РЕШЕНИЕ № 07-01/18.1(223)/17-2017 по жалобе ООО «Агат-Коми» (извещение № 31704823093)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

РЕШЕНИЕ № 07-01/18.1(223)/17-2017
по жалобе ООО «Агат-Коми»
(извещение № 31704823093)
27 марта 2017 года                                                                                          г. Салехард

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Комиссия) в составе:
<…>,
при участии:
<…>
рассмотрев дело № 07-01/18.1(223)/17-2017 по признакам нарушения Заказчиком – АО «Салехардэнерго» (ИНН: 8901030855) в лице Закупочной комиссии положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме «Поставка автомобиля TOYOTA RAV 4» (извещение № 31704823093),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «Агат-Коми» (г. Нижний Новгород) на действия Закупочной комиссии АО «Салехардэнерго» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме «Поставка автомобиля TOYOTA RAV 4».
По мнению Заявителя, решение Закупочной комиссии о признании его заявки не соответствующей документации и об отказе ему в допуске к участию в запросе предложений неправомерно.
Из жалобы установлено.
ООО «Агат-Коми» приняла участие в открытом запросе предложений на поставку автомобиля TOYOTA RAV 4.
Извещением  установлены следующие требования к оформлению заявок:
К заявке должны быть приложены:
1.    Точная опись документов, прилагаемых к заявке, с указанием номера страницы каждого прилагаемого документа.
2.    Декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (по форме - Приложение № 3 к извещению) либо выписка из единого реестра субъектов МСП.
3.    Декларация о соответствии участника требованиям (по форме - Приложение № 4 к извещению).
4.    Карточка предприятия.
5.Заверенные руководителем участника закупки копии учредительных документов (для юридического лица).
6. Копию выписки из ЕГРЮЛ, заверенную руководителем участника (для юридических лиц), полученную не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса, выписку из ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей), копии документов удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц).
7. Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами участника закупки (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности (далее также - руководитель участника закупки).
В случае если от имени юридического лица действует иное лицо, заявка на участие в закупке должна содержать также оригинал или нотариально заверенную копию соответствующей доверенности, подписанной руководителем участника закупки.
8.Заверенную руководителем участника закупки копию свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
9.    Решение об одобрении или о совершении крупной сделки (сделки с заинтересованностью) либо заверенная руководителем участника закупки копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ или учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или предоставление обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой (сделки с заинтересованностью).
В случае если для участника закупки не требуется решение о совершении крупной сделки, заявка на участие в конкурсе должна содержать заявление за подписью руководителя участника закупки о том, что данная сделка не является для участника закупки крупной, сделкой с заинтересованностью и не требует принятия решения об ее одобрении (совершении). В случае, если на стороне участника закупки участвуют несколько лиц, каждое из данных лиц предоставляет указанные документы.
10.    Документы, подтверждающие отсутствие в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых предусмотрено Законом о закупках (Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «Озакупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), а так же Законом о контрактной системе (Федеральный закон от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), сведений об участнике размещения заказа, а именно скрин-шот с ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
11.    Копию письма о применяемой системе налогообложения.
12.    Все документы (листы документов) приложение к заявке на участие в закупке должны быть заверены ЭЦП Участника в соответствии с регламентом работы Электронной торговой площадки (rts - tender.ru).
Закупочной комиссией протоколом № 03/17-зпэф рассмотрения и допуска заявок требованиям, закрепленным в извещении от 06.03.2017 указано, что ООО «Агат-Коми» не допущен до проведения запроса предложений, со ссылкой на отсутствие документов в составе заявки, а именно: «Копии свидетельств о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей)».
Заявитель считает, решение Закупочной комиссии неправомерным и указывает, что в составе его заявки документ, а именно копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) был представлен, что подтверждается представленными приложениями к жалобе.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя Заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с размещением рассматриваемого заказа, регулируются Законом о закупках.
На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1)    не размещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2)    предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3)    осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
4)    не размещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с правилами данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в т.ч.,  на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, Закон о защите конкуренции (части 1, 5 статьи 17, часть 4.2 статьи 23) позволяет антимонопольному органу рассматривать жалобы участников закупки и в тех случаях, когда жалоба подана не по основаниям, указанным в части 10 статьи 3 Закона о закупках, но содержит сведения о нарушении заказчиком при организации и проведении закупки требований антимонопольного законодательства.
Заказчиком в материалы дела представлены возражения, из которого Комиссией установлено следующее.
Заявка на участие в закупке ООО «Агат-Коми» была отклонена по следующим причинам:
- отсутствует свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе (ИНН, КПП).
Однако, протокол № 03/17-зпэф рассмотрения и допуска заявок требованиям, закрепленным в извещении от 06.03.2017 содержал информацию о том, что – в составе заявки заявителя отсутствуют копии свидетельств о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Между тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснила, что в протоколе № 03/17-зпэф рассмотрения и допуска заявок требованиям, закрепленным в извещении от 06.03.2017 была допущена техническая ошибка, в части отсутствия в составе заявки Заявителя «Копии свидетельств о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей)» в связи с чем, была исправлена с указанием на отсутствие свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе (ИНН, КПП) и размещена на электронной торговой площадке rts - tender.ru - 09.03.2017.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснила, что свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе (ИНН, КПП) является учредительным документом и извещением о проведении закупки установлены были требования к составу заявки о предоставлении этого документа, как учредительный документ юридического лица.
В силу части 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).
На основании части 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.
В соответствии с частью 3 статьи 89 Гражданского кодекса Российской Федерации учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является его устав.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее – Закон об обществе) Учредительным документом общества является устав общества. Общество действует на основании утвержденного его учредителями (участниками) устава общества либо типового устава, утвержденного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - типовой устав). Указанный федеральный орган исполнительной власти в течение трех рабочих дней со дня официального опубликования нормативного правового акта, которым утвержден типовой устав, обязан направить типовой устав в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для размещения типового устава на официальном сайте такого органа. Нормативный правовой акт об утверждении типового устава вступает в силу в срок, установленный этим нормативным правовым актом, но не ранее чем по истечении пятнадцати дней после дня его официального опубликования.
Частью 2 статьи 12 2. Закона об обществе установлено, что устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, должен содержать:
- полное и сокращенное фирменное наименование общества;
- сведения о месте нахождения общества;
- сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; 
- сведения о размере уставного капитала общества; 
- права и обязанности участников общества;
- сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;
- сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;
- сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;
- иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. 
Устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.
Таким образом, указанные нормы действующего законодательства к учредительным документам общества с ограниченной ответственностью относят лишь «Устав».
При этом Комиссия обращает внимание на то, что извещение которое является составной частью документации о закупке, не предусмотрено предоставление участником свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе (ИНН, КПП), которое как указано выше не отнесено законодателем к учредительным документам общества с ограниченной ответственностью.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика признала тот факт, что документацией по рассматриваемой закупке не было предусмотрено представление документа, а именно свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе (ИНН, КПП).
Таким образом, действия Закупочной комиссии Заказчика по отклонению заявки участника ООО «Агат-Коми» по основаниям не предусмотренным документацией свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 6 статьи 3 Закона о закупках при проведении открытого запроса предложений в электронной форме «Поставка автомобиля TOYOTA RAV 4» (извещение № 31704823093).
Поэтому, доводы жалобы признаются обоснованными.
При решении вопроса о необходимости выдачи предписания Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что в данном случаи его выдать невозможно, так как договор по результатам торгов на момент принятия решения по существу уже заключен, а у антимонопольных органов отсутствуют полномочия по расторжению заключенных договоров.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу  ООО «Агат-Коми» (г. Нижний Новгород) на действия Закупочной комиссии АО «Салехардэнерго» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме «Поставка автомобиля TOYOTA RAV 4» (закупка № 31704823093) обоснованной.
2. Признать Заказчика АО «Салехардэнерго» и его Закупочную комиссию нарушившими требования части 6 статьи 3 Закона о закупках при проведении открытого запроса предложений в электронной форме «Поставка автомобиля TOYOTA RAV 4» (закупка № 31704823093).
3. Предписание об устранении нарушений Закона о закупках не выдавать в виду заключения договора по результатам проведения открытого запроса предложений в электронной форме «Поставка автомобиля TOYOTA RAV 4» между победителем и заказчиком на момент принятия решения.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ в отношении Закупочной комиссии Заказчика при проведении открытого запроса предложений в электронной форме «Поставка автомобиля TOYOTA RAV 4» (закупка № 31704823093) нарушившим требования  части 6 статьи 3 Закона о закупках.