Решение № РНП 89-55/2016 по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта (закупка № 0290100000816000011)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № РНП 89-55/2016

по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта

(закупка № 0290100000816000011)

 

30 мая 2016 года                                                                                                    г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>;

при участии:

<…> – представитель ООО «Полярный инвестиционный центр»

<…> – представитель Заказчика,

<…> – представитель Заказчика,

рассмотрев материалы проверки по факту по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступили на рассмотрение материалы от Заказчика – ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (ул. Республики, д. 117 а, г. Салехард, ЯНАО, 629001, ИНН: 8901003072) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 09.03.2016 № 0290100000816000011/35 на поставку  подгузников инвалидам в 2016 году  (реестровый № 18901003072 16 000033, цена контракта 3 475 262,21рублей, дата окончания исполнения контракта 30.04.2016) с ООО «Полярный инвестиционный центр» (629008, ЯНАО, г. Салехард, ул. Республики, 62, офис (квартира) 9; ИНН: 8901022766) (закупка № 0290100000816000011).

В рамках проверки Ямало-Ненецким УФАС России указанного факта, выявлено следующее.

26 января 2016 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Государственное учреждение — региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу размещена закупка в форме электронного аукциона (извещение № 0290100000816000011) на поставку подгузников инвалидам в 2016 году. Начальная (максимальная) цена контракта 5 000 377 рублей 50 копеек.

На участие в электронном аукционе было подано 5 (пять) заявок.

16 февраля 2016 г. по результатам проведенной процедуры аукциона победителем было признано Общество с ограниченной ответственностью «Полярный инвестиционный центр» с предложением в 3 475 262 (три миллиона четыреста семьдесят пять тысяч двести шестьдесят два) рубля 21 копейка.

24 февраля 2016 г. победителю был направлен проект контракта для подписания.

04 марта 2016 г. Общество с ограниченной ответственностью «Полярный инвестиционный центр» подписало проект контракта и направило заказчику документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно п. 11.5 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку подгузников инвалидам в 2016 году.

28 апреля 2016 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что товар поставлен не в полном объеме ненадлежащего качества с нарушением сроков поставки с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок.

Таким образом, Обществом с ограниченной ответственностью «Полярный инвестиционный центр» было допущено существенное нарушение условий контракта.

 29 апреля 2016 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и направлено:

1.         заказными письмами от 30 апреля 2016 г. № 62900297055144 и № 62900297055151 с уведомлениями о вручении по адресам поставщика (подрядчика, исполнителя), указанным в контракте;

2.         на адрес электронной почты указанный в контракте обеспечивающая фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

04 мая 2016 г. заказчик получил подтверждение о получении Обществом с ограниченной ответственностью «Полярный инвестиционный центр» решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (скриншот и распечатка подтверждения прочтения, полученное с электронной почты, с электронного почтового адреса).

В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

15 мая 2016 г. решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.

В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующему выводу.

В соответствии с требованиями частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Государственным контрактом предусмотрено:

«11.4. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

11.5. Сторонам предоставляется право расторгнуть настоящий Контракт в одностороннем порядке, по основаниям, предусмотренным статьей 95 п. 12-26 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе  (ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе).

Решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту от 09.03.2016 № 0290100000816000011/35 на поставку  подгузников инвалидам в 2016 году  принято Заказчиком 28.04.2016.

Во исполнение положений части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе 29 апреля 2016 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и направлено:

1.   заказными письмами от 30 апреля 2016 г. № 62900297055144 и № 62900297055151 с уведомлениями о вручении по адресам поставщика (подрядчика, исполнителя), указанным в контракте;

2.    на адрес электронной почты указанный в контракте (picentre@mail.ru) обеспечивающая фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

 

 

Из пояснений, представленных ООО «Полярный инвестиционный центр», установлено.

Согласно п.2.1. Контракта Общество обязуется поставлять товар по разнарядкам, предоставленным ФСС, а ФСС производит оплату по факту поставки. По условиям Контракта медизделия должны быть доставлены непосредственно на дом инвалидам в различные населенные пункты ЯНАО.

Согласно п.3.2.2. ФСС обязан направить Обществу разнарядку на обеспечение инвалидов медизделиями не позднее 31.03.2016 г. Согласно п.4.1. Контракта поставка осуществляется в течение 30 календарных дней со дня получения Обществом разнарядки от ФСС.

Письма с разнарядками от ФСС поступили 05.04.2016 г. №12-16/8908-2578, 07.04.2016 г. №12-16/8908-2726, 15.04.2106 г. №12-16/8908-2742 (приложены в материалы дела), а также письмо без номера отправлено по электронной почте 23.04.2016г., что свидетельствует о грубом нарушении ФСС условий Контракта.

В ходе исполнения Контракта выяснилось, что предоставленные списки на 60 процентов не отвечают действительности. Многие инвалиды по указанным адресам отсутствовали (переехали, умерли), некоторые отказались от поставок медизделий.

По указанным причинам Исполнителю по контракту приходилось осуществлять розыск инвалидов, что соответственно затягивало сроки исполнения Контракта.

 Обществом на протяжении всей поставки направлялись запросы на разъяснения исх.№9 от 29 марта 2016 года, исх. №10 от 31 марта 2016 года, исх. №16 от 19 апреля 2016 года, исх.№18/1 от 20 апреля 2016 года, исх. № 18 от 20 апреля 2016 года, исх.№ 24 от 25 апреля 2016 года, исх.№ 28 от 27 апреля 2016 года (приложены в материалы дела). В результате было установлено, что 13 человек умерли. По словам опекунов и соседей некоторые умерли уже больше года, а ФСС продолжает проводить государственные торги и выдает разнарядки на поставку умершим людям.

Представителем Общества, представлен в материалы дела список инвалидов, розыск которых осуществляло собственными силами, т.е., выполняло функции Заказчика.

В соответствии со ст. 509 ГК РФ содержание отгрузочной разнарядки и срок ее направления покупателем поставщику определяются договором. Если срок направления отгрузочной разнарядки договором не предусмотрен, она должна быть направлена поставщику не позднее, чем за тридцать дней до наступления периода поставки. Непредставление покупателем отгрузочной разнарядки в установленный срок дает поставщику право либо отказаться от исполнения договора поставки, либо потребовать от покупателя оплаты товаров. Кроме того, поставщик вправе потребовать возмещения убытков, причиненных в связи с непредставлением отгрузочной разнарядки.

Непосредственно перед поставкой медизделий (15.03.2016 г.), согласно п.3.1.2. Контакта, был составлен акт выборочной проверки, согласно которому медизделия признаны соответствующими требованиям (приложен в материалы дела).

Для проведения экспертизы соответствия медизделий требованиям контракта ФСС обратилось в ТПП ЯНАО, в результате чего ТПП был подписан акт экспертизы, согласно которому медизделия не соответствуют условиям поставки.

Не согласившись с результатами экспертизы Общество обратилось в ТПП, в результате чего экспертом ТПП Обществу представлено письмо, опровергающее выводы экспертизы экспертизе и подтверждающее соответствие поставленного товара условиям государственного контракта.

 

Вопросы включения сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков урегулированы статьей 104 Закона о контрактной системе.

Частью 1 данной статьи предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закон о контрактной системе).

В силу части 6 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее по тексту - Правила).

В соответствии с пунктом 11 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.

Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.

Как всякая мера публичной ответственности указанная мера должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в постановлении от 24.06.2009 № 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем

Приведенные правовые позиции, исходя из публично-правового характера правоотношений между контролирующими государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности, в полной мере применимы и к механизму привлечения к юридической ответственности в виде включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа при рассмотрении вопроса о применении к хозяйствующему субъекту меры публично-правовой ответственности, не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.

Последствия включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков влекут за собой соответствующие экономические последствия – невозможность участвовать в закупках для государственных (муниципальных) нужд в течение двух лет.

Заказчиком в материалы дела не представлено доказательств, безусловно свидетельствующих о заведомо недобросовестных действиях  ООО «Полярный инвестиционный центр».

Комиссия приходит к выводу, что ненадлежащее исполнение рассматриваемого государственного контракта усматривается как со стороны Заказчика, так и Исполнителя.

При таких обстоятельствах, Комиссия считает, что в рассматриваемом случае формальная констатация факта неисполнения государственного контракта в установленный срок не может являться достаточным основанием для включения сведений об ООО «Полярный инвестиционный центр» в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Документально подтвержденных доказательств тому, что поставленный товар был ненадлежащего качества, Заказчиком не представлено. В материалы дела представлены результаты экспертизы ТПП и одновременно письмо ТПП, с противоречащей информацией.

Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Заказчика - ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу соответствующими ч. 6 ст. 104 Закона о контрактной системе.

2. Отказать Заказчику – ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу в удовлетворении заявления о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «Полярный инвестиционный центр» (ИНН: 8901022766) (закупка № 0290100000816000011).