АНАРХИИ БОЛЬШЕ НЕТ
– Ранее в сфере госзакупок существовал лишь Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», – комментирует Олег Печерин, руководитель Управления ФАС по ЯНАО. – Он касается государственных и муниципальных заказчиков. Это органы исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровня, а также подотчетные им государственные бюджетные учреждения. Они в обязательном порядке все свои заказы размещают путем публичных процедур через официальный интернет-сайт www.zakupki.gov.ru. Таким образом, обеспечивается равный доступ и возможность работать с бюджетом для всех участников торгов и аукционов.
С января требование публичности стало шире. Так, новшество касается части госкорпораций, государственных и муниципальных предприятий. На Ямале это аэропорты, предприятия связи, все МУПы и ГУПы, а также трубопроводные организации, которые транспортируют газ и нефть.
Первыми по новому закону будут работать госкорпорации, ГУПы и МУПы с долей государства и муниципалитетов менее 50 процентов. Остальные присоединятся в течение ближайших двух лет.
– Закупки для этих субъектов проходили по принципу, у кого хочу, у того и покупаю, с кем хочу, с тем договор и заключаю. То есть принципы равной конкуренции и равного доступа были нарушены, – отмечает Олег Печерин. – К тому же такие закупки часто сопровождались коррупционными проявлениями. Вступивший в силу закон относится к плеяде так называемых антикоррупционных и эти вольности исключает. Приведу пример. Существует некое малое предприятие, которое хотело бы участвовать в торгах. Но при прежних условиях оно никогда не получило бы доступ ни к бюджету предприятий, ни к бюджету естественных монополий. У «кормушки» остались только «выгодные» партнеры.
НЕ ДО СМЕХА
Теперь юрлица будут «торговаться» через Интернет. Как сказано выше, первая контрольная дата, указанная в документе, – 31 марта.
Для того чтобы исполнять закон, субъекты, которых касаются новшества, должны разработать положение о закупках. Его нужно разместить на www.zakupki.gov.ru, а также на своем официальном сайте.
Документ позволяет не только выполнить букву закона, но и «прописать» ряд послаблений, конечно, в рамках нормативов. Если такое положение не появится на свет до 1 апреля, то юрлицам придется применять нормы ФЗ-94. Он и по объему больше, и для исполнения сложнее, и штрафные санкции содержит значительные – от 10 до 500 тысяч рублей. Как считает Олег Печерин, таким образом ФЗ-94 станет своего рода «наказанием».
Жалобы на неисполнение или нарушения в рамках нового закона также рассматривает Управление ФАС по ЯНАО. А вот на действие (бездействие) заказчиков при закупке товаров, работ, услуг стоимостью свыше миллиарда рублей следует жаловаться в Центральный аппарат ФАС России.
САНКЦИИ С ОПОЗДАНИЕМ
Но как часто это бывает в стране, санкции за нарушения нового закона пока в КоАПе не предусмотрены.
– Поправки, надеюсь, – комментирует Олег Печерин, – будут подготовлены и внесены в Государственную Думу РФ. Полагаем, что к лету санкции всё-таки появятся. Пока с уверенностью можно сказать, что обратной силы они иметь не будут. То есть они грозят только тем, кто нарушит закон после их вступления в силу.
По мнению собеседника «КС», предстоящий год можно считать «переходным», жалоб на нарушения нового закона предвидят в ведомстве много:
– Как показывает практика применения ФЗ-94, государственные и муниципальные аказчики адаптировались примерно год. В первое время было много сложностей, сейчас процесс проходит нормально. Поэтому можем предположить, что на адаптацию к 223-му федеральному закону также понадобится год. Хотя, как я говорил, он проще для исполнения, некоторые заказчики уже начали выполнять его нормы. Что касается остальных, то после 31 марта управление начнет мониторинг официального сайта госзакупок и сайтов юридических лиц, на которых распространяется закон.
----------------------------------------------------
НА ЗАМЕТКУ:
Новые требования к закупкам относятся к следующим заказчикам:
- государственные корпорации;
- государственные компании;
- субъекты естественных монополий;
- организации, работающие в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации или захоронения твердых бытовых отходов;
- государственные и муниципальные предприятия, автономные учреждения;
- хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов – доля государства, региона или муниципалитета.
Кроме того, закон распространяется на дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых указанным выше юрлицам принадлежит более 50 процентов.
Действует закон и в отношении «дочек» дочерних хозяйственных обществ, если последним принадлежит более половины уставного капитала.
---------------------------------------------------
КОММЕНТАРИИ
Роза ХЛЕБНИКОВА, директор МУП «Уренгойское городское хозяйство»:
– Закон по идее призван расширить правовое регулирование юридических лиц в области приобретения товаров всех видов. И расширяет область применения ФЗ-94.
Муниципальные предприятия, в том числе и мы, должны перейти на эту процедуру с 1 января 2014 года. Но к 2012 году мы, как муниципальщики, должны были разработать положение о закупках, принять его и выложить на сайте. И если ранее конкурсные процедуры необходимо было проводить только при заключении государственных или муниципальных контрактов, то с 1 января 2014 года мы должны подобные процедуры организовывать по всем видам нашей деятельности. Этот закон единственное, что проясняет, так это только то, как нам необходимо разработать положение о закупках и их проводить. Но сами понимаете, сайты у нас работают не очень хорошо, по Интернету, который часто «зависает», сложно работать.
Что плохо в этом документе для МУПов, во всяком случае, для нас? Мы должны планировать необходимость приобретения товаров и услуг хотя бы минимум на год вперед. А в силу изменяющихся экономических ситуаций и интересов предприятия это не всегда возможно. По идее бюджет можно сформировать на сто процентов только для предприятий, имеющих точное бюджетное финансирование. А коммерческие структуры, такие как мы, хотя и муниципальные, но находятся на самофинансировании, то есть что заработали, то и потратили. И если предприятие не имеет долгосрочных договоров на три или пять лет вперед по оказанию услуг, то планировать наперед достаточно сложно.
Так что закон однобок и недоработан именно для заказчика.
----------------------------------------------------------
УЖЕ В ПОЛОЖЕНИИ
Среди тех, кто начал работать по новому закону – МП «Салехардэнерго».
Александр ДУБРОВСКИХ, начальник по правовому и кадровому обеспечению предприятия, прокомментировал первые результаты:
– ФЗ-223 не стал для нас чем-то новым. До его вступления в силу мы два года работали по специальному положению, позволяющему исключать коррупционные проявления, экономить денежные средства предприятия и эффективно проводить закупки, тем самым снижая тарифы на энергоресурсы. Кроме того, в течение этого времени мы обучали персонал для работы в области закупок.
Зная, что новый закон вступит в силу с 1 января 2012 года, мы еще в конце прошлого года разработали необходимое «Положение о проведении мероприятий по закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального предприятия «Салехардэнерго» муниципального образования город Салехард», разместили его на www.zakupki.gov.ru и на нашем сайте. Закон дает право заказчику самостоятельно устанавливать порядок и формы закупок, регламентируя только две формы: аукцион и конкурс. В своем положении мы предусмотрели и иные формы закупок. Сегодня мы проводим все процедуры по этому положению, и весь комплекс мер, принятых ранее, позволяет работать эффективно.