«Монстры» на коротком поводке

«Монстры» на коротком поводке

Как антимонопольное ведомство борется с роскошью чиновников, за цены на бензин и чистоту строительных сделок?

Руководитель Ямало-Ненецкого управления Федеральной антимонопольной службы Олег Печерин ответил на вопросы ямальцев в ходе интернет-конференции, организованной ИА «Север-Пресс». Приводим наиболее интересные вопросы.

 

 

ЖАЛОБ  НЕ  БЫЛО

 

– Олег Юрьевич, недавно на Ямале созданы два «монстра» – это Фонд жилищного строительства и «Ямалкоммунэнерго». Понятно, что цели благие, но, так или иначе, данные ведомства занимают монопольное положение в своих секторах экономики. Или претендуют на это. Как ваша служба оценивает такие факты?

 

– Ничего плохого в «монстрах» мы не видим, если они соблюдают правила, для них установленные. Руководством округа принято решение о создании «Ямалкоммунэнерго», и оно создано. Предприятие крупное, и оно должно в своей деятельности подчиняться правилам, нормам и ограничениям. Что касается преференций. Были попытки муниципалитетов передать имущество «ЯКЭ», минуя публичные процедуры. Все случаи нами пресечены.

Что касается Фонда жилищного строительства. Как известно, для облегчения жилищной проблемы в стране на уровне Федерации и регионов работает ряд программ. Соответственно осуществляется финансирование из разных источников. Поэтому на уровне федерального правительства было решено во всех регионах создать такие структуры, которые занимались бы аккумулированием бюджетных средств и надлежащим их распределением в зависимости от конкретных потребностей муниципальных образований. Так появились фонды. Они занимаются мониторингом состояния ветхого и аварийного жилья, планируют, какие объемы необходимо построить взамен тем, которые пойдут под снос.

По участию Фонда жилищного строительства ЯНАО в торгах на земельные участки скажу следующее. Если фонд публично вышел на торги один и приобрел землю, в том, что не вышли другие претенденты, – их проблема. Если наряду с фондом в аукционе приняли участие  другие организации и у них появились претензии по порядку проведения мероприятия, то они могут обратиться в антимонопольное управление с жалобой. Пока таких обращений не было.

И следует иметь в виду, что фонд – организация некоммерческая, он приобретает участки не для себя, а для подрядных организаций. Здесь снова возникает конкуренция за право стать застройщиком территории. Что вам мешает заявиться, получить объект и начать строить?

 

 

ПЛАН  НУЖЕН ЗАГОДЯ

 

– С учетом вашего многолетнего опыта работы в антимонопольной отрасли, чего не хватает нынешней системе госзакупок?

 

Мы наблюдаем, как госзакупками занимаются школы, детские сады, больницы, и понимаем, что так не должно быть. Ко мне приходят из прокуратуры материалы, в которых заявляется о нарушениях.

Скажем, условно в детском саду «Олененок» член комиссии нянечка Иванова неправомерно проголосовала за допуск или отказ некого участника к торгам. А откуда специальные знания у работников небольших обособленных подразделений? Имеем ли мы право требовать от Ивановой профессионализма в данном вопросе? Нет.

На мой взгляд, прежде всего, нужна централизация госзакупок. Далее – все закупки надо формировать заранее. Уже в ноябре должна быть известна потребность на следующий год, вывешена на сайте заказчика, и она должна быть подкреплена финансово. Для того чтобы производитель смог запланировать выпуск необходимой продукции и поставщики имели представление о заказах. И третье – необходимо проводить мониторинг цен по РФ, сложившуюся логистику, чтобы у заказчика всегда были данные о средних ценах на товар.

 

 

ХОРОШО,  ЧТО  НЕ  ДОГОВОРИЛИСЬ

 

– Раньше наши читатели высказывали недовольство тем, что цены на разных АЗС одинаковые. Сегодня  им не нравится, что цены разные…

 

– На самом деле, если нет ценового сговора между компаниями, то цены на АЗС должны быть разными. Потому что у всех субъектов предпринимательской деятельности различные издержки.

В нашем случае есть цена покупки бензина, транспортные накладные, хранение, реализация. Разные цены могут быть у одной компании, если ее заправки находятся в разных регионах. Но как бы там ни было, наши усилия, направленные на сдерживание цен на бензин и дизтопливо, имеют положительный результат.

Более того, Ямал даже выглядит среди других субъектов УрФО предпочтительнее. Например, средняя цена автомобильного бензина по Уральскому федеральному округу составляет 28 рублей 50 копеек. На Ямале – 27 рублей 70 копеек. По дизельному топливу соотношение  следующее: 29,70 по УрФО и у нас 28,70. Мы ежедневно ведем мониторинг розничных цен на ГСМ по всему округу, информацию анализируем и отправляем в Москву. Если наблюдаем хотя бы небольшой скачок, моментально отправляем запрос в компанию.

Как правило, ценовую политику диктуют заводы-производители. Еще есть розничные надбавки, предельный рост которых установлен губернатором округа, здесь тоже нарушений нет. Однако подчеркну, что есть границы наших полномочий и мы не можем бесконечно сдерживать рост цен на ГСМ  в ущерб прибыли компаний. Не будет развития  бизнеса – не будет жизни. Любой хозяйствующий субъект должен работать с прибылью, но в определенных рамках и границах.

 

 

ЛЮБИМ  КАТАТЬСЯ?

 

– Правомерно ли наши чиновники приобретают или арендуют дорогие иномарки?

 

– Такими вопросами мы занимались. В некоторых случаях выявили нарушения в размещении заказов в части прописания конкретных параметров, конкретного автомобиля, конкретной марки, что законодательством запрещено.

Вообще, заказчик имеет право покупать то, что пожелает. Но, дабы не ограничивать круг потенциальных участников поставки товара, заказчик должен написать: «Я хочу автомобиль, условно «Ленд Крузер» или эквивалент». И указать требуемые параметры.

Наши заказчики часто грешат, прописывая конкретно модель конкретной марки. Мы поправляем их и требуем внести изменения в документацию об аукционах.

Говоря в принципе о дорогих иномарках, это не компетенция антимонопольного органа. У каждого покупателя есть вышестоящее руководство, которое решает, разрешить данному чиновнику дорогой автомобиль или можно подешевле.

 

– Почему ОАО «РЖД» обращается за финансовой помощью к регионам для развития  железных дорог? В частности, недавно представитель компании просил у депутатов Тюменской областной Думы налоговых льгот для железнодорожников…

 

– Тарифы ОАО «РЖД» как монополиста регулирует государство. Сегодня инвестиционная составляющая в тарифах минимальна. Поэтому если есть возможность у регионов на своих территориях помочь «РЖД» и своим гражданам в том числе, то почему бы и нет? Но, как отмечали тюменские законодатели, прежде льготополучатели пусть четко распишут, на какие цели будет направлена поддержка.

 

Александр ПРОКОВ