• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Решение и предписание по делу № 02-01/10/05-2014

Номер дела: 02-01/10/05-2014
Дата публикации: 14 мая 2014, 18:32

РЕШЕНИЕ № 02-01/10/05-2014

12 мая 2014 года                                                                                                    г. Салехард

Резолютивная часть решения оглашена 12.05.2014 года.

Решение изготовлено в полном объеме 13.05.2014 года.

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...> – руководитель  управления, Председатель Комиссии;

Члены комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления;

<...> – начальник отдела контроля закупок, торгов и антимонопольного контроля органов власти,

при участии:

от ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком:

<...> – представитель по доверенности от 14.02.2014 № 89АА 0394406;

от департамента информационных технологий и связи ЯНАО:

<...> – представитель по доверенности от 21.04.2014 № 474-к;

<...> – представитель по доверенности от 08.05.2014 № 20;

<...> – представитель по доверенности от 17.03.2014 № 5;

рассмотрев материалы дела № 02-01/10/05-2014 в отношении ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», в лице макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» (ул. Московская д. 11,   г. Екатеринбург, Свердловская область, 620014; далее – ОАО «Ростелеком») пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в части допущения действия занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которого явилось ущемление интересов других лиц, выразившееся в установлении макрорегиональным филиалом «Урал» ОАО «Ростелеком» различных цен на услуги доступа к сети Интернет абонентам Ямало-Ненецкого автономного округа,

УСТАНОВИЛА:

Основание для возбуждения дела № 02-01/10/05-2014 явились обращения граждан Ямало-Ненецкого автономного округа относительно высокой стоимости и порядка ценообразования на услугу ОАО «Ростелеком по предоставлению доступа к сети Интернет на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Основным вопросом, затронутым в вышеуказанных заявлениях, является порядок ценообразования и величина тарифа на предоставление доступа к сети Интернет, установленного макрорегиональным филиалом «Урал» ОАО «Ростелеком» на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. В заявлениях граждане указывают также на установление различных цен на услуги доступа к сети Интернет абонентам Ямало-Ненецкого автономного округа.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующим выводам.

Телематические услуги связи на территории Российской Федерации предоставляются ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» на основании лицензии № 86475.

В соответствии со статьей 28 Федеральный закон № 126-ФЗ «О связи» тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Согласно информации, представленной Ямало-Ненецким филиалом макрорегионального филиала «Урал» (исх. от 04.02.2014 № 759/10), ценообразование тарифных планов на территории Ямало-Ненецкого филиала ОАО «Ростелеком» осуществляется на уровне макрорегиона «Урал» г. Екатеринбург.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В рамках рассмотрения обращений граждан проведен Анализ конкурентной среды на рынке по предоставлению доступа к сети Интернет (далее - Анализ) в географических границах Ямало-Ненецкого автономного округа. Анализ проведен в связи с участившимися обращениями граждан на высокую стоимость и плохое качество услуг доступа к сети Интернет на территории автономного округа.

В качестве информационной базы, для определения параметров рынка услуг доступа к сети Интернет на территории Ямало-Ненецкого округа, использовались следующие данные:

- информация, представленная от Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу;

- информация, представленная Департаментом информационных технологий и связи ЯНАО;

- сведения  об объемах, выполненных услуг, и барьерах входа на рынок, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рассматриваемом рынке:

  • ОАО «МТС»;
  • ОАО «Мегафон»;
  • ОАО «Вымпелком»;
  • ОАО «Ростелеком» Ямало-Ненецкий филиал;
  • Мотив (ООО Екатеринбург 2000);
  • ООО « Север-связь»;
  • ООО «ВКС-Интернет»;
  • ООО "Теле МИГ";
  • ООО «Пурсатком»;
  • ООО «Коннект»;
  • ООО «Скайнет».

Исходя из сведений, представленных ОАО «Ростелеком», Макрорегионального филиала «Урал» в рамках проведения вышеуказанного Анализа, на территории ЯНАО техническая возможность предоставления Интернет связи имеется повсеместно, но скорость и качество услуг зависит от материалов телекоммуникаций.

На территориях округа:

  • Салехард - телефонные линии;
  • Ноябрьск  - оптоволокно;
  • Новый Уренгой - телефонные линии;
  • Губкинский - телефонные линии;
  • Лабытнанги телефонные линии;
  • Муравленко  - оптоволокно;
  • Красноселькупский, Административный центр - село Красноселькуп, телефонные линии;
  • Надымский район, Административный центр— ГО Надым, - телефонные линии;
  • Приуральский район, Административный центр— село Аксарка, - телефонные линии;
  • Пуровский, Административный центр - город Тарко-Сале, - телефонные линии;
  • Тазовский район, Административный центр - пгт Тазовский, - телефонные линии;
  • Шурышкарский, Административный центр - село Мужи, - телефонные линии;
  • Ямальский, Административный центр - село Яр-Сале, - телефонные линии;

Таким образом, техническая оснащенность на территориях автономного округа неравноценна, но доступ к Интернет имеется повсеместно.

Исходя из выше изложенного, в аналитическом отчете географическими границами рынка услуг предоставления Интернет связи являлись административные границы всей территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Согласно данным, полученным из Департамента информационных технологий и связи ЯНАО, на рынке услуг предоставления доступа к сети Интернет на территории ЯНАО функционирует 13 хозяйствующих субъектов (Операторов), действующих в городах и районах ЯНАО:

  • ОАО «МТС»;
  • ОАО «Мегафон»;
  • ОАО «Вымпелком» (Билайн);
  • ОАО «Ростелеком» Ямало-Ненецкий филиал;
  • Мотив (ООО Екатеринбург 2000);
  • ООО « Север-связь»;
  • ООО «ВКС-Интернет»;
  • ООО "Теле МИГ";
  • ООО «Пурсатком»;
  • ООО «Коннект»;
  • ООО «Скайнет»

Общий объем рынка по предоставлению доступа к сети Интернет на территории Ямало - Ненецкого автономного округа в натуральном выражении в 2012 году составил 21 828 220,65 Гбайт.

Основным хозяйствующим субъектом, осуществляющим услугу по предоставлению доступа к сети Интернет на территории ЯНАО, является ОАО «Ростелеком», филиал Макрорегионального филиала «Урал». За период 2012 года объем в Гбайт 17 527 568,35 и доля на рынке предоставления услуги доступа к сети Интернет, ОАО «Ростелеком» составила 80,30 %.

Приказом Ямало-Ненецкого УФАС России от 05.03.2014 № 22 ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» в лице Макрорегионального филиала «Урал» Ямало-Ненецкий филиал включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), с долей более 65 % на рынке «деятельность в области оказания телематических услуг связи» (код 64.20.5) в географических границах: Ямало-Ненецкий автономный округ.

Исходя из вышеизложенного следует, что на междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» в лице Макрорегионального филиала «Урал» Ямало-Ненецкий филиал в полной мере распространяется запрет, установленный статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом  (п. 6 ч. 1 ст. 10).

В материалах дела, помимо иных обращений, имеется коллективное заявление жителей города Муравленко.

В своем заявлении граждане указывают на то, что стоимость услуг Интернет в городе Муравленко («Домашний интернет 10Мбит 1379 руб.) намного выше аналогичной стоимости услуг в городе Ноябрьск (тариф до 25 Мбит 650 руб.). Граждане указывают, что ОАО «Ростелеком» является монополистом, предоставляющим услуги домашнего «Интернет» на территории г. Муравленко и пользуется этим. Следственно, это и является причиной того, что в г. Муравленко стоимость домашнего «Интернет» очень высокая, а альтернативы у жителей г. Муравленко нет. Считают, что такая разница в тарифах незаконна.

Данную ситуацию с  тарифами на услугу доступа к сети Интернет ОАО «Ростелеком» (исх. от 30.07.2013 № 050/10/120-22) обосновывает следующим.

Тарифы, по которым оказывает услуги Ямало-Ненецкий филиал ОАО «Ростелеком» разрабатываются на основании складывающейся себестоимости услуги, формирующейся конкурентной среды и утверждаются приказами Межрегионального филиала «Урал» по согласованию с Корпоративным центром ОАО «Ростелеком».

Общий уровень тарифов, в большей степени, обусловлен территориальными особенностями расположения населенных пунктов автономного округа и связан с высокими затратами на обслуживание цифровых и оптических сетей связи.

В городах, где расположены зоновые транзитные узлы, Общество не несет затрат на эксплуатацию зонового сегмента сети передачи данных. Затраты на эксплуатацию зонового сегмента сети передачи данных, в силу технологии оказания телематических услуг связи, МРФ «Урал» несет только за пределами города Ноябрьск.

Исходя из информации, представленной ОАО «Ростелеком» в материалы дела (исх. от 28.02.2014 № 759/10), следует, что в Ямало-Ненецком филиале зоновый транзитный узел расположен в городе Ноябрьк. Себестоимость оказания услуги в городе Ноябрьск, по данным раздельного учета затрат, гораздо ниже себестоимости услуги за пределами города Ноябрьск.

При формировании тарифов, с учетом технологических особенностей построения сети передачи данных на территории Ямало-Ненецкого филиала, выделяются три тарифные зоня – г. Ноябрьск, где расположен зоновый транзитный узел, города и населенные пункты, зоновые продления которых выполнены прокладкой оптического кабеля (г.г.  Муравленко, Губкинский, Тарко-Сале, Новый Уренгой, Надым, пос. Ханымей, ст. Компрессорная Станция -02, пос. Пурпе, пос. Пангоды, пос. Правохеттинский) и населенные пункты, зоновые продления которых выполнены по иным технологиям. Особенность в тарифообразовании телематических услуг для населенных пунктов, зоновое продление которых выполнено по иным технологиям, связано, как указывает ОАО «Ростелеком», с необходимостью нести дополнительные затраты на аренду каналов у сторонних операторов связи.

Кроме того, ОАО «Ростелеком» в своем письме сообщает, что для абонентов г.г. Новый Уренгой, надым, Губкинский, Муравленко, Тарко-сале и др., входящих в 8 тарификационный кластер, утвержден тариф «Социальный» по цене 449 рублей с параметрами подключения: скорость на порту до 128 кбит/с, с возможностью увеличения скорости подключением опции «Скорость x2» и «Скорость х4», стоимостью активации 60 и 80 рублей соответственно, при объеме включенного трафика – 3 Гбайта.

Комиссия не принимает данные доводы ОАО «Ростелеком» в силу следующего.

Согласно информации с официального сайт ОАО «Ростелеком» тариф «Социальный» доступен исключительно для абонентов города Ноябрьск.

Операторы связи ведут отчетность и учитывают затраты на производство услуги в целом по предприятию (если оператор связи оказывает услуги на территории нескольких субъектов Российской Федерации - по субъекту Российской Федерации). Учет затрат на строительство и эксплуатацию средств, линий и сооружений связи в различных муниципальных образованиях одного субъекта Российской Федерации не производится.

Иного представителями ОАО «Ростелеком» не доказано, документальных доказательств ведения учета затрат раздельно по муниципальным образованиям автономного округа, в материалы дела не представлено.

Документально подтвержденных обоснований причин установления различных тарифов на услуги доступа к сети Интернет абонентам населенных пунктов муниципальных образований ЯНАО (технические условия тарифных планов, экономические расчеты ОАО «Ростелеком» либо макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» относительно линейки тарифных планов на услуги доступа к сети Интернет, действующих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа) в материалы дела не представлено.

Из информации, представленной департаментом информационных технологий и связи Ямало-Ненецкого автономного округа (исх. от 03.03.2014 № 301-12-05/56) следует.

В адрес Администрации Президента Российской Федерации и Правительства автономного округа неоднократно поступали жалобы от населения региона относительно необоснованно высоких тарифов на услугу доступа к сети Интернет и плохом качестве предоставляемых услуг.

В целях обеспечения доступности населению и организациям автономного округа современных информационно-коммуникационных услуг между Правительством автономного округа и ОАО «Ростелеком» подписан протокол о намерениях. Согласно указанному протоколу ОАО «Ростелеком» согласовало намерение снижать действующие тарифы на услуги доступа к сети Интернет при завершении строительства волоконно-оптических линий связи до населенных пунктов автономного округа и организации предоставления услуг с использованием вышеуказанных линий.

Департаментом представлена динамика снижения тарифов в рамках реализации соглашения:

№ п\п

Населенный пункт

Год ввода в эксплуатацию ВОЛС

Минимальный безлимитный тариф до ввода ВОЛС

руб/мес

Минимальный безлимитный тариф по состоянию на 03.03.2014

руб/мес

  1.  

Ноябрьск

2010

2000

350

  1.  

Муравленко

2011

2000

1199

  1.  

Губкинский

2011

2000

1199

  1.  

Тарко-Сале

2012

2000

1199

  1.  

Новый Уренгой

2012

2000

1199

  1.  

Надым

2013

2000

1199

Департамент считает, что установление различных тарифных планов в городах Ямала необъяснимо ни с точки зрения технологических, ни с точки зрения экономических затрат.

На заседание Комиссии 12.05.2014 представителем ОАО «Ростелеком» представлен приказ Макрорегионального филиала «Урал» ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» от 07.05.2014 № 05/01/702-14 «О внесении изменений в Единый Прейскурант Макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» № 125/2013 «Тарифы на услуги электросвязи».

Согласно данному приказу с 01.06.2014 предполагается ввести в действие следующие единые тарифные планы услуги «Домашний Интернет» (ЕШПД 3.0) для г.г. Ноябрьск, Губкинский, Муравленко, Надым, Новый Уренгой, Тарко-Сале, Салехард, п. Ханымей, ст. Компрессорная Станция-02, п. Пурпе, п. Пангоды, п. Правохеттинский, п. Аксарка:

тарифный план

скорость доступа,

Мбит/с

тариф

руб\мес с НДС

Домашний Интернет 2

2

2000

Домашний Интернет 4

4

2500

Домашний Интернет 10

10

3000

Комиссия не принимает издание данного приказа как мероприятие по установлению единых цен (тарифов) на услуги доступа к сети Интернет абонентам Ямало-Ненецкого автономного округа в силу следующего.

  1. Приказ не распространяется на сельские территории автономного округа.
  2. Согласно информации с официального сайта ОАО «Ростелеком» www.rt.ru раздел www.yamal.rt.ru/press/news/ для абонентов-физических лиц города Ноябрьска с 19.05.2014 вносятся изменения в тарифы на услугу «Домашний Интернет», действующие на территории г. Ноябрьск, с ежемесячным платежом от 450 до 900 руб, в зависимости от скорости доступа, в частности размер ежемесячного платежа за «Домашний Интернет 10 Мбит/с» составит 560 рублей, что существенно отличается от вводимого тарифа на «Домашний Интернет 10» для абонентов других территорий Ямало-Ненецкого автономного округа.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия квалифицирует действия ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», в лице макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком», выразившиеся в установлении различных тарифов на услуги доступа к сети Интернет абонентам (физическим лицам) Ямало-Ненецкого автономного округа, как недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и нарушающие запрет, установленный  пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, согласно которому запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 статьи 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», в лице макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком                            (ул. Московская д. 11, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620014) нарушившим  пункт 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом, выразившееся в установлении различных тарифов на услуги доступа к сети Интернет абонентам (физическим лицам) Ямало-Ненецкого автономного округа.

2. Выдать ОАО «Ростелеком», в лице макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3.      Передать материалы дела № 02-01/10/05-2014 должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении юридического лица ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (ул. Достоевского, д. 15, г. Санкт-Петербург, 191002) административного производства по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

 

В соответствии с частью 1 статьи  51.2 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) выданное на его основании предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут быть пересмотрены по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссией, принявшей такое решение и (или) выдавшей такое предписание, по заявлению лица, участвующего в деле, а также в случае установления комиссией предусмотренных настоящей статьей оснований для пересмотра решения и (или) предписания.

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

 

Председатель Комиссии

Члены комиссии

П Р Е Д П И С А Н И Е № 02-01/10/05-2014

12 мая 2014 года                                                                                                        г. Салехард

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...> – руководитель  управления, Председатель Комиссии;

Члены комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления;

<...> – начальник отдела контроля закупок, торгов и антимонопольного контроля органов власти,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 12.05.2014 года по делу № 02-01/10/05-2014 о нарушении ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», в лице макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком (ул. Московская д. 11, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620014) пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», в лице макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком (ул. Московская д. 11, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620014) прекратить нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении различных тарифов на услуги доступа к сети Интернет абонентам (физическим лицам) Ямало-Ненецкого автономного округа и принять меры по выработке единой ценовой политики при установлении тарифов на услуги доступа к сети Интернет на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

В этих целях:

- установить  единые тарифы на услуги доступа к сети Интернет для потребителей «физические лица» Ямало-Ненецкого автономного округа в пределах каждого тарифного плана на территории ЯНАО.

Срок исполнения настоящего Предписания – 16.06.2014.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Ямало-Ненецкое УФАС России до 20.06.2014, с представлением документального подтверждения исполнения предписания.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

Члены комиссии

stdClass Object ( [vid] => 7752 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 02-01/10/05-2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7752 [type] => solution [language] => ru [created] => 1400071404 [changed] => 1400071404 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1400071404 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 02-01/10/05-2014

12 мая 2014 года                                                                                                    г. Салехард

Резолютивная часть решения оглашена 12.05.2014 года.

Решение изготовлено в полном объеме 13.05.2014 года.

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...> – руководитель  управления, Председатель Комиссии;

Члены комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления;

<...> – начальник отдела контроля закупок, торгов и антимонопольного контроля органов власти,

при участии:

от ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком:

<...> – представитель по доверенности от 14.02.2014 № 89АА 0394406;

от департамента информационных технологий и связи ЯНАО:

<...> – представитель по доверенности от 21.04.2014 № 474-к;

<...> – представитель по доверенности от 08.05.2014 № 20;

<...> – представитель по доверенности от 17.03.2014 № 5;

рассмотрев материалы дела № 02-01/10/05-2014 в отношении ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», в лице макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» (ул. Московская д. 11,   г. Екатеринбург, Свердловская область, 620014; далее – ОАО «Ростелеком») пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в части допущения действия занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которого явилось ущемление интересов других лиц, выразившееся в установлении макрорегиональным филиалом «Урал» ОАО «Ростелеком» различных цен на услуги доступа к сети Интернет абонентам Ямало-Ненецкого автономного округа,

УСТАНОВИЛА:

Основание для возбуждения дела № 02-01/10/05-2014 явились обращения граждан Ямало-Ненецкого автономного округа относительно высокой стоимости и порядка ценообразования на услугу ОАО «Ростелеком по предоставлению доступа к сети Интернет на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Основным вопросом, затронутым в вышеуказанных заявлениях, является порядок ценообразования и величина тарифа на предоставление доступа к сети Интернет, установленного макрорегиональным филиалом «Урал» ОАО «Ростелеком» на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. В заявлениях граждане указывают также на установление различных цен на услуги доступа к сети Интернет абонентам Ямало-Ненецкого автономного округа.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующим выводам.

Телематические услуги связи на территории Российской Федерации предоставляются ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» на основании лицензии № 86475.

В соответствии со статьей 28 Федеральный закон № 126-ФЗ «О связи» тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Согласно информации, представленной Ямало-Ненецким филиалом макрорегионального филиала «Урал» (исх. от 04.02.2014 № 759/10), ценообразование тарифных планов на территории Ямало-Ненецкого филиала ОАО «Ростелеком» осуществляется на уровне макрорегиона «Урал» г. Екатеринбург.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В рамках рассмотрения обращений граждан проведен Анализ конкурентной среды на рынке по предоставлению доступа к сети Интернет (далее - Анализ) в географических границах Ямало-Ненецкого автономного округа. Анализ проведен в связи с участившимися обращениями граждан на высокую стоимость и плохое качество услуг доступа к сети Интернет на территории автономного округа.

В качестве информационной базы, для определения параметров рынка услуг доступа к сети Интернет на территории Ямало-Ненецкого округа, использовались следующие данные:

- информация, представленная от Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу;

- информация, представленная Департаментом информационных технологий и связи ЯНАО;

- сведения  об объемах, выполненных услуг, и барьерах входа на рынок, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рассматриваемом рынке:

  • ОАО «МТС»;
  • ОАО «Мегафон»;
  • ОАО «Вымпелком»;
  • ОАО «Ростелеком» Ямало-Ненецкий филиал;
  • Мотив (ООО Екатеринбург 2000);
  • ООО « Север-связь»;
  • ООО «ВКС-Интернет»;
  • ООО "Теле МИГ";
  • ООО «Пурсатком»;
  • ООО «Коннект»;
  • ООО «Скайнет».

Исходя из сведений, представленных ОАО «Ростелеком», Макрорегионального филиала «Урал» в рамках проведения вышеуказанного Анализа, на территории ЯНАО техническая возможность предоставления Интернет связи имеется повсеместно, но скорость и качество услуг зависит от материалов телекоммуникаций.

На территориях округа:

  • Салехард - телефонные линии;
  • Ноябрьск  - оптоволокно;
  • Новый Уренгой - телефонные линии;
  • Губкинский - телефонные линии;
  • Лабытнанги телефонные линии;
  • Муравленко  - оптоволокно;
  • Красноселькупский, Административный центр - село Красноселькуп, телефонные линии;
  • Надымский район, Административный центр— ГО Надым, - телефонные линии;
  • Приуральский район, Административный центр— село Аксарка, - телефонные линии;
  • Пуровский, Административный центр - город Тарко-Сале, - телефонные линии;
  • Тазовский район, Административный центр - пгт Тазовский, - телефонные линии;
  • Шурышкарский, Административный центр - село Мужи, - телефонные линии;
  • Ямальский, Административный центр - село Яр-Сале, - телефонные линии;

Таким образом, техническая оснащенность на территориях автономного округа неравноценна, но доступ к Интернет имеется повсеместно.

Исходя из выше изложенного, в аналитическом отчете географическими границами рынка услуг предоставления Интернет связи являлись административные границы всей территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Согласно данным, полученным из Департамента информационных технологий и связи ЯНАО, на рынке услуг предоставления доступа к сети Интернет на территории ЯНАО функционирует 13 хозяйствующих субъектов (Операторов), действующих в городах и районах ЯНАО:

  • ОАО «МТС»;
  • ОАО «Мегафон»;
  • ОАО «Вымпелком» (Билайн);
  • ОАО «Ростелеком» Ямало-Ненецкий филиал;
  • Мотив (ООО Екатеринбург 2000);
  • ООО « Север-связь»;
  • ООО «ВКС-Интернет»;
  • ООО "Теле МИГ";
  • ООО «Пурсатком»;
  • ООО «Коннект»;
  • ООО «Скайнет»

Общий объем рынка по предоставлению доступа к сети Интернет на территории Ямало - Ненецкого автономного округа в натуральном выражении в 2012 году составил 21 828 220,65 Гбайт.

Основным хозяйствующим субъектом, осуществляющим услугу по предоставлению доступа к сети Интернет на территории ЯНАО, является ОАО «Ростелеком», филиал Макрорегионального филиала «Урал». За период 2012 года объем в Гбайт 17 527 568,35 и доля на рынке предоставления услуги доступа к сети Интернет, ОАО «Ростелеком» составила 80,30 %.

Приказом Ямало-Ненецкого УФАС России от 05.03.2014 № 22 ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» в лице Макрорегионального филиала «Урал» Ямало-Ненецкий филиал включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), с долей более 65 % на рынке «деятельность в области оказания телематических услуг связи» (код 64.20.5) в географических границах: Ямало-Ненецкий автономный округ.

Исходя из вышеизложенного следует, что на междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» в лице Макрорегионального филиала «Урал» Ямало-Ненецкий филиал в полной мере распространяется запрет, установленный статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом  (п. 6 ч. 1 ст. 10).

В материалах дела, помимо иных обращений, имеется коллективное заявление жителей города Муравленко.

В своем заявлении граждане указывают на то, что стоимость услуг Интернет в городе Муравленко («Домашний интернет 10Мбит 1379 руб.) намного выше аналогичной стоимости услуг в городе Ноябрьск (тариф до 25 Мбит 650 руб.). Граждане указывают, что ОАО «Ростелеком» является монополистом, предоставляющим услуги домашнего «Интернет» на территории г. Муравленко и пользуется этим. Следственно, это и является причиной того, что в г. Муравленко стоимость домашнего «Интернет» очень высокая, а альтернативы у жителей г. Муравленко нет. Считают, что такая разница в тарифах незаконна.

Данную ситуацию с  тарифами на услугу доступа к сети Интернет ОАО «Ростелеком» (исх. от 30.07.2013 № 050/10/120-22) обосновывает следующим.

Тарифы, по которым оказывает услуги Ямало-Ненецкий филиал ОАО «Ростелеком» разрабатываются на основании складывающейся себестоимости услуги, формирующейся конкурентной среды и утверждаются приказами Межрегионального филиала «Урал» по согласованию с Корпоративным центром ОАО «Ростелеком».

Общий уровень тарифов, в большей степени, обусловлен территориальными особенностями расположения населенных пунктов автономного округа и связан с высокими затратами на обслуживание цифровых и оптических сетей связи.

В городах, где расположены зоновые транзитные узлы, Общество не несет затрат на эксплуатацию зонового сегмента сети передачи данных. Затраты на эксплуатацию зонового сегмента сети передачи данных, в силу технологии оказания телематических услуг связи, МРФ «Урал» несет только за пределами города Ноябрьск.

Исходя из информации, представленной ОАО «Ростелеком» в материалы дела (исх. от 28.02.2014 № 759/10), следует, что в Ямало-Ненецком филиале зоновый транзитный узел расположен в городе Ноябрьк. Себестоимость оказания услуги в городе Ноябрьск, по данным раздельного учета затрат, гораздо ниже себестоимости услуги за пределами города Ноябрьск.

При формировании тарифов, с учетом технологических особенностей построения сети передачи данных на территории Ямало-Ненецкого филиала, выделяются три тарифные зоня – г. Ноябрьск, где расположен зоновый транзитный узел, города и населенные пункты, зоновые продления которых выполнены прокладкой оптического кабеля (г.г.  Муравленко, Губкинский, Тарко-Сале, Новый Уренгой, Надым, пос. Ханымей, ст. Компрессорная Станция -02, пос. Пурпе, пос. Пангоды, пос. Правохеттинский) и населенные пункты, зоновые продления которых выполнены по иным технологиям. Особенность в тарифообразовании телематических услуг для населенных пунктов, зоновое продление которых выполнено по иным технологиям, связано, как указывает ОАО «Ростелеком», с необходимостью нести дополнительные затраты на аренду каналов у сторонних операторов связи.

Кроме того, ОАО «Ростелеком» в своем письме сообщает, что для абонентов г.г. Новый Уренгой, надым, Губкинский, Муравленко, Тарко-сале и др., входящих в 8 тарификационный кластер, утвержден тариф «Социальный» по цене 449 рублей с параметрами подключения: скорость на порту до 128 кбит/с, с возможностью увеличения скорости подключением опции «Скорость x2» и «Скорость х4», стоимостью активации 60 и 80 рублей соответственно, при объеме включенного трафика – 3 Гбайта.

Комиссия не принимает данные доводы ОАО «Ростелеком» в силу следующего.

Согласно информации с официального сайт ОАО «Ростелеком» тариф «Социальный» доступен исключительно для абонентов города Ноябрьск.

Операторы связи ведут отчетность и учитывают затраты на производство услуги в целом по предприятию (если оператор связи оказывает услуги на территории нескольких субъектов Российской Федерации - по субъекту Российской Федерации). Учет затрат на строительство и эксплуатацию средств, линий и сооружений связи в различных муниципальных образованиях одного субъекта Российской Федерации не производится.

Иного представителями ОАО «Ростелеком» не доказано, документальных доказательств ведения учета затрат раздельно по муниципальным образованиям автономного округа, в материалы дела не представлено.

Документально подтвержденных обоснований причин установления различных тарифов на услуги доступа к сети Интернет абонентам населенных пунктов муниципальных образований ЯНАО (технические условия тарифных планов, экономические расчеты ОАО «Ростелеком» либо макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» относительно линейки тарифных планов на услуги доступа к сети Интернет, действующих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа) в материалы дела не представлено.

Из информации, представленной департаментом информационных технологий и связи Ямало-Ненецкого автономного округа (исх. от 03.03.2014 № 301-12-05/56) следует.

В адрес Администрации Президента Российской Федерации и Правительства автономного округа неоднократно поступали жалобы от населения региона относительно необоснованно высоких тарифов на услугу доступа к сети Интернет и плохом качестве предоставляемых услуг.

В целях обеспечения доступности населению и организациям автономного округа современных информационно-коммуникационных услуг между Правительством автономного округа и ОАО «Ростелеком» подписан протокол о намерениях. Согласно указанному протоколу ОАО «Ростелеком» согласовало намерение снижать действующие тарифы на услуги доступа к сети Интернет при завершении строительства волоконно-оптических линий связи до населенных пунктов автономного округа и организации предоставления услуг с использованием вышеуказанных линий.

Департаментом представлена динамика снижения тарифов в рамках реализации соглашения:

№ п\п

Населенный пункт

Год ввода в эксплуатацию ВОЛС

Минимальный безлимитный тариф до ввода ВОЛС

руб/мес

Минимальный безлимитный тариф по состоянию на 03.03.2014

руб/мес

  1.  

Ноябрьск

2010

2000

350

  1.  

Муравленко

2011

2000

1199

  1.  

Губкинский

2011

2000

1199

  1.  

Тарко-Сале

2012

2000

1199

  1.  

Новый Уренгой

2012

2000

1199

  1.  

Надым

2013

2000

1199

Департамент считает, что установление различных тарифных планов в городах Ямала необъяснимо ни с точки зрения технологических, ни с точки зрения экономических затрат.

На заседание Комиссии 12.05.2014 представителем ОАО «Ростелеком» представлен приказ Макрорегионального филиала «Урал» ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» от 07.05.2014 № 05/01/702-14 «О внесении изменений в Единый Прейскурант Макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» № 125/2013 «Тарифы на услуги электросвязи».

Согласно данному приказу с 01.06.2014 предполагается ввести в действие следующие единые тарифные планы услуги «Домашний Интернет» (ЕШПД 3.0) для г.г. Ноябрьск, Губкинский, Муравленко, Надым, Новый Уренгой, Тарко-Сале, Салехард, п. Ханымей, ст. Компрессорная Станция-02, п. Пурпе, п. Пангоды, п. Правохеттинский, п. Аксарка:

тарифный план

скорость доступа,

Мбит/с

тариф

руб\мес с НДС

Домашний Интернет 2

2

2000

Домашний Интернет 4

4

2500

Домашний Интернет 10

10

3000

Комиссия не принимает издание данного приказа как мероприятие по установлению единых цен (тарифов) на услуги доступа к сети Интернет абонентам Ямало-Ненецкого автономного округа в силу следующего.

  1. Приказ не распространяется на сельские территории автономного округа.
  2. Согласно информации с официального сайта ОАО «Ростелеком» www.rt.ru раздел www.yamal.rt.ru/press/news/ для абонентов-физических лиц города Ноябрьска с 19.05.2014 вносятся изменения в тарифы на услугу «Домашний Интернет», действующие на территории г. Ноябрьск, с ежемесячным платежом от 450 до 900 руб, в зависимости от скорости доступа, в частности размер ежемесячного платежа за «Домашний Интернет 10 Мбит/с» составит 560 рублей, что существенно отличается от вводимого тарифа на «Домашний Интернет 10» для абонентов других территорий Ямало-Ненецкого автономного округа.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия квалифицирует действия ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», в лице макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком», выразившиеся в установлении различных тарифов на услуги доступа к сети Интернет абонентам (физическим лицам) Ямало-Ненецкого автономного округа, как недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и нарушающие запрет, установленный  пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, согласно которому запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 статьи 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», в лице макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком                            (ул. Московская д. 11, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620014) нарушившим  пункт 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом, выразившееся в установлении различных тарифов на услуги доступа к сети Интернет абонентам (физическим лицам) Ямало-Ненецкого автономного округа.

2. Выдать ОАО «Ростелеком», в лице макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3.      Передать материалы дела № 02-01/10/05-2014 должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении юридического лица ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (ул. Достоевского, д. 15, г. Санкт-Петербург, 191002) административного производства по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

 

В соответствии с частью 1 статьи  51.2 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) выданное на его основании предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут быть пересмотрены по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссией, принявшей такое решение и (или) выдавшей такое предписание, по заявлению лица, участвующего в деле, а также в случае установления комиссией предусмотренных настоящей статьей оснований для пересмотра решения и (или) предписания.

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

 

Председатель Комиссии

Члены комиссии

П Р Е Д П И С А Н И Е № 02-01/10/05-2014

12 мая 2014 года                                                                                                        г. Салехард

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...> – руководитель  управления, Председатель Комиссии;

Члены комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления;

<...> – начальник отдела контроля закупок, торгов и антимонопольного контроля органов власти,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 12.05.2014 года по делу № 02-01/10/05-2014 о нарушении ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», в лице макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком (ул. Московская д. 11, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620014) пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», в лице макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком (ул. Московская д. 11, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620014) прекратить нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении различных тарифов на услуги доступа к сети Интернет абонентам (физическим лицам) Ямало-Ненецкого автономного округа и принять меры по выработке единой ценовой политики при установлении тарифов на услуги доступа к сети Интернет на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

В этих целях:

- установить  единые тарифы на услуги доступа к сети Интернет для потребителей «физические лица» Ямало-Ненецкого автономного округа в пределах каждого тарифного плана на территории ЯНАО.

Срок исполнения настоящего Предписания – 16.06.2014.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Ямало-Ненецкое УФАС России до 20.06.2014, с представлением документального подтверждения исполнения предписания.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

Члены комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 02-01/10/05-2014

12 мая 2014 года                                                                                                    г. Салехард

Резолютивная часть решения оглашена 12.05.2014 года.

Решение изготовлено в полном объеме 13.05.2014 года.

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...> – руководитель  управления, Председатель Комиссии;

Члены комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления;

<...> – начальник отдела контроля закупок, торгов и антимонопольного контроля органов власти,

при участии:

от ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком:

<...> – представитель по доверенности от 14.02.2014 № 89АА 0394406;

от департамента информационных технологий и связи ЯНАО:

<...> – представитель по доверенности от 21.04.2014 № 474-к;

<...> – представитель по доверенности от 08.05.2014 № 20;

<...> – представитель по доверенности от 17.03.2014 № 5;

рассмотрев материалы дела № 02-01/10/05-2014 в отношении ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», в лице макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» (ул. Московская д. 11,   г. Екатеринбург, Свердловская область, 620014; далее – ОАО «Ростелеком») пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в части допущения действия занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которого явилось ущемление интересов других лиц, выразившееся в установлении макрорегиональным филиалом «Урал» ОАО «Ростелеком» различных цен на услуги доступа к сети Интернет абонентам Ямало-Ненецкого автономного округа,

УСТАНОВИЛА:

Основание для возбуждения дела № 02-01/10/05-2014 явились обращения граждан Ямало-Ненецкого автономного округа относительно высокой стоимости и порядка ценообразования на услугу ОАО «Ростелеком по предоставлению доступа к сети Интернет на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Основным вопросом, затронутым в вышеуказанных заявлениях, является порядок ценообразования и величина тарифа на предоставление доступа к сети Интернет, установленного макрорегиональным филиалом «Урал» ОАО «Ростелеком» на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. В заявлениях граждане указывают также на установление различных цен на услуги доступа к сети Интернет абонентам Ямало-Ненецкого автономного округа.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующим выводам.

Телематические услуги связи на территории Российской Федерации предоставляются ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» на основании лицензии № 86475.

В соответствии со статьей 28 Федеральный закон № 126-ФЗ «О связи» тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Согласно информации, представленной Ямало-Ненецким филиалом макрорегионального филиала «Урал» (исх. от 04.02.2014 № 759/10), ценообразование тарифных планов на территории Ямало-Ненецкого филиала ОАО «Ростелеком» осуществляется на уровне макрорегиона «Урал» г. Екатеринбург.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В рамках рассмотрения обращений граждан проведен Анализ конкурентной среды на рынке по предоставлению доступа к сети Интернет (далее - Анализ) в географических границах Ямало-Ненецкого автономного округа. Анализ проведен в связи с участившимися обращениями граждан на высокую стоимость и плохое качество услуг доступа к сети Интернет на территории автономного округа.

В качестве информационной базы, для определения параметров рынка услуг доступа к сети Интернет на территории Ямало-Ненецкого округа, использовались следующие данные:

- информация, представленная от Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу;

- информация, представленная Департаментом информационных технологий и связи ЯНАО;

- сведения  об объемах, выполненных услуг, и барьерах входа на рынок, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рассматриваемом рынке:

  • ОАО «МТС»;
  • ОАО «Мегафон»;
  • ОАО «Вымпелком»;
  • ОАО «Ростелеком» Ямало-Ненецкий филиал;
  • Мотив (ООО Екатеринбург 2000);
  • ООО « Север-связь»;
  • ООО «ВКС-Интернет»;
  • ООО "Теле МИГ";
  • ООО «Пурсатком»;
  • ООО «Коннект»;
  • ООО «Скайнет».

Исходя из сведений, представленных ОАО «Ростелеком», Макрорегионального филиала «Урал» в рамках проведения вышеуказанного Анализа, на территории ЯНАО техническая возможность предоставления Интернет связи имеется повсеместно, но скорость и качество услуг зависит от материалов телекоммуникаций.

На территориях округа:

  • Салехард - телефонные линии;
  • Ноябрьск  - оптоволокно;
  • Новый Уренгой - телефонные линии;
  • Губкинский - телефонные линии;
  • Лабытнанги телефонные линии;
  • Муравленко  - оптоволокно;
  • Красноселькупский, Административный центр - село Красноселькуп, телефонные линии;
  • Надымский район, Административный центр— ГО Надым, - телефонные линии;
  • Приуральский район, Административный центр— село Аксарка, - телефонные линии;
  • Пуровский, Административный центр - город Тарко-Сале, - телефонные линии;
  • Тазовский район, Административный центр - пгт Тазовский, - телефонные линии;
  • Шурышкарский, Административный центр - село Мужи, - телефонные линии;
  • Ямальский, Административный центр - село Яр-Сале, - телефонные линии;

Таким образом, техническая оснащенность на территориях автономного округа неравноценна, но доступ к Интернет имеется повсеместно.

Исходя из выше изложенного, в аналитическом отчете географическими границами рынка услуг предоставления Интернет связи являлись административные границы всей территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Согласно данным, полученным из Департамента информационных технологий и связи ЯНАО, на рынке услуг предоставления доступа к сети Интернет на территории ЯНАО функционирует 13 хозяйствующих субъектов (Операторов), действующих в городах и районах ЯНАО:

  • ОАО «МТС»;
  • ОАО «Мегафон»;
  • ОАО «Вымпелком» (Билайн);
  • ОАО «Ростелеком» Ямало-Ненецкий филиал;
  • Мотив (ООО Екатеринбург 2000);
  • ООО « Север-связь»;
  • ООО «ВКС-Интернет»;
  • ООО "Теле МИГ";
  • ООО «Пурсатком»;
  • ООО «Коннект»;
  • ООО «Скайнет»

Общий объем рынка по предоставлению доступа к сети Интернет на территории Ямало - Ненецкого автономного округа в натуральном выражении в 2012 году составил 21 828 220,65 Гбайт.

Основным хозяйствующим субъектом, осуществляющим услугу по предоставлению доступа к сети Интернет на территории ЯНАО, является ОАО «Ростелеком», филиал Макрорегионального филиала «Урал». За период 2012 года объем в Гбайт 17 527 568,35 и доля на рынке предоставления услуги доступа к сети Интернет, ОАО «Ростелеком» составила 80,30 %.

Приказом Ямало-Ненецкого УФАС России от 05.03.2014 № 22 ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» в лице Макрорегионального филиала «Урал» Ямало-Ненецкий филиал включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), с долей более 65 % на рынке «деятельность в области оказания телематических услуг связи» (код 64.20.5) в географических границах: Ямало-Ненецкий автономный округ.

Исходя из вышеизложенного следует, что на междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» в лице Макрорегионального филиала «Урал» Ямало-Ненецкий филиал в полной мере распространяется запрет, установленный статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом  (п. 6 ч. 1 ст. 10).

В материалах дела, помимо иных обращений, имеется коллективное заявление жителей города Муравленко.

В своем заявлении граждане указывают на то, что стоимость услуг Интернет в городе Муравленко («Домашний интернет 10Мбит 1379 руб.) намного выше аналогичной стоимости услуг в городе Ноябрьск (тариф до 25 Мбит 650 руб.). Граждане указывают, что ОАО «Ростелеком» является монополистом, предоставляющим услуги домашнего «Интернет» на территории г. Муравленко и пользуется этим. Следственно, это и является причиной того, что в г. Муравленко стоимость домашнего «Интернет» очень высокая, а альтернативы у жителей г. Муравленко нет. Считают, что такая разница в тарифах незаконна.

Данную ситуацию с  тарифами на услугу доступа к сети Интернет ОАО «Ростелеком» (исх. от 30.07.2013 № 050/10/120-22) обосновывает следующим.

Тарифы, по которым оказывает услуги Ямало-Ненецкий филиал ОАО «Ростелеком» разрабатываются на основании складывающейся себестоимости услуги, формирующейся конкурентной среды и утверждаются приказами Межрегионального филиала «Урал» по согласованию с Корпоративным центром ОАО «Ростелеком».

Общий уровень тарифов, в большей степени, обусловлен территориальными особенностями расположения населенных пунктов автономного округа и связан с высокими затратами на обслуживание цифровых и оптических сетей связи.

В городах, где расположены зоновые транзитные узлы, Общество не несет затрат на эксплуатацию зонового сегмента сети передачи данных. Затраты на эксплуатацию зонового сегмента сети передачи данных, в силу технологии оказания телематических услуг связи, МРФ «Урал» несет только за пределами города Ноябрьск.

Исходя из информации, представленной ОАО «Ростелеком» в материалы дела (исх. от 28.02.2014 № 759/10), следует, что в Ямало-Ненецком филиале зоновый транзитный узел расположен в городе Ноябрьк. Себестоимость оказания услуги в городе Ноябрьск, по данным раздельного учета затрат, гораздо ниже себестоимости услуги за пределами города Ноябрьск.

При формировании тарифов, с учетом технологических особенностей построения сети передачи данных на территории Ямало-Ненецкого филиала, выделяются три тарифные зоня – г. Ноябрьск, где расположен зоновый транзитный узел, города и населенные пункты, зоновые продления которых выполнены прокладкой оптического кабеля (г.г.  Муравленко, Губкинский, Тарко-Сале, Новый Уренгой, Надым, пос. Ханымей, ст. Компрессорная Станция -02, пос. Пурпе, пос. Пангоды, пос. Правохеттинский) и населенные пункты, зоновые продления которых выполнены по иным технологиям. Особенность в тарифообразовании телематических услуг для населенных пунктов, зоновое продление которых выполнено по иным технологиям, связано, как указывает ОАО «Ростелеком», с необходимостью нести дополнительные затраты на аренду каналов у сторонних операторов связи.

Кроме того, ОАО «Ростелеком» в своем письме сообщает, что для абонентов г.г. Новый Уренгой, надым, Губкинский, Муравленко, Тарко-сале и др., входящих в 8 тарификационный кластер, утвержден тариф «Социальный» по цене 449 рублей с параметрами подключения: скорость на порту до 128 кбит/с, с возможностью увеличения скорости подключением опции «Скорость x2» и «Скорость х4», стоимостью активации 60 и 80 рублей соответственно, при объеме включенного трафика – 3 Гбайта.

Комиссия не принимает данные доводы ОАО «Ростелеком» в силу следующего.

Согласно информации с официального сайт ОАО «Ростелеком» тариф «Социальный» доступен исключительно для абонентов города Ноябрьск.

Операторы связи ведут отчетность и учитывают затраты на производство услуги в целом по предприятию (если оператор связи оказывает услуги на территории нескольких субъектов Российской Федерации - по субъекту Российской Федерации). Учет затрат на строительство и эксплуатацию средств, линий и сооружений связи в различных муниципальных образованиях одного субъекта Российской Федерации не производится.

Иного представителями ОАО «Ростелеком» не доказано, документальных доказательств ведения учета затрат раздельно по муниципальным образованиям автономного округа, в материалы дела не представлено.

Документально подтвержденных обоснований причин установления различных тарифов на услуги доступа к сети Интернет абонентам населенных пунктов муниципальных образований ЯНАО (технические условия тарифных планов, экономические расчеты ОАО «Ростелеком» либо макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» относительно линейки тарифных планов на услуги доступа к сети Интернет, действующих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа) в материалы дела не представлено.

Из информации, представленной департаментом информационных технологий и связи Ямало-Ненецкого автономного округа (исх. от 03.03.2014 № 301-12-05/56) следует.

В адрес Администрации Президента Российской Федерации и Правительства автономного округа неоднократно поступали жалобы от населения региона относительно необоснованно высоких тарифов на услугу доступа к сети Интернет и плохом качестве предоставляемых услуг.

В целях обеспечения доступности населению и организациям автономного округа современных информационно-коммуникационных услуг между Правительством автономного округа и ОАО «Ростелеком» подписан протокол о намерениях. Согласно указанному протоколу ОАО «Ростелеком» согласовало намерение снижать действующие тарифы на услуги доступа к сети Интернет при завершении строительства волоконно-оптических линий связи до населенных пунктов автономного округа и организации предоставления услуг с использованием вышеуказанных линий.

Департаментом представлена динамика снижения тарифов в рамках реализации соглашения:

№ п\п

Населенный пункт

Год ввода в эксплуатацию ВОЛС

Минимальный безлимитный тариф до ввода ВОЛС

руб/мес

Минимальный безлимитный тариф по состоянию на 03.03.2014

руб/мес

  1.  

Ноябрьск

2010

2000

350

  1.  

Муравленко

2011

2000

1199

  1.  

Губкинский

2011

2000

1199

  1.  

Тарко-Сале

2012

2000

1199

  1.  

Новый Уренгой

2012

2000

1199

  1.  

Надым

2013

2000

1199

Департамент считает, что установление различных тарифных планов в городах Ямала необъяснимо ни с точки зрения технологических, ни с точки зрения экономических затрат.

На заседание Комиссии 12.05.2014 представителем ОАО «Ростелеком» представлен приказ Макрорегионального филиала «Урал» ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» от 07.05.2014 № 05/01/702-14 «О внесении изменений в Единый Прейскурант Макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» № 125/2013 «Тарифы на услуги электросвязи».

Согласно данному приказу с 01.06.2014 предполагается ввести в действие следующие единые тарифные планы услуги «Домашний Интернет» (ЕШПД 3.0) для г.г. Ноябрьск, Губкинский, Муравленко, Надым, Новый Уренгой, Тарко-Сале, Салехард, п. Ханымей, ст. Компрессорная Станция-02, п. Пурпе, п. Пангоды, п. Правохеттинский, п. Аксарка:

тарифный план

скорость доступа,

Мбит/с

тариф

руб\мес с НДС

Домашний Интернет 2

2

2000

Домашний Интернет 4

4

2500

Домашний Интернет 10

10

3000

Комиссия не принимает издание данного приказа как мероприятие по установлению единых цен (тарифов) на услуги доступа к сети Интернет абонентам Ямало-Ненецкого автономного округа в силу следующего.

  1. Приказ не распространяется на сельские территории автономного округа.
  2. Согласно информации с официального сайта ОАО «Ростелеком» www.rt.ru раздел www.yamal.rt.ru/press/news/ для абонентов-физических лиц города Ноябрьска с 19.05.2014 вносятся изменения в тарифы на услугу «Домашний Интернет», действующие на территории г. Ноябрьск, с ежемесячным платежом от 450 до 900 руб, в зависимости от скорости доступа, в частности размер ежемесячного платежа за «Домашний Интернет 10 Мбит/с» составит 560 рублей, что существенно отличается от вводимого тарифа на «Домашний Интернет 10» для абонентов других территорий Ямало-Ненецкого автономного округа.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия квалифицирует действия ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», в лице макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком», выразившиеся в установлении различных тарифов на услуги доступа к сети Интернет абонентам (физическим лицам) Ямало-Ненецкого автономного округа, как недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и нарушающие запрет, установленный  пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, согласно которому запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 статьи 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», в лице макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком                            (ул. Московская д. 11, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620014) нарушившим  пункт 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом, выразившееся в установлении различных тарифов на услуги доступа к сети Интернет абонентам (физическим лицам) Ямало-Ненецкого автономного округа.

2. Выдать ОАО «Ростелеком», в лице макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3.      Передать материалы дела № 02-01/10/05-2014 должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении юридического лица ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (ул. Достоевского, д. 15, г. Санкт-Петербург, 191002) административного производства по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

 

В соответствии с частью 1 статьи  51.2 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) выданное на его основании предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут быть пересмотрены по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссией, принявшей такое решение и (или) выдавшей такое предписание, по заявлению лица, участвующего в деле, а также в случае установления комиссией предусмотренных настоящей статьей оснований для пересмотра решения и (или) предписания.

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

 

Председатель Комиссии

Члены комиссии

П Р Е Д П И С А Н И Е № 02-01/10/05-2014

12 мая 2014 года                                                                                                        г. Салехард

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...> – руководитель  управления, Председатель Комиссии;

Члены комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления;

<...> – начальник отдела контроля закупок, торгов и антимонопольного контроля органов власти,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 12.05.2014 года по делу № 02-01/10/05-2014 о нарушении ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», в лице макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком (ул. Московская д. 11, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620014) пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», в лице макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком (ул. Московская д. 11, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620014) прекратить нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении различных тарифов на услуги доступа к сети Интернет абонентам (физическим лицам) Ямало-Ненецкого автономного округа и принять меры по выработке единой ценовой политики при установлении тарифов на услуги доступа к сети Интернет на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

В этих целях:

- установить  единые тарифы на услуги доступа к сети Интернет для потребителей «физические лица» Ямало-Ненецкого автономного округа в пределах каждого тарифного плана на территории ЯНАО.

Срок исполнения настоящего Предписания – 16.06.2014.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Ямало-Ненецкое УФАС России до 20.06.2014, с представлением документального подтверждения исполнения предписания.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

Члены комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-01/10/05-2014 [format] => [safe_value] => 02-01/10/05-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 120 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 120 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-14 12:32:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-12 12:32:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1400071404 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ямало-Ненецкое УФАС России )