлению Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.09.2015 по тому же делу № А66-15075/2014, Определению Верховного суда Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 307-КГ15-17127), суды пришли к следующим выводам:

«…Основной целью функционирования официального сайта является размещение соответствующей информации и обеспечение беспрепятственного доступа с целью ознакомления с ней всех заинтересованных лиц. Требований об обязательном наличии на официальном сайте возможности копирования и печати фрагментов текста не установлено.

… Заказчик был обязан разместить информацию об аукционе на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных именно с ее ознакомлением.

Ни нормы Закона о контрактной системе, ни Положения N 913 не устанавливают требований к форматам размещаемых файлов и их функциональным характеристикам, а наличие/отсутствие возможности печати и копирования фрагментов текста аукционной документации не ограничивает пользовательский доступ и не препятствует ознакомлению с ней.

Информация, размещаемая на официальных сайтах с целью проведения закупочных процедур, должна быть доступной.

… Вместе с тем, как установлено судами, ни Закон о контрактной системе, ни указанные Положения не содержат требований об обязательном обеспечении при размещении информации на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов возможности копирования фрагментов текста, как и не закрепляют, в каком именно формате она должна быть опубликована.

Термин «ознакомление» буквально означает получение сведений, приобретение каких-либо знаний, получение представлений о чем-нибудь».

Кроме того, судами указано, что все участники аукциона находились в равных правах и имели равные возможности как по ознакомлению с размещенной информацией (документацией), так и по возможности её копирования, размещение информации в формате PDF, не поставило кого-либо в преимущественное положение по отношению к другим участникам аукциона.

Таким образом, исходя из анализа норм Закона о контрактной системе, Положения и судебной практики можно сделать вывод, что фоновый рисунок в техническом задании, а именно Приложения 1.3 «Требования к товарам (материалам) применяемым при выполнении работ по капитальному ремонту объекта: «Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Акушерский корпус, ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Геологоразведчиков, д. 7, в том числе ПИР» документации об электронном аукционе (далее – Приложение 1.3), в формате PDF не ограничивает возможности ознакомления участников размещения заказа с документацией об аукционе, а также есть возможность конвертирования Приложения 1.3.

При сканировании PDF файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование. В таком виде документы в формате PDF размещаются и позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами.

PDF - стандартный межплатформенный формат файлов, позволяющий осуществлять обмен готовыми к печати документами, который создается при сканировании бумажных форм документов сканерами различных производителей, в соответствии со спецификацией AdobePortableDocumentFormat; при сканировании PDF файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование. В таком виде документы в формате PDF размещаются и позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами.

Таким образом, размещенная на сайте документация опубликована в общедоступных форматах, доступна для ознакомления и не зашифрована. При этом фоновый рисунок в формате PDF возможности ознакомления участников размещения заказа с документацией об аукционе,а именно Приложения 1.3 «Требования к товарам (материалам) применяемым при выполнении работ по капитальному ремонту объекта: «Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Акушерский корпус, ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Геологоразведчиков, д. 7, в том числе ПИР» документации об электронном аукционе (далее – Приложение 1.3), не ограничивает.

Жалоба в данной части признается необоснованной.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Между тем, из вышеуказанных норм не следует, что в описании объекта закупки должно содержаться указание на конкретный ГОСТ.

Пунктом 1.3. проекта контракта установлено, в том числе следующее:

«Подрядчик  гарантирует выполнение  работ и поставку материала по Контракту в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ, приказа Минэкономразвития России №229 от 04.06.2010 года, СНиП, ГОСТ и технических  регламентов».

Таким образом, из аукционной документации не следует, что у участников закупки отсутствует возможность использования конкретных ГОСТ на каждый требуемый материал.

Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании.

Частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Поскольку заявитель предполагают, что утвержденная документация ущемляет его права и законные интересы, положение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.

Более того, необходимо иметь в виду, что установление в аукционной документации нарушения положений Закона о контрактной системе и выдача соответствующего предписания об устранении допущенных нарушений должно повлечь за собой восстановление нарушенных прав и законных интересов подателя жалобы, между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки.

Кроме того, отсутствует факт нарушения прав и законных интересов заявителя, а заявителем может быть только лицо, чьи права и законные интересы нарушены.

Таким образом, доводы жалобы ООО «Спецремстройгарант» относительно того, что  действия заказчика при осуществлении закупки № 0190200000317000613 не правомерны и необоснованны, нарушают законные интересы участников закупки, в том числе Заявителя, а также приводят к ограничению доступа к участию в аукционе, не нашли своего подтверждения.

При вышеизложенных обстоятельствах Комиссия контрольного органа приходит к выводу, об отсутствии в действиях Заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия

 

решила:

 

Признать жалобу ООО «Спецремстройгарант» (г. Черняховск) на действия Заказчика - ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН: 8901017526) при осуществлении закупки «Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Акушерский корпус, ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Геологоразведчиков, д. 7, в том числе ПИР» (извещение № 0190200000317000613) необоснованной.