Решение № 04-01/493-2017 по жалобе ООО «…» (извещение № 0390300024817000019)

23 ноября 2017 года                                                                                             г. Салехард

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

Члены Комиссии:

«…» – ведущий специалист-эксперт отдела закупок и торгов Управления;

«…» – главный специалист-эксперт отдела закупок и торгов Управления,

Рассмотрев жалобу ООО «…» (г. Улан-Удэ)(далее – Заявитель), на действия Администрации села Гыда (ИНН: 8910003600)(далее – Заказчик), при осуществлении закупки способом электронного аукциона «Работы по сносу зданий и сооружений», Начальная (максимальная) цена контракта – 25 957 415 руб. 00 коп. (извещение № 0390300024817000019) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.

Предмет закупки – Работы по сносу зданий и сооружений;

Дата и время начала подачи заявок  30.10.2017 18:08;

Дата и время окончания подачи заявок     20.11.2017 18:00;

Начальная (максимальная) цена контракта – 25 957 415 рублей 00 копеек;

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

Извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).

Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

 

Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

  1. Указанные требования к участникам закупки установлены Заказчиком в проекте контракта (п. 2.1.16) нарушает законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
  2. Заказчиком нарушены требования статьи 37 Закона о контрактной системе.

 

По заявленным в жалобе доводам Заказчиком представлены возражения.

По жалобе ООО «…» сообщаем следующее:

  1. Действительно специалистом Администрации села Гыда была допущена ошибка, при заключении контракта данные пункты требований будут исключены из проекта контракта при его подготовке к подписанию.

Считаем доводы ООО «…» по ограничению участников необоснованными т.к. принято и допущено к участию в электронном аукционе 11 заявок;

  1. По нарушению Заказчиком требований статьи 37 Закона о контрактной системе сообщаем, что была допущена ошибка по установлению данного требования, готовы внести изменения.

 

Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

  1. Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

 

Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

 

Правительством Российской Федерации 15.05.2017 принято постановление № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление № 570).

Согласно подпунктам «а», «б» пункта 2 Постановление № 570 подлежат включению заказчиком в документацию о закупке:

возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам;

конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.

 

В п. 2.1.16. Проекта контракта установлено: Виды работ, совпадающие с перечнем работ, перечисленных в сметной документации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, выполнить самостоятельно.

 

Согласно извещению о проведении закупки, документации об Аукционе, объектом закупки является выполнение работ по сносу зданий и сооружений.

Перечень работ в разделе документации потребность заказчика в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (описание объекта закупки), равно как и сам объект закупки, а соответственно, проект контракта, не содержат работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что из положений документации об Аукционе не следует, что в рамках исполнения контракта предусмотрены работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.

 

Предметом правового регулирования Постановление № 570 является установление видов и объемов работ исключительно по строительству и реконструкции объектов капитального строительства. Указание на иные виды строительных работ в данном нормативном правовом акте отсутствует.

Таким образом, Заказчик в нарушение требований Закона о контрактной системе установил неправомерные требования к участникам закупки.

Довод Заявителя обоснован.

 

  1.  Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

 

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.

 

Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Согласно извещению о проведении Аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 25 957 415 руб. 00 коп.

Разделом 16 Информационной карты электронного аукциона предусмотрено:

«Обеспечение исполнения контракта:

Размер:

а) 1 297 870,75 руб. (5%)

б) 1 946 806,13 руб. (1 297 870,75 х 1,5) или информация, подтверждающая добросовестность участника электронного аукциона на дату подачи заявки на участие в электронном аукционе, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет более пятнадцати миллионов рублей, но при этом Заказчиком в аукционной документации предусмотрена возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника электронного аукциона на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащим образом антидемпинговые меры в документации об Аукционе, нарушают пункт 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, довод Заявителя обоснован.

 

Согласно п. 3.30. Административного регламента Комиссия при рассмотрении жалобы проводит в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и настоящим Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы.

При этом проверяется соответствие действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также документов по организации и осуществлению закупки, являющейся предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

В ходе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

Пунктом «и» части 18 Информационной карты электронного аукциона установлено:

Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих

работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;

наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

 

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены в соответствии с пунктом 2 приложения № 1 Постановления № 99.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению № 99, к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Таким образом, такое дополнительное требование предъявляется в случае, если объектом закупки являются работы строительные, которые относятся к указанным группам работ.

Согласно извещению о проведении закупки, документации об Аукционе, объектом закупки является выполнение работ по сносу зданий и сооружений.

Комиссией установлено, что перечень работ в разделе документации потребность заказчика в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (описание объекта закупки), равно как и сам объект закупки, а соответственно, проект контракта, не содержат работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что из положений документации об Аукционе не следует, что в рамках исполнения контракта предусмотрены работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.

Таким образом, положение Постановления № 99, предписывающее предъявление к участникам закупки дополнительных требований, при осуществлении закупки на выполнение работ, подлежащих к выполнению в рамках исполнения контракта, не применяется.

Следовательно, Заказчик неправомерно установлены в документации об Аукционе дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением № 99.

 

Комиссия пришла к выводу о том, что Аукционная документация не соответствует обязательным требованиям Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика имеются нарушения требований Закона о контрактной системе. Соответственно имеются основания для выдачи предписания о приведении аукционной документации в соответствие с действующим законодательством

 

Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «…» (г. Улан-Удэ), на действия Заказчика Администрации села Гыда (ИНН: 8910003600), при осуществлении закупки способом электронного аукциона «Работы по сносу зданий и сооружений», Начальная (максимальная) цена контракта – 25 957 415 руб. 00 коп. (извещение № 0390300024817000019), обоснованной.

 

  1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 31, пункт 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

  1. Выдать Заказчику – Администрации села Гыда (ИНН: 8910003600) предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

 

  1. Передать материалы дела от 23.11.2017 № 04-01/493-2017 соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                                 «…»

 

Члены комиссии                                                                                                             «…»

 

                                                                                                                                          «…»

 

 

 

                Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.