О П Р Е Д Е Л Е Н И Е О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 02-01/10/02-2017 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

Председатель Комиссии Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства «…»., рассмотрев представленные материалы, на основании приказа Ямало-Ненецкого УФАС №_______ от «_____» декабря 2017 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения ООО «Пургазсервис» (625007, Тюменская область, г.Тюмень, ул. Николая Федорова д.18, кв.4; ИНН: 8911018367 ОГРН: 1028900859415) п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отключении объектов ООО «Ямалнефть» (МТ АЗС п. Уренгой и Котельная ГСМ п. Уренгой) от сетей газоснабжения,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

В Ямало-Ненецкое УФАС России поступило заявление ООО «Ямалнефть» (ИНН: 8903032784) на действия (бездействия) ООО «Пургазсервис», имеющие признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Из текста заявления следует.

Между ООО «Ямалнефть» и ООО «Пургазсервис» заключен договор транспортировки газа № 16-02-12 от 01.07.2016г. (далее - Договор) на следующие объекты: МТ АЗС и котельную ГСМ п. Уренгой. Срок действия договора до 31.12.2017г.

Указанный договор заключен при наличии всех предусмотренных законом условий и документации. Режим поставки газа, технико-эксплуатационные условия его транспортировки и условия прекращения гражданско-правовых отношений установлены положениями Договора.

25.08.2017г. подача газа на указанные объекты со стороны ООО «Пургазсервис» была прекращена по неизвестным ООО «Ямалнефть» причинам в отсутствие представителей Потребителя, о чем были составлены акты на отключение от газоснабжения газоиспользующего оборудования и опломбирования запорных устройств (копии актов позднее получены ООО «Ямалнефть» по электронной почте).

29.08.2017г. ООО «Ямалнефть» стало известно, что единственным основанием для прекращения поставки газа явился протокол оперативного совещания от 25.08.2017 при первом заместителе Главы Администрации Пуровского района по вопросам отключения от инженерных сетей объектов ООО «Корпорация Роснефтегаз».

При этом каких-либо документальных указаний от уполномоченного органа, исполняющего судебные решения - УФССП России по ЯНАО в Администрацию Пуровского района не направлялось, инициатива по отключению объектов от инженерных сетей в отсутствие разработанного и утвержденного в установленном законом порядке проекта сноса объекта капитального строительства исходила исключительно от Администрации Пуровского района.

 

В целях всестороннего рассмотрения дела, Ямало-Ненецким УФАС России в адрес ООО «Пургазсервис» был направлен запрос о предоставлении информации. Из ответа, предоставленного Обществом следует.

При рассмотрении заявки, поступившей в 2016 году от ООО «Ямалнефть», на заключение договора транспортировки газа № 16-02-12 от 01.07.2016г, и запросе информации, выяснился факт отсутствия у контрагента первичной разрешительной, а также технической документации на технологическое присоединение данных объектов к сетям газораспределения.

В связи с данным фактом встал вопрос о необходимости отключения объектов ООО «Ямалнефть» от сетей газоснабжения. На момент сложившейся ситуации, в случае их отключения, пришлось бы приостановить газоснабжение всего п.Уренгой, так как у ООО «Пургазсервис» отсутствовала техническая возможность локального отключения данных объектов. По этой причине было принято решение не прекращать подачу газа на указанные объекты, и заключить с ООО «Ямалнефть» договор на транспортировку газа, с условием обязательного и скорейшего предоставления необходимой разрешительной и технической документации.

Согласно требований Федерального закона от 02 июня 2016 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», вступившем в силу 01 сентября 2016 года, «Сеть газопотребления» попадает под критерии опасного производственного объекта при наличии оборудования, работающего под давлением природного или сжиженного углеводородного газа свыше 0,005 Мпа, даже если в составе опасного производственного объекта есть оборудование, работающее под давлением природного или сжиженного углеводородного газа 0,005 Мпа и ниже. Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 492, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты «Сеть газораспределения» и «Сеть газопотребления» должны иметь лицензию на эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, с правом выполнения работ по транспортированию опасных веществ.

Однако, до настоящего момента, необходимой документации ООО «Ямалнефть» не предоставило. В связи с этим ООО «Пургазсервис» было вынуждено приостановить подачу газа на объекты ООО «Ямалнефть», исключая ситуацию ограничения подачи газа другим потребителям.

В августе 2017 года, на основании договора от 31.05.2017 года № 14-01-10 / 1-П с Муниципальным казенным учреждением «Управление городского хозяйства» на производство работ по подготовке объектов жизнеобеспечения к работе в осенне-зимний период 2017-2017 г.г, проводился плановый капитальный ремонт сетей газоснабжения с приостановкой подачи газа на все объекты п.Уренгой, В связи с этим, стало возможным отключение спорных объектов ООО «Ямалнефть» от сети газопотребления, без ущерба для остальных потребителей п.Уренгой.

 

Как следует из пункта 1 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее – Правила № 162), положения, закрепленные в них, обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

Пунктом 5 Правил № 162 установлено, что поставка газа производится на основании договора, заключаемого между поставщиком и покупателем в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указанных Правил и иных нормативных правовых актов.

Согласно пункту 12 Правил поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа.

П. 3.4 Договора установлено право ООО «Пургазсервис» проводить ограничение транспортировки или полностью прекращать транспортировку газа при несоблюдении ООО «Ямалнефть» сроков оплаты, предусмотренных в договоре.

Согласно п. 4.9. Договора Стороны обязаны письменно уведомлять друг друга о сокращении (прекращении) транспортировки или отбора газа в следующие сроки:

- при плановой остановке – за 30 суток;

- при неплановой остановке- за 3-е суток;

- при возникновении аварийной ситуации – немедленно;

- в случае нарушения сроков оплаты- за3-е суток;

 

В соответствии с п. 2 Правил «Ограничения подачи (поставки) и отбора газа», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 N 1245, основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются:

а) угроза жизни и (или) здоровью человека и (или) причинение вреда окружающей среде;

б) авария на газораспределительной (газотранспортной) сети и (или) сети газопотребления, посредством которых осуществляется транспортировка газа до потребителя, или угроза ее возникновения, а также проведение работ по предотвращению, локализации такой аварии или устранению ее последствий;

в) ремонт газораспределительной (газотранспортной) сети, посредством которой осуществляется транспортировка газа до потребителя, за исключением ремонта, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил;

г) отсутствие правовых оснований для подачи (поставки) и отбора газа, а также использование газоиспользующего оборудования с нарушением положений законодательства Российской Федерации;

д) введение в действие графиков перевода потребителей на резервные виды топлива при похолоданиях и (или) графиков аварийного газоснабжения, которыми в отношении соответствующего потребителя предусмотрено полное ограничение подачи (поставки) и отбора газа;

е) полное или частичное неисполнение, или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

ООО «Пургазсервис» не представлено предписаний уполномоченных органов о неудовлетворительном состоянии газового оборудования ООО «Ямалнефть», создающего аварийную ситуацию и угрозу для жизни обслуживающего персонала, и населения, а также сведений о наличии у ООО «Ямалнефть» задолженности за поставленный газ. Доказательства отсутствия у ООО «Ямалнефть» первичной разрешительной и (или) технологической документации на технологическое присоединение также отсутствуют.

 

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещается экономически и технологически необоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В силу части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. В частности, в пункте 4 названной нормы содержится запрет на экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Кроме того, частью 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъекта естественной монополии относятся в том числе транспортировка газа по трубопроводам.

Основной вид деятельности ООО «Пургазсервис» — является транспортировка природного газа по трубопроводам.

Учитывая специфику рынка услуг по транспортировке газа по газопроводу, а также на основании статьи 3, статьи 4 Закона о естественных монополиях, части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, ООО «Пургазсервис» находиться в состоянии естественной монополии в географических границах расположения газораспределительных сетей.

 

Таким образом действия ООО «Пургазсервис» выразившиеся в прекращении подачи газа на объекты ООО «Ямалнефть» имеют признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

 

1. Назначить дело № 02-01/10/02-2017 к рассмотрению на 25.12.2017 года в 14 часов 30 мин. по адресу: ул. Губкина, д.13, г. Салехард, каб. 23.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 02-01/10/02-2017 в качестве заявителя: ООО «Ямалнефть» (625008, Тюменская обл, город Тюмень, улица Чекистов, дом 36, к. 205; ИНН: 8903032784, ОГРН:1138903000026).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 02-01/10/02-2017 в качестве ответчика: ООО «Пургазсервис» (625007, Тюменская область, г.Тюмень, ул. Николая Федорова д.18, кв.4; ИНН: 8911018367 ОГРН: 1028900859415).

4. ООО «Пургазсервис» в срок до 22.12.2017г. представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по ЯНАО следующую информацию и документы:

- Пояснения относительно обстоятельств, изложенных в определении о назначении дела № 02-01/10/02-2017;

- Документы, подтверждающие использование ООО «Ямалнефть» газоиспользующего оборудования с нарушением положений законодательства Российской Федерации.

5. Явка Заявителей и Ответчика по делу№ 02-01/10/02-2017(законного представителя или представителя с доверенностью) для участия в рассмотрении данного дела обязательна.

 

Обращаю внимание!

В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ Непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 «…»