27 января 2009 года руководитель Ямало-Ненецкого УФАС России О.Ю.Печерин провел пресс-конференцию по итогам деятельности антимонопольного органа в 2008 году.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы

по Ямало-Ненецкому автономному округу

 

 Сегодня мы проводим, ставшую уже традиционной, пресс-конференцию, посвященную итогам деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу в 2008 году.

Как вы знаете, защита и поддержка конкуренции гарантированы Конституцией Российской Федерации. Конкуренция позволяет достичь максимального благосостояния общества. В условиях конкуренции ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные производители вытесняются с рынка.

Благоприятная конкурентная среда чрезвычайно высоко оценивается предпринимательским сообществом. По мнению российских предпринимателей, «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности власти, как «формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения».

В 2008 году в деятельности Управления можно выделить 6 основных направлений:

Ø  контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных и финансовых рынках;

Ø  контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти всех уровней;

Ø  контроль за предоставлением государственной и муниципальной помощи;

Ø  контроль размещения государственных и муниципальных заказов;

Ø  контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

Ø  контроль за соблюдением рекламного законодательства.

 

Кратко постараюсь осветить каждое из направлений нашей деятельности.

В 2008 году в Ямало-Ненецкое УФАС России поступило 47 заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на том или ином рынке.

7 заявлений нами было направлено по принадлежности для рассмотрения в другие государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Распределение заявлений по статьям Федерального закона

№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

Наименование статьи закона № 135-ФЗ

2008 год

2007 год

статья 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»

23

20

статья 14 «Запрет на недобросовестную конкуренцию»

3

-

статья 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти

5

5

статья 16 «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов власти»

1

-

статья 17 «Антимонопольные требования к торгам»

8

1

ИТОГО:

40

26

 

По результатам рассмотрения поступивших заявлений в 21 случае в возбуждении дела было отказано, 1 нарушение было устранено до возбуждения дела, было возбуждено 18 дел.

Кроме того, по результатам проведенных в течение года проверок соблюдения антимонопольного законодательства по инициативе управления было возбуждено еще 39 дел. Таким образом, в 2008 году было возбуждено 57 дел по признакам нарушений антимонопольного законодательства.

В результате рассмотрения дел было принято 16 решений о прекращении производства по делу, в том числе в 13 случаях в связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства, по 41 делу были установлены факты нарушения антимонопольного законодательства.

Принято 32 решения о выдаче предписаний, подано 4 исковых заявления в суд. 15 предписаний исполнено, 8 – находятся в стадии исполнения, 2 предписания не исполнены.

ПРИМЕР:

По заявлению ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» (г. Сургут) было возбуждено дело в отношении ОАО «Уренгойгорэлектросеть» (г. Новый Уренгой) по признаку нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном отказе от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ОАО «Тюменская энергосбытовая компания».

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приняла решение о признании нарушения Закона «О защите конкуренции» и предписала ОАО «Уренгойгорэлектросеть» прекратить нарушение   антимонопольного законодательства, в установленный срок заключить с ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.

ОАО «Уренгойгорэлектросеть» обжаловало вышеуказанные решение и предписание. Арбитражный Суд Ямало-Ненецкого автономного округа первой инстанции отказал ОАО «Уренгойгорэлектросеть» в удовлетворении заявленных требований. Срок апелляционного обжалования не истек.

За данное нарушение  антимонопольного законодательства на должностное лицо - исполнительного директора ОАО «Уренгойгорэлектросеть» Котова Андрея Альфредовича был наложен административный штраф в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей, а на юридическое лицо - открытое акционерное общество «Уренгойгорэлектросеть» - административный штраф в размере 290,6 тысяч рублей, в соответствии со статьей 14.31. КоАП РФ(оборотный штраф)

 

ПРИМЕР:

По заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газспецсервис Холдинг» (г. Ноябрьск) Ямало-Ненецкое УФАС России возбудило дело в отношении индивидуального предпринимателя Иванкова Валерия Викторовича по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в распространении ложных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, а также продаже или ином введении в оборот товара, с незаконным использованием при этом результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что ИП Иванков В.В. использовал при рекламе своей деятельности товарные знаки «WEBASTO», «ВЕБАСТО» и «WEBASTO Feel the drive» без разрешения правообладателя.

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приняла решение о признании ИП Иванкова В.В. нарушившим ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции», выдала ИП Иванкову В.В. предписание о прекращении нарушения. Было возбуждено в отношении ИП Иванкова В.В. административное производство в соответствии со ст. 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сумма штрафных санкций составила 23 тыс.рублей.

Решение и предписание Ямало-Ненецкого УФАС России были обжалованы в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа. Суд оставил решение и предписание без изменения. 

В итоге ИП Иванков В.В. были совершены все необходимые действия по исполнению предписания.

 Административный штраф, наложенный на ИП Иванков В.В. за вышеуказанное правонарушение  уплачен в полном объеме.

 

Как уже было отмечено ранее, в 2008 году территориальным управлением было рассмотрено 5 заявлений по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции. По результатам рассмотрения 3-х заявлений в возбуждении дела было отказано. По двум заявлениям возбуждены дела, в результате рассмотрения которых были выданы предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

По результатам проведенных территориальным управлением в отчетном периоде проверок и мониторингов соблюдения антимонопольного законодательства органами власти всех уровней:

- возбуждено по собственной инициативе по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции – 15 дел;

- подано  в Арбитражный суд ЯНАО – 3 иска;

- устранено в результате проверок до возбуждения дела – 4 нарушения (Администрация МО г. Губкинский).

Пример:

Департаментом по управлению муниципальным имуществом МО город Губкинский, на основании договора от 21.01.2008 года было предоставлено в безвозмездное пользование муниципальное имущество общей балансовой стоимостью 219 млн.рублей МУП «Автодорсервис» сроком на один год. Приняв во внимание замечания специалистов теруправления, Департамент принял меры по устранению выявленных нарушений и еще в рамках незавершенной проверки предоставлено Соглашение от 18.12.2008 года к договору от 21.01.2008 года, за подписью начальника Департамента  С.С. Мирончука о расторжении указанного договора с 18.12.2008 г..

 

Основной формой работы территориального управления по практике устранения правонарушений без возбуждения дела является подготовка соответствующих предупредительно-разъяснительных писем, проведение рабочих встреч.

Контроль за устранением правонарушения без возбуждения дела осуществляется ответственным специалистом управления, которому в обязательном порядке должен быть представлен письменный ответ нарушителя с представлением соответствующих документов, доказывающих фактическое устранение нарушения.

Территориальным управлением направлено в Арбитражный суд ЯНАО                3 исковых заявления о признании сделок по передаче в аренду хозяйствующим субъектам объектов муниципальной собственности и земельных участков недействительными.

Однако, по итогам судебных разбирательств территориальному управлению в удовлетворении исковых требований было отказано.   

К числу наиболее типичных нарушений требований статьи 15 Закона «О защите конкуренции», совершаемых органами власти, следует отнести: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта, создание таких условий доступа к муниципальным ресурсам (аренда нежилых помещений, земельных участков), которые ставят отдельные хозяйствующие субъекты в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Примеры:

Ямало-Ненецкое УФАС России возбудило дело по коллективному заявлению (индивидуальный предприниматель Витязев Л.Н и др.) в отношении Департамента по охране, воспроизводству и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа  по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии органом государственной власти субъекта Российской Федерации акта, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции – приказа от 04.02.2008 г. № 16-од «О распределении квот на добычу (вылов) водных биоресурсов».

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приняла решение о признании департамента по охране, воспроизводству и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выдала предписание о прекращении нарушения, в срок до 23.05.2008 отменить приказы от 27.12.2007 г. № 103-од «О квотах на вылов водных биоресурсов» и от 04.02.2008 г. № 16-од «О распределении квот на добычу (вылов) водных биоресурсов». А также в срок до 30.05.2008 осуществить действия по распределению между пользователями квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на 2008 год для осуществления промышленного рыболовства в соответствии с основными критериями, указанными в Положении о порядке распределения квоты для осуществления промышленного рыболовства водных биологических ресурсов между пользователями Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного приказом Департамента биоресурсов ЯНАО от 19.11.2007 г. № 91-од и замечаний Комиссии.

Решение и предписание Ямало-Ненецкого УФАС России были обжалованы в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа. Арбитражный суд ЯНАО первой инстанции решение и предписание отменил.

Теруправлением на данное решение арбитражного суда была подана  апелляционная жалоба - отменить решение арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 сентября 2008 года по делу № А81-1881/2008  полностью и принять по делу новый судебный акт - об отказе департаменту по охране, воспроизводству и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа в удовлетворении заявленных требований.

Восьмым арбитражным апелляционным судом апелляционная жалоба Ямало-Ненецкого УФАС России удовлетворена – судебное решение Арбитражного суда ЯНАО отменено.

На настоящий момент судебное разбирательство по данному делу еще не завершено.

 

Ямало-Ненецкое УФАС России по собственной инициативе возбудило дело в отношении Администрации муниципального образования город Салехард, как организатора торгов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части признания участником и победителем конкурса по отбору управляющей организации лицо, не обладающего правом быть управляющей организацией – ТСЖ «Изумрудный город», что повлекло за собой  необоснованное препятствование осуществлению деятельности другого хозяйствующего субъекта, допущенного к участию в конкурсе - МП «Салехарджилстройсервис» МО г. Салехард.

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приняла решение о признании Администрации МО город Салехард нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выдала предписание о прекращении нарушения:

 - расторгнуть договор управления многоквартирными домами, заключенный с ТСЖ «Изумрудный город» по результатам конкурса 26.12.2007 г., где  стороной договора как собственник помещений, является Администрация МО г. Салехард по истечении сроков, установленных данным договором;

- обязать ТСЖ «Изумрудный город» уведомить собственников квартир в многоквартирных жилых домах, входящих в состав лота № 2, об окончании действия договоров, заключенных по результатам конкурса от 24.12.2007 г. № 936-12-Адм по истечению срока, установленного данными договорами и о невозможности пролонгации их на новый срок.

Предписание не обжаловано. Находится в стадии исполнения по 1 пункту, по  пункту 2 -  исполнено.

 

3. Ямало-Ненецкое УФАС России по собственной инициативе возбудило дело в отношении Администрации Пуровский район в лице Департамента имущественных отношений Администрации Пуровский район в части принятия актов, совершения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции - распоряжения начальника Департамента от 20.10.2008 № 1327-ДР о заключении договора аренды недвижимого имущества от 01.09.2008 № 215-а.

Сторонами по данному договору выступили Департамент имущественных отношений и Индивидуальный предприниматель Заяц Галина Владимировна.

Согласно условиям вышеуказанного договора и Акту приема-передачи недвижимого имущества в аренду от 01.09.2008, индивидуальному предпринимателю Заяц предоставляется во временное владение и пользование объект муниципальной собственности – нежилое помещение в здании, расположенном по адресу: г. Тарко-Сале, ул. Геологов, для использования под парикмахерскую.

Общая площадь сдаваемых в аренду помещений составляет 58,5 кв. м.

Передача в аренду муниципального имущества без проведения публичных процедур является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, что подпадает под понятие муниципальной помощи, поэтому:

1. муниципальная помощь в виде передачи имущества хозсубъекту, предоставляемая в целях, закрепленных ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции, должна осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа;

2. в остальных случаях предоставление муниципального имущества в аренду возможно или по основаниям, предусмотренным в пп. 2, 3, 4 части 2 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции», или, согласно п. 1 ч. 2 ст. 19 вышеуказанного закона –  по результатам торгов.  

Рассматриваемый случай передачи муниципального имущества ИП Заяц не относится к случаям, перечисленным в пп. 2, 3, 4 ч. 2 ст. 19 Закона о защите конкуренции. Следовательно, передача муниципального имущества ИП Заяц должна была состояться или по результатам торгов или в порядке предоставления муниципальной помощи, регламент которого прописан ст. 20 Закона о защите конкуренции.

Администрацией МО, в лице Департамента, не была  соблюдена ни одна из вышеуказанных процедур.

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приняла решение о признании Администрации Пуровский район в лице Департамента имущественных отношений Администрации Пуровского района нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выдала предписание о прекращении нарушения:

1.1. В срок до 20.01.2009 года отменить распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации муниципального образования Пуровский район от 20.10.2008 г. № 1327-ДР.

1.2. Администрации муниципального образования Пуровский район в лице Департамента имущественных отношений Администрации Пуровского района совершить одно из нижеследующих действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке предоставления услуг населению:

А) Соблюсти процедуру публичности при передаче в пользование объекта муниципальной собственности – нежилое помещение в здании, расположенном по адресу: г. Тарко-Сале, ул. Геологов, д. 7а.

Б) предоставить в пользование объект муниципальной собственности – нежилое помещение в здании, расположенном по адресу: г. Тарко-Сале, ул. Геологов, д. 7а, в рамках муниципальной помощи с предварительным согласованием  с Ямало-Ненецким УФАС России.

Предписание в стадии исполнения.

В 2008 году с целью проверки на соответствие антимонопольному законодательству нормативных правовых или ненормативных актов, принятых федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской федерации, органами местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, проводились следующее мероприятия:

1. Ежеквартальные мониторинги порядка предоставления земельных участков, финансовых средств, а так же порядка предоставления в пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества.

2. Рассматривались жалобы на действия органов власти, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе выразившееся в принятие нормативных правовых или ненормативных актов.

3. Проводились плановые выездные и камеральные контрольные мероприятия по проверке деятельности органов местного самоуправления, в части соблюдения антимонопольного законодательства.

В результате проведения проверочных мероприятий в 2008 году были выявлены следующие правовые акты, противоречащие нормам антимонопольного законодательства:

1. Законодательного органа Ямало-Ненецкого автономного округа – 2:

2. Органов исполнительной власти ЯНАО – 1:

3. Органов местного самоуправления автономного округа – 33.

По 22 нормативно-правовым актам в адрес глав муниципальных образований были направлены письма о принятии мер по добровольному устранению выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

В отчетном периоде, после направления письменных требований о принятии мер по добровольному устранению выявленных нарушений антимонопольного законодательства, 11 нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, противоречащих антимонопольному законодательству, отменены в добровольном порядке.

Пример:

В рамках проведения проверки, в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступило на рассмотрение решение Районной Думы МО Ямальский район от 26.11.2007 № 112.

Проверкой установлено, что указанный нормативный правовой акт противоречит антимонопольному законодательству, в части введения преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, путем предоставления налоговых льгот.

В целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства в адрес Главы Администрации МО Ямальский район было направлено письмо о принятии мер по добровольному устранению выявленных нарушений.

В установленные сроки со стороны Администрации МО Ямальский район было направлено решение Районной Думы МО Ямальский район от 04.09.2008 г. № 93 об отмене вышеуказанного решения в части, противоречащей антимонопольному законодательству.

 

В 2008 году по инициативе Ямало-Ненецкого УФАС России было возбуждено 19 дел по признакам нарушения статьи 18 Закона «О защите конкуренции» (в 2007 году - 16 дел), в том числе 3 дела возбуждены в отношении органов местного самоуправления.

Производство по двум делам было прекращено, ввиду неподтверждения факта нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях, по одному - ввиду добровольного устранения нарушения.

За отчетный период по факту нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции выдано 16 предписаний, из них исполнено – 11, находятся в стадии исполнения – 5.

Два предписания обжалованы в Арбитражный суд. Арбитражным судом ЯНАО в первой инстанции решения и предписания Ямало-Ненецкого УФАС России признаны законными и обоснованными.

В настоящий момент одно из предписаний обжалуется в апелляционной инстанции, второе – в стадии исполнения.

 

Пример:

По инициативе Ямало-Ненецкого УФАС России, на основании результатов проведенного анализа порядка заключения договоров на оказание услуг страхования на 2008 год субъектами естественных монополий, было возбуждено дело от 23.05.2008 г. № 03-01/07-2008 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Газтеплоэнергоремонт» (629733, ЯНАО, г. Надым, п. Лесной, адм.здание ООО «ГТЭР») статьи 18 Закона о защите конкуренции, в части заключения договоров страхования имущества без проведения открытого конкурса/аукциона по отбору страховых компаний.

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приняла решение о признании ООО «Газтеплоэнергоремонт» нарушившим ст. 18 Закона о защите конкуренции  и выдала предписание прекратить нарушение антимонопольного законодательства. Предписание исполнено.

Большая работа ведется по выявлению и пресечению нарушений порядка предоставления государственной и муниципальной помощи.

За отчетный период Ямало-Ненецким УФАС России в рамках проведения плановых выездных контрольных мероприятии с целью проведения проверки деятельности органов местного самоуправления на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, выявлены 2  факта нарушения порядка предоставления муниципальной помощи установленного статьями 19-21 Закона о защите конкуренции.

В результате мер, принятых во исполнение замечаний сотрудников управления, проводивших проверку, дела по данным фактам не возбуждалось, ввиду фактического устранения нарушений антимонопольного законодательства.

Пример:

Департаментом по управлению муниципальным имуществом города Губкинский был заключен договор от 06.02.2008 года с ООО юридическая фирма «Лекс» о предоставлении в аренду нежилого помещения (строения) общей площадью 26,3 кв.м для осуществления деятельности по социально-бытовому обслуживанию населения.

Передача указанного имущества соответствует целям, определенным ст. 19 Закона о защите конкуренции, то есть является допустимой законодательством муниципальной помощью. Однако, предоставление данной муниципальной помощи происходило без предварительного согласования с антимонопольным органом, тем самым Администрацией МО город Губкинский, в лице Департамента по управлению муниципальным имуществом города Губкинский нарушен порядок предоставления муниципальной помощи, установленный главой 5 Закона о защите конкуренции. Соглашением от 18.12.2008 года данный договор расторгнут.

Помимо этого, Ямало-Ненецким УФАС России возбуждено административное производство по фактам нарушения порядка предоставления муниципальной помощи, выявленным в рамках плановых выездных контрольных мероприятии, проведенных в отношении органов местного самоуправления автономного округа. 

Вышеуказанные дела находятся в стадии производства.

В отчетный период управлением рассмотрено 37 ходатайств о согласовании возможности предоставления государственной/муниципальной помощи.

По итогам рассмотрения были приняты следующие решения:

- об удовлетворении ходатайства – 6;

- об удовлетворении ходатайства с введением ограничений в отношении предоставляемой государственной или муниципальной помощи – 15;

- об отказе в удовлетворении ходатайства – 14;

- о том, что согласование не требуется - 2.

 

Анализ товарных рынков

 

Работа по осуществлению контроля за соблюдением антимонопольного законодательства тесно связана с аналитической деятельностью.

В 2008 году Ямало-Ненецким УФАС России было исследовано 18 товарных рынков, из которых 15 товарных рынков исследовано по заданию ФАС России, два по инициативе территориального управления, один по заданию Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском Федеральном округе.

Мотивацией, исследованных Ямало-Ненецким ФАС России по собственной инициативе рынков послужила социальная значимость рынков, а также обращение граждан. В частности, в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступило заявление физического лица о необоснованном завышении цен при проведении технического обслуживания внутридомового газового оборудования (далее – ВДГО) со стороны ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск». Ямало-Ненецким УФАС России было возбужденно дело о  нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск» (далее – Общество), в рамках которого был проведён анализ рынка услуг ВДГО на территории г. Ноябрьск и Общество было признанно доминирующим на данном рынке и включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов (далее – Реестр). Общество обжаловало данное решение в суде. Суд отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Примеры исследованных в 2008 году рынков:

Ø  предоставления доступа к сети «Интернет»;

Ø  оптовый рынок строительного кирпича;

Ø  розничная торговля лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в разрезе муниципальных образований;

Ø  оптовый рынок бензинов автомобильных и дизельного топлива;

Ø  розничный рынок бензинов автомобильных и дизельного топлива;   

Ø  розничный рынок электрической энергии (мощности);

Ø  оптовый рынок цемента;

Ø  рынок нерудных строительных материалов;

Ø  управление многоквартирными домами в городах;

Ø  энергетические угли;

Ø  концентрация капитала на рынке банковских услуг;

Ø  мониторинг розничных и оптовых цен на нефтепродукты;

Ø  мониторинг цен на авиационный керосин;

Ø  мониторинг агропродовольственных рынков.

 

    В связи с социальной значимостью рынка нефтепродуктов территориальным управлением ежегодно проводится мониторинг цен на ГСМ реализуемых через АЗС автономного округа. Анализируются динамика роста (снижения) цен, факторы, влияющие на сезонные скачки цен. Отслеживается влияние общероссийских тенденций на рынке нефтепродуктов на динамику цен в Ямало-Ненецком автономном округе.    

 

Контроль за соблюдением законодательства о закупках товаров (работ, услуг)

для государственных и муниципальных нужд

 

За отчетный период Ямало-Ненецким УФАС России было рассмотрено 132 жалобы (в 2007 – 87), из них 77 – необоснованных (в 2007 – 44), 35 – обоснованных (в 2007 – 25), остальные возвращены или отозваны участниками размещения заказа до рассмотрения их по существу. 

Анализ жалоб выявляет ряд однотипных ошибок, неточностей, правовой безграмотности отдельных заказчиков и членов конкурсных комиссий:

- безграмотное составление протоколов, отсутствие в протоколах информации, предусмотренной Законом о размещении заказов;

- неточность в составлении технического задания, неясность критериев оценки заявок на участие в конкурсе - критериев много, но они должным образом не прописаны в конкурсных документациях;

- выставление в конкурсной либо аукционной документации требований к товару, работам, услугам, которые противоречат нормам действующего законодательства  и могут привести к ограничению конкуренции;

- неправомерные отказы в допуске на участие в конкурсах, аукционах, по основаниям, не предусмотренным законом о размещении заказов.

 Основная проблема государственных и муниципальных заказчиков  - это  некачественная подготовка конкурсной документации. Заказчики, в большинстве случаев не в полной мере осознают  меру своей ответственности  при формировании заявок. Зачастую технические задания, являющиеся неотъемлемой частью конкурсной документации, составлены некачественно, содержат ряд существенных упущений. В итоге, участники размещения заказа предлагают товары, работы, услуги, которые соответствуют требованиям конкурсной документации, но не соответствуют тому, что необходимо Заказчикам.

 

Многие участники размещения заказа также недостаточно серьезно относятся к формированию конкурсных, аукционных и котировочных заявок. Зачастую заявки отклоняются по причине обычной невнимательности и халатности участников размещения заказа – заявки не прошиты, не пронумерованы, имеются расхождения в расчетах (например, в самой заявке и в таблице цен), ошибки в количестве предлагаемого к поставке товара.

Безграмотно сформировав заявку на участие в торгах, не воспользовавшись правом запросить разъяснений отдельных положение документации о торгах и, в результате, представив заявки на участие в торгах, несоответствующие многим требованиям конкурсной/аукционной документации, участники размещения заказа направляют жалобы на действия конкурсных/аукционных комиссий.

Анализ жалоб очень часто выявляет тот факт, что данный участник размещения заказа предлагал лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта, но получил отказ в допуске к участию в торгах, например, забыв приложить необходимую доверенность, или выписку из ЕГРЮЛ, или, описав характеристики предлагаемого товара, тут же добавляет «или эквивалент», и т.п. В результате принимается решение о признании жалобы необоснованной.

Также оставляет желать лучшего оформление и содержание жалоб, поданных в антимонопольный орган в соответствии со ст. 57 Закона о размещении заказов.

В 95% случаев копии жалоб не направляются в адрес заказчика, уполномоченного органа, комиссии, действия которых обжалуются, что не позволяет всесторонне и объективно рассматривать данные жалобы, поскольку возражения на жалобу готовятся исходя из того краткого содержания жалобы, которое направляется антимонопольным управлением в уведомлении о рассмотрении жалобы.

При этом ст. 59 Закона о размещении заказов не предусмотрено возвращение жалобы в случае, если участник размещения заказа не направляет жалобы заинтересованным лицам, либо если жалоба подана не на то лицо.

Следовательно, необходимо расширить перечень пунктов, в соответствии с которым уполномоченный орган вправе вернуть жалобу участнику размещения заказа.

Большинство жалоб составлено безграмотно, заявитель зачастую жалуется на заказчика, уполномоченного органа за действия, совершенные комиссией и наоборот.

В соответствии с Законом о размещении заказов при подготовке и проведении конкурса (аукциона), определенные действия совершает заказчик либо уполномоченный орган, а определенные действия – конкурсная комиссия.

Большинство жалоб участников размещения заказа подаются на действия членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (необоснованный отказ в допуске, выбор победителя с нарушениями). В случае признания жалобы обоснованной, Ямало-Ненецкое УФАС России выдает предписание членам вышеназванных комиссий о прекращении нарушений Закона о размещении заказов. При этом решение и предписание направляется в адрес уполномоченного органа, так как, в основном, комиссия состоит из сотрудников различных департаментов либо структурных подразделений Администраций муниципальных образований. Зачастую антимонопольное управление не обладает информацией о фактическом адресе данных департаментов и подразделений, не говоря уже о месте жительства членов комиссий.

Между тем, ст. 17 Закона о размещении заказов предусмотрена выдача предписаний и, следовательно, их направление непосредственно членам комиссий.

В практике антимонопольного органа имеются случаи, когда предписания выполнены не были. При возбуждении административного производства за невыполнение в срок выданного предписания возникает вопрос: возбуждать административное производство на каждого члена комиссии отдельно или на должностное лицо уполномоченного органа, создавшего данную комиссию, ведь в Законе о размещении заказа не прописано, что заказчик, уполномоченный орган несут ответственность за действия созданной ими комиссии. Как не прописан и сам механизм доведения до сведения каждого члена Комиссии Предписаний контролирующего органа.

Следовательно, необходимо внести в ст. 17 Закона о размещении заказов изменения в части ответственности заказчика, уполномоченного органа за действия созданной им комиссии, а также механизм доведения до сведения каждого члена Комиссии Предписаний контролирующего органа.

Пятнадцать жалоб участников размещения заказа было подано на действия Единой комиссии по размещению государственного заказа для нужд Ямало-Ненецкого автономного округа, в связи с необоснованным отклонением их конкурсных/аукционных заявок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов (непредоставление документов, подтверждающих полномочия лица на подписание заявки).

Статьями 25, 35 Закона о размещении заказов предусмотрено обязательное предоставление в составе заявки вышеназванных документов.

Между тем, ст. 8 Закона о размещении заказов установлено, что участниками размещения заказа могут являться как юридические лица любой формы собственности, так и физические лица и индивидуальные предприниматели. Следовательно, документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявки, будут различны.

Законом о размещении заказов не установлено, какие документы должен прилагать каждый из участников, как нет и официальных подробных разъяснений по данному вопросу.

В этой связи участники размещения заказа прилагали неполный пакет документов к своим заявкам (не хватало либо приказа, либо устава, либо выписки из протокола собрания учредителей или акционеров), что послужило поводом для их отклонения.

Ямало-Ненецким УФАС России все названные выше жалобы признаны необоснованными.

В данной ситуации каждый заказчик, уполномоченный орган действует на свой страх и риск и запрашивает то, что считает необходимым. Судебная практика по данному вопросу также неоднозначна.

В этой связи необходимы официальные разъяснения ФАС России и Минэкономразвития РФ по вышеназванному вопросу.

Специалистами теруправления ведется систематическая разъяснительная работа с заказчиками, уполномоченными на размещения государственных и муниципальных заказчиков органами, особенно - с муниципальными. За 2008 год было дано более 130 письменных разъяснений по вопросам применения отдельных положений законодательства о размещении заказов (учет устным обращениям в связи с их объемом не ведется).

Систематически проводятся рабочие встречи с представителями муниципальных и государственных заказчиков. Обращается внимание заказчиков на необходимость четко указывать качественные характеристики: параметры, по которым будет оцениваться победитель, технические требования, порядок формирования цены. Тогда легко будет подсчитать реальные затраты потенциального поставщика, а исходя из этого, понять, кто из участников торгов наилучшим образом сможет реализовать тот или иной заказ.

В рамках контроля за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органами местного самоуправления  законодательства  о размещении заказов в 2008 году теруправлением было проведено 62 плановые и 6 внеплановых проверок. По результатам проведения плановых и внеплановых проверок было выдано 35 предписаний.

Кроме того, при поступлении жалоб (132), согласно ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, антимонопольным управлением также проводились внеплановые камеральные проверки.

В рамках рассмотрения заявлений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков было проведено две камеральные проверки, по итогам проведения которых, сведения об одном из участников были включены в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с его уклонением от заключения муниципального контракта.

В 2008 году Ямало-Ненецким УФАС России были включены:

- сведения о 17 участниках размещения заказа по причине уклонения от заключения контракта, в том числе предлагавших подписать контракт с протоколом разногласий, т.е. с изменением объявленных условий;

- сведения о 3 участниках размещения заказа, с которыми контракт был расторгнут по решению суда, ввиду неисполнения существенных условий.

По шести заявлениям Ямало-Ненецким УФАС было отказано во включении подаваемых сведений в реестр недобросовестных поставщиков по причине отсутствия в направляемых заказчиком документах либо соответствующего решения суда, либо уведомления участника об отказе от заключения контракта.

Один из участников размещения заказа, сведения о котором были включены в РНП (контракт был подписан с протоколом разногласий об изменении объявленных условий), обжаловал в Арбитражный суд ЯНАО решение Ямало-Ненецкого УФАС России о включении в реестр, обосновывая свои действия нормами Гражданского кодекса РФ.

Арбитражный суд ЯНАО отказал данному Обществу в удовлетворении заявленных требований и поддержал позицию антимонопольного органа.

 

Административная практика

 

Антимонопольное управление в своей деятельности активно применяет санкции за нарушение федеральных законов, установленные Административным Кодексом Российской Федерации.

В течение 2008 года было возбуждено 150 административных дел, вынесено 107 постановлений о наложении штрафных санкций на общую сумму 3469 тысяч рублей.

Применение мер административной ответственности в 2008 году:

 

Всего

в том числе:

на товарных рынках

в т.ч. по субъектам естественной

монополии

по рекламе

по размещению заказа

1

2

3

4

5

6

Возбуждено дел

150

28

4

14

108

Прекращено дел

43

10

-

3

30

Выдано постановлений о наложении штрафа:

 

 

 

 

 

Ø  количество

107

18

4

11

78

Ø  сумма (тыс.рублей)

3469

840

421

48

2582

Исполнено постановлений о наложении штрафа:

 

 

 

 

 

Ø  выданных в предыдущем году

17

16

-

1

-

Ø  выданных в отчетном периоде

61

9

3

7

45

Постановления о наложении штрафа в стадии исполнения

33

8

1

4

21

Не исполнено постановлении о наложении штрафа

13

1

-

-

12

Обжаловано в суд:

 

 

 

 

 

Ø  всего

35

1

-

-

34

Ø  % от общего кол-ва

33

5

-

-

44

Отменено судом:

 

 

 

 

 

Ø  всего

12

1

-

-

11

Ø  % от общего кол-ва

11

5

-

-

14

Сумма штрафа, подлежащая взысканию, тыс.рублей

3173

825

421

48

2300

Сумма уплаченного штрафа, тыс.рублей

1831

261

130

130

1440

Число привлеченных к административной ответственности:

 

 

 

 

 

Ø  должностных лиц

46

13

2

11

22

Ø  юридических лиц

3

3

-

-

-

 

 

О планах деятельности в 2009 году

 

В 2009 году основные направления контроля, реализованные в 2008 году, будут продолжены.

Кроме того, будет реализована такая форма антимонопольного контроля, как предоставление уполномоченными органами власти прав:

Ø  на водные биологические ресурсы и рыбопромысловые участки;

Ø  заключение договоров водопользования;

Ø  заключение договоров аренды лесных участков.

Данное направление для нас будет являться принципиально новым, поскольку недавно были приняты соответствующие поправки в Водный и Лесной кодексы. Данные поправки устанавливают наличие антимонопольных требований при этих видах правоотношений.

Кроме того, специалисты антимонопольного управления будут заниматься рассмотрением жалоб и обращений граждан, хозяйствующих субъектов. Будут осуществляться проверки соблюдения законодательства, осуществление контроля и надзора за соблюдением которого находится в компетенции антимонопольных органов.

Продолжим мониторинг розничных цен на ГСМ. В случае отклонения ситуации с ценами от среднероссийских тенденций будем принимать меры антимонопольного реагирования.

Также будет усилено внимание к деятельности субъектов естественных монополий.