Решение № 04-01/271-2016 по жалобам ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» и ООО «ЮА ГЛОБАЛ» (закупка № 0190300000716000779)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/271-2016

по жалобам ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» и ООО «ЮА ГЛОБАЛ»

(закупка № 0190300000716000779)

18 августа  2016 года                                                                                                г. Салехард

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

рассмотрев жалобы  ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» (г. Москва) и ООО «ЮА ГЛОБАЛ» (г. Красноярск) на действия Заказчика - Управление коммуникаций, строительства и жилищной политики Администрации Тазовского района (ИНН: 8910064441) при осуществлении закупки «Поставка, монтаж и проведение пусконаладочных работ комплекса водоочистки в блочно-модульном исполнении ВОС-1000» (закупка № 0190300000716000779),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили жалобы ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» и ООО «ЮА ГЛОБАЛ» на положения аукционной документации № 0190300000716000779 на поставку, монтаж и проведение пусконаладочных работ комплекса водоочистки в блочно-модульном исполнении ВОС-1000.

Заказчик – Управление коммуникаций, строительства и жилищной политики Администрации Тазовского района. НМЦ контракта 60 000 000,00 рублей.

 

В жалобе ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» указано следующее.

Аукционная документация не соответствует положениям Закона о контрактной системе, а именно:

1) в документации об Аукционе не установлена группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения  участниками закупок соответствия требованиям пункта 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства № 99;

2) установленный в проекте контракта срок расчета за поставленный Товар не соответствует требованиям ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе.

 

ООО «ЮА ГЛОБАЛ» в жалобе указывает следующее.

Аукционная документация не соответствует положениям Закона о контрактной системе, а именно:

1) в документации указывается недействующие ГОСТы: ГОСТ Р 51871-2002, ГОСТ Р 50571.24-2000  и ГОСТ Р 54257-2010;

2) для контролера Logix 762 или эквивалент Заказчик установил требование к клапанам, указав неизвестный материал: «Noryl», и неизвестную единицу измерения: «mА»;

3) для мастики НКТ-010-ГИ или эквивалент заказчик требует соответствие физико-химическим свойствам для определения: «Морозостойкость покрытия, циклы» по ГОСТ Р 52491. Однако ГОСТ Р 52491-2005 «Материалы лакокрасочные, применяемые в строительстве. Общие технические условия», является недействующим.

 

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Относительно доводов жалобы ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» установлено следующее.

1. Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии установлено, что, в соответствии с извещением об осуществлении закупки № 0190300000716000779, документацией о закупке ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, не установлено.

Таким образом, данный довод жалобы относительно того, что установленный в проекте контракта срок расчета за поставленный Товар не соответствует требованиям ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе, необоснован.

 2. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.

Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.24243 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона № 0190300000716000779 указан код по ОКПД2 42.21.13.000 " Системы оросительные (каналы); водоводы и водопроводные конструкции; водоочистные станции, станции очистки сточных вод и насосные станции", при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей, в связи с чем проведение Аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе № 0190300000716000779 не установлена группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.

Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 6 части 5 статьи 63пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данный довод жалобы подтверждается материалами дела.

Таким образом, Комиссия контрольного органа признает жалобу ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» (г. Москва) обоснованной, в части не указания в документации об Аукционе № 0190300000716000779  группы работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения  участниками закупок соответствия требованиям пункта 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства № 99.

 

Относительно доводов жалобы ООО «ЮА ГЛОБАЛ» установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

На заседании Комиссии установлено.

1) ГОСТ Р 51871, полное наименование ГОСТ Р 51871-2002, отменен, с 15.02.2015. Вместо него введен ГОСТ 31952-2012. ГОСТ данной группы направлен на контроль качества питьевой воды, отмененный ранее ГОСТ содержал конкретные ссылки на САНПИН и формы контроля за допустимым содержанием загрязняющих веществ в питьевой воде. Вновь введенный ГОСТ не содержит конкретных норм загрязнений и сосредоточен на процессе методов контроля и испытаний качества питьевой воды, содержа лишь отсылочную норму на установленные в национальных санитарных нормах и правилах нормы загрязнений.

2) ГОСТ Р 50571.24, полное наименование ГОСТ Р 50571.24-2000, действие завершено 01.01.2015 года вместо него иного ГОСТ не разработано.

3) ГОСТ Р 54257: полное наименование ГОСТ Р 54257-2010, в настоящее время действующий.

 

В возражениях Заказчик указывает, что указание недействующих стандартов не влияет на определение поставщика и может быть исправлено на стадии заключения контракта.

Между тем, Заказчиком не учтено следующее.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.

При этом положения пункта 4 части 1 статьи 50пункта 2 части 1 статьи 64пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

1. В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

2. В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

 

В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Однако, в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в составе документации отсутствует вышеуказанное обоснование Заказчика.

Кроме того, аукционная документация не содержит указаний по порядку заполнения заявок в случае, если документация содержит указание на устаревшие (недействующие) ГОСТы.

Жалоба в данной части признается обоснованной.

Действия Заказчика, не установившего надлежащую Инструкцию по заполнению заявки и не представившего в составе аукционной документации обоснования необходимости использования при составлении описания объекта закупки показателей и требования отличных от стандартных, нарушают положения п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной, что содержит признаки административного правонарушения по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

2. Из возражений Заказчика установлено, что для контролера Logis 762 или эквивалент установлено требование к клапанам с указанием на материал «Noryl».

«Noryl» является модифицированным пластиковым материалом PRO/PS (оксид полисульфата+ полистирол), огнестойким и безгалогенным.

3. Миллиампер (мА) — единица измерения силы электрического тока в системе СИ, равная 1/1000 ампера.

Доводы жалобы, в части установления Заказчиком неизвестного материала  и неизвестной единицы измерения не нашли своего подтверждения.

 

Учитывая вышеизложенное, Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что рассматриваемая аукционная документация не отвечает требованиям Закона о контрактной системе.

В соответствии с положениями статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Единая комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, которые должны содержать информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Некорректное формирование аукционной документации влечет за собой ненадлежащее заполнение заявок, что, в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

Рассматриваемая аукционная документация утверждена с нарушениями положений ч. 4 ст. 31, ч.ч. 1, 2 ст. 33, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2пунктом 1 части 15пунктом 2 части 22 статьи 99частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссии

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» (г. Москва) на действия Заказчика - Управление коммуникаций, строительства и жилищной политики Администрации Тазовского района при осуществлении закупки «Поставка, монтаж и проведение пусконаладочных работ комплекса водоочистки в блочно-модульном исполнении ВОС-1000» (закупка № 0190300000716000779) обоснованной, в части не указания в документации об Аукционе № 0190300000716000779  группы работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения  участниками закупок соответствия требованиям пункта 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства № 99.

2. Признать жалобу ООО «ЮА ГЛОБАЛ» (г. Красноярск) на действия Заказчика - Управление коммуникаций, строительства и жилищной политики Администрации Тазовского района при осуществлении закупки «Поставка, монтаж и проведение пусконаладочных работ комплекса водоочистки в блочно-модульном исполнении ВОС-1000» (закупка № 0190300000716000779) обоснованной, в части не установления надлежащей Инструкции по заполнению заявки и отсутствия в составе аукционной документации обоснования необходимости использования при составлении описания объекта закупки показателей и требования отличных от стандартных.

3. Признать Заказчика - Управление коммуникаций, строительства и жилищной политики Администрации Тазовского района (ИНН: 8910064441)  нарушившим ч. 4 ст. 31, ч.ч. 1, 2 ст. 33, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении № 0190300000716000779.

4. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

5. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностных лиц Заказчика и Уполномоченного органа, утвердивших аукционную документацию  «Поставка, монтаж и проведение пусконаладочных работ комплекса водоочистки в блочно-модульном исполнении ВОС-1000» (закупка № 0190300000716000779)  с нарушением ч. 4 ст. 31, ч.ч. 1, 2 ст. 33, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.