За нарушение правил конкуренции – уголовное наказание

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал поправки в проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» и проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».

Второй антимонопольный пакет поправок в законы серьезно расширяет возможности привлекать к ответственности чиновников, которые предоставляют преференции отдельным компаниям.

О принятых поправках в законы с руководителем Ямало-Ненецкого УФАС России Олегом Юрьевичем Печериным беседует корреспондент общественно-политической газеты Ямало-Ненецкого автономного округа «Красный Север».

Вопрос: Олег Юрьевич, в чем заключаются поправки и серьезно ли расширяются возможности привлекать к ответственности чиновников?

Олег Печерин: Поправки на треть меняют прежний закон о защите конкуренции, ужесточают административную и тем более уголовную ответственность. Благодаря поправкам, которые к тому же носят антикоррупционный характер, значительно, если не всегда, умерят свои аппетиты «прикормленные» чиновники. Поправки в Уголовный кодекс предусматривают ответственность и «персональную посадку в тюрьму» за антиконкурентные действия: ценовые сговоры, неоднократное злоупотребление доминирующим положением.

Вопрос: Кому может светить тюрьма и на какой срок?

Олег Печерин: Недобросовестным чиновникам, которые раздают преференции «своим компаниям» за определенную мзду. Для них ужесточение наказания за нарушение закона о конкуренции как кость в горле. Теперь за свои действия они могут угодить в тюрьму на шесть лет, а также придется заплатить штраф до 1 миллиона рублей. Это касается тех случаев, когда использование служебного положения привело к уничтожению или повреждению чужого имущества либо причинило особо крупный ущерб (более 3 миллионов рублей), а также – дало возможность получить незаконный доход – свыше 25 миллионов рублей.

Вопрос: А бизнесменам, ищущим в обход реальной конкуренции окольные пути на рыках, изменения в УК тоже не сулят ничего хорошего?

Олег Печерин: Для них закон предусматривает лишение свободы за ценовой сговор, за недобросовестную конкуренцию. А для тех, кто совершил правонарушение в этой сфере с применением насилия или с угрозой его применения, определен максимальный тюремный срок – семь лет. Кроме того, наказывать будут за неоднократное злоупотребление доминирующим положением, то есть более двух раз за три года.
Есть в УК и санкции к тем, чьи действия на рынке причинили гражданам, организациям, государству ущерб на сумму более миллиона рублей или позволили получить доходы в особо крупном размере – свыше 5 миллионов рублей.
Как видим, наказание за нарушения, которые сегодня караются только штрафами, серьезно ужесточено. Это позволит полноценно ввести в нашу жизнь принцип неотвратимости ответственности за общественно опасные нарушения антимонопольного законодательства.
Кроме того, теперь у Федеральной антимонопольной службы по ямало-Ненецкому автономному округу появится реальная возможность влиять на колебания цен, которые являются результатом картельных сговоров. Это когда руководители компаний собираются и без всяких экономически обоснованных причин заключают антиконкурентное соглашение, входят в картель и повышают цены. Конечно, картельные сговоры непросто доказать, ведь бизнесмены официально никаких документов не подписывают. Но мы научились это делать. Последний пример, – громкие дела на рынке бензина. Наше Управление регулярно отслеживает любое движение цен и при первом же подозрении в сговоре – начинает расследование. И всегда доводит его до конца.

Вопрос: Какова, на ваш взгляд, будет доля антимонопольных дел в уголовных процессах? Есть прогноз?

Олег Печерин: Нет. Десятки тысяч процессов мы не ожидаем. Думаю, что сейчас не нужно делать никаких прогнозов, так же, как и утверждать планы по уголовным делам. Это очень опасные вещи.
Мы не собираемся проводить кампанию по отлавливанию преступников и отправлению их в тюрьму. Я по-прежнему придерживаюсь точки зрения, что за экономические правонарушения и преступления должны прежде всего наступать экономические санкции. Крупные штрафы – на компании, персонально – на чиновников или топ-менеджеров. Но когда такие нарушения носят злостный неоднократный характер либо имеют высокую общественную опасность, как картели, то нужно применять уголовное право.

Вопрос: Нет опасения, что федеральный закон может стать и методом преследования неугодных предпринимателей, чиновников?

Олег Печерин: Всё может быть. Но мы постараемся сделать всё, чтобы этого не случилось.

Вопрос: Какие изменения, вы предполагаете, произойдут с учетом принятых поправок?

Олег Печерин: Полагаю, что применение данных поправок на практике будет способствовать поддержание благоприятной конкурентной среды в стране. Уверен, что принятые поправки сделают правовой инструментарий борьбы с антиконкурентной деятельностью более современным, адекватным существующей экономической действительности.