Закупки: установлены новые правила "Красный Север" 21.03.2012

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

Кого касаются новшества и что грозит  нарушителям? Первая контрольная дата – 31 марта. Альтернатива есть,  но она больше похожа на наказание.

 

С 1 января в России вступил в силу Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Документ, напомним, подписан главой государства 18 июля 2011 года и стал знаковым для ряда предприятий по всей стране. На Ямале он, отмечают в Управлении Федеральной антимонопольной службы по ЯНАО, коснется примерно 70–80 юридических лиц.

 

 

 

АНАРХИИ БОЛЬШЕ  НЕТ

 

pecherin-oleg

– Ранее в сфере госзакупок существовал лишь Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», – комментирует Олег Печерин, руководитель Управления ФАС по ЯНАО. – Он касается государственных и муниципальных заказчиков. Это органы исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровня, а также подотчетные им государственные бюджетные учреждения. Они в обязательном порядке все свои заказы размещают путем публичных процедур через официальный интернет-сайт www.zakupki.gov.ru. Таким образом, обеспечивается равный доступ и возможность работать  с бюджетом для всех участников торгов и аукционов.

 

С января требование публичности стало шире. Так, новшество касается части госкорпораций, государственных и муниципальных предприятий. На Ямале это аэропорты, предприятия связи, все МУПы и ГУПы, а также трубопроводные организации, которые транспортируют газ и нефть.

 

Первыми по новому закону будут работать госкорпорации, ГУПы и МУПы с долей государства и муниципалитетов менее 50 процентов. Остальные присоединятся в течение ближайших двух лет.

 

– Закупки для этих субъектов проходили по принципу, у кого хочу, у того и покупаю, с кем хочу, с тем договор и заключаю. То есть принципы равной конкуренции и равного доступа были нарушены, – отмечает Олег Печерин. – К тому же такие закупки часто сопровождались коррупционными проявлениями. Вступивший в силу закон относится к плеяде так называемых антикоррупционных и эти вольности исключает. Приведу пример. Существует некое малое предприятие, которое хотело бы участвовать в торгах. Но при прежних условиях оно никогда не получило бы доступ ни к бюджету предприятий, ни к бюджету естественных монополий. У «кормушки» остались только «выгодные» партнеры.

 

 

НЕ  ДО  СМЕХА

 

Теперь юрлица будут «торговаться» через Интернет. Как сказано выше, первая контрольная дата, указанная в документе, – 31 марта.

Для того чтобы исполнять закон, субъекты, которых касаются новшества, должны разработать положение о закупках. Его нужно разместить на www.zakupki.gov.ru,  а также на своем официальном  сайте.

 

Документ позволяет не только выполнить букву закона, но и «прописать» ряд послаблений, конечно, в рамках нормативов. Если такое положение не появится на свет до 1 апреля, то юрлицам придется применять нормы ФЗ-94. Он и по объему больше, и для исполнения сложнее, и штрафные санкции содержит значительные – от 10 до 500 тысяч рублей. Как считает Олег Печерин, таким образом ФЗ-94 станет своего рода «наказанием».

 

Жалобы на неисполнение или нарушения в рамках нового закона также рассматривает Управление ФАС по ЯНАО. А вот на действие (бездействие) заказчиков при закупке товаров, работ, услуг стоимостью свыше миллиарда рублей следует жаловаться в Центральный аппарат ФАС России.

 

 

САНКЦИИ С  ОПОЗДАНИЕМ

 

Но как часто это бывает в стране, санкции за нарушения нового закона пока в КоАПе не предусмотрены.

 

– Поправки, надеюсь, – комментирует Олег Печерин, – будут подготовлены и внесены в Государственную Думу РФ. Полагаем, что к лету санкции всё-таки появятся. Пока с уверенностью можно сказать, что обратной силы они иметь не будут. То есть они грозят только тем, кто нарушит закон после их вступления в силу.

 

По мнению собеседника «КС», предстоящий год можно считать «переходным», жалоб на нарушения нового закона предвидят в ведомстве много:

 

– Как показывает практика применения ФЗ-94, государственные и муниципальные  аказчики адаптировались примерно год. В первое время было много сложностей, сейчас процесс проходит нормально. Поэтому можем предположить, что на адаптацию к 223-му федеральному закону также понадобится год. Хотя, как я говорил, он проще для исполнения, некоторые заказчики уже начали выполнять его нормы. Что касается остальных, то после 31 марта управление начнет мониторинг официального сайта госзакупок и сайтов юридических лиц, на которых распространяется закон.

 

----------------------------------------------------

НА  ЗАМЕТКУ:

Новые требования к закупкам относятся к следующим заказчикам:

- государственные корпорации;

- государственные компании;

- субъекты естественных монополий;

- организации, работающие в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации или захоронения твердых бытовых отходов;

- государственные и муниципальные предприятия, автономные учреждения;

- хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов – доля государства, региона или муниципалитета.

Кроме того, закон распространяется на дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых указанным выше юрлицам принадлежит более 50 процентов.

Действует закон и в отношении «дочек» дочерних хозяйственных обществ, если последним принадлежит более половины уставного капитала.

---------------------------------------------------

 

КОММЕНТАРИИ

Роза ХЛЕБНИКОВА, директор МУП «Уренгойское городское хозяйство»:

– Закон по идее призван расширить правовое регулирование юридических лиц в области приобретения товаров всех видов. И расширяет область применения ФЗ-94.

Муниципальные предприятия, в том числе и мы, должны перейти на эту процедуру с 1 января 2014 года. Но к 2012 году мы, как муниципальщики, должны были разработать положение о закупках, принять его и выложить на сайте. И если ранее конкурсные процедуры необходимо было проводить только при заключении государственных или муниципальных контрактов, то с 1 января 2014 года мы должны подобные процедуры организовывать по всем видам нашей деятельности. Этот закон единственное, что проясняет, так это только то, как нам необходимо разработать положение о закупках и их проводить. Но сами понимаете, сайты у нас работают не очень хорошо, по Интернету, который часто «зависает»,  сложно работать.

Что плохо в этом документе для МУПов, во всяком случае, для нас? Мы должны планировать необходимость приобретения товаров и услуг хотя бы минимум на год вперед. А в силу изменяющихся экономических ситуаций и интересов предприятия это не всегда возможно. По идее бюджет можно сформировать на сто процентов только для предприятий, имеющих точное бюджетное финансирование. А коммерческие структуры, такие как мы, хотя и муниципальные, но находятся на самофинансировании, то есть что заработали, то и потратили. И если предприятие не имеет долгосрочных договоров на три или пять лет вперед по оказанию услуг, то планировать наперед достаточно сложно.

Так что закон однобок и недоработан именно для заказчика.

 

----------------------------------------------------------

УЖЕ В ПОЛОЖЕНИИ

 

 

Среди тех, кто начал работать  по новому закону –  МП «Салехардэнерго».

Александр ДУБРОВСКИХ, начальник  по правовому  и кадровому обеспечению предприятия, прокомментировал первые результаты:

 

 

– ФЗ-223 не стал для нас чем-то новым. До его вступления в силу мы два года работали по специальному положению, позволяющему исключать коррупционные проявления, экономить денежные средства предприятия и эффективно проводить закупки, тем самым снижая тарифы на энергоресурсы. Кроме того, в течение этого времени мы обучали персонал для работы в области закупок.

Зная, что новый закон вступит в силу с 1 января 2012 года, мы еще в конце прошлого года разработали необходимое «Положение о проведении мероприятий по закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального предприятия «Салехардэнерго» муниципального образования город Салехард», разместили его на www.zakupki.gov.ru и на нашем сайте. Закон дает право заказчику самостоятельно устанавливать порядок и формы закупок, регламентируя только две формы: аукцион и конкурс. В своем положении мы предусмотрели и иные формы закупок. Сегодня мы проводим все процедуры по этому положению, и весь комплекс мер, принятых ранее, позволяет работать эффективно.