Решение № 04-01/273-2016 по жалобам ООО «РиФ-Инжиниринг» и ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (закупка № 0190300000716000790)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/273-2016

по жалобам ООО «РиФ-Инжиниринг» и ООО «СТРОЙИНВЕСТ»

(закупка № 0190300000716000790)

19 августа  2016 года                                                                                                г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

рассмотрев жалобы  ООО «РиФ-Инжиниринг» (г. Пермь) и ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (г. Уфа) на действия Заказчика  - Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства Тазовского района» (ИНН: 8910006224) при осуществлении закупки «Выполнение работ по капитальному ремонту  двухэтажного здания МКОУ ГСОШ, корпус В, мкр. Юбилейный д.5, с. Газ-Сале» (закупка № 0190300000716000790),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили жалобы ООО «РиФ-Инжиниринг» и ООО «СТРОЙИНВЕСТ»  на положения аукционной документации № 0190300000716000790.

Заказчик – МКУ «Управление капитального строительства Тазовского района». НМЦ контракта 81 860 078,00 рублей.

 

В жалобе ООО «СТРОЙИНВЕСТ» указано следующее.

Положения аукционной документации не соответствуют Закону о контрактной системе, а именно:

1) в  Ведомости объемов работ  содержится указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности;

 2) отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе аукционной документации нарушает пункт 3 части 9, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках;

3) Заказчик в аукционной документации установил требование к участникам закупки о представлении ими в составе своих вторых частях аукционных заявках свидетельства СРО, без указания подвида работ, что является нарушением п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

 

ООО «РиФ-Инжиниринг» в жалобе указывает следующее.

Аукционная документация не соответствует положениям Закона о контрактной системе, а именно:

1) в аукционной документации по отдельным пунктам ведомости объемов работ отсутствуют качественные характеристики материалов применяемых при капитальном ремонте несущих и ограждающих элементов конструкций, подтвержденные техническими решениями и расчетами;

 2) типовой проект «Общеобразовательной школы» шифр22Б-1-104/73, а так же схемы и планы, на которые ссылается Заказчик в своих разъяснениях, не предоставлены в аукционной документации.

 

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Относительно доводов жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» установлено следующее.

1. В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Проектная документация определяет объем, содержание работ в другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации,

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.

Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости),

Таким образом, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.

Таким образом, при проведении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту   здания, в соответствии с Законом о контрактной системе, отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из возражений, представленных Заказчиком, установлено.

Корпус здания школы был построен по типовой проектной документации «Общеобразовательная школа» шифр 22Б-1-104/73. Типовой проект у заказчика имеется. Аукционной документацией предусмотрено выполнение капитального ремонта здания без изменения функционально-технологических, конструктивных характеристик здания. Данные для определения объема капитального ремонта, содержания работ были расположены в файле «Обоснование НМЦК».

В составе аукционной документации отсутствует проект работ в связи с тем, что здание школы безотлагательно требует ремонта и в короткие сроки. Срок ремонта не должен отрицательно отразиться на процессе обучения детей. Выполнение проекта работ по ремонту объекта, с учетом сроков проведения государственной экспертизы, требует дополнительного времени, ориентировочно около 6 месяцев, что может отрицательно сказаться на учебном процессе. Во избежание данных последствий, с целью сокращения сроков пребывания учащихся и осуществления процесса обучения вне стен данного учебного заведения, в дополнительном здании, объемы выполнения вышеуказанных работ на объекте определены на основании проведенного специалистами осмотра здания, по результатам которого составлена дефектная ведомость, содержащая перечень работ по устранению выявленных дефектов. Объем ремонтных работ определен в соответствии с размерами ремонтируемых конструкций, их участков, определенных по схемам и планам в соответствии с правилами исчисления объемов.

Комиссией контрольного органа установлено, что в составе документов, приложенных к обоснованию НМЦК, прикреплены:

1) Локальная смета № 147-16 на капитальный ремонт двухэтажного здания;

2) план объекта;

3) Ведомость объемов работ по капитальному ремонту;

4) Сводный сметный расчет.

 

В Потребности Заказчика в выполнении работ по капитальному    ремонту двухэтажного здания МКОУ ГСОШ, корпус В, мкр. Юбилейный д.5, с. Газ-Сале определены качественные характеристики работ:

«Виды и объемы работ  указаны и должны соответствовать ведомости объемов работ (Приложение № 1 к МК), сметной документацией №147-16,  находящиеся в прикрепленном файле  «Сметная документация»  к документации об электронном аукционе на официальном  сайте zakupki.gov.ru,  в соответствии с условиями муниципального контракта, требованиями ГОСТ, СНИП».

 

Комиссия приходит к выводу, что имеющихся в составе аукционной документации сведений (Локальная смета № 147-16 на капитальный ремонт двухэтажного здания; план объекта;  Ведомость объемов работ по капитальному ремонту; Сводный сметный расчет) достаточно для определения требований к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и не лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.08.2016 №0190300000716000790-1 на участие в рассматриваемой закупке подано четыре заявки, все участники закупки допущены к участию в аукционе.

Между тем, Комиссией установлено, что в аукционной документации отсутствуют требования к материалам, необходимым для выполнения работ.

Как указывает Заказчик в своих разъяснениях на запросы разъяснений положений аукционной документации в аукционной документации содержится сметная документация «ЛОКАЛЬНАЯ СМЕТА № 147-16», (файл называется: смета 147-16), в которой представлены все необходимые материалы, для выполнения капитального ремонта двухэтажного здания МКОУ ГСОШ, корпус В,  мкр. Юбилейный д.5, с. Газ-Сале.

Требований к показателям товаров в локальной смете не предоставлено.

Соответственно,  первая часть заявки должна содержать согласие на выполнение работ, в том числе согласие на использование товара, указанного в локальной смете, наименование страны происхождения используемого товара.

Однако, в силу требований ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в т.ч., следующую информацию:

- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Следовательно, указание Заказчика на то, что первая часть заявки должна содержать согласие на выполнение работ, в том числе согласие на использование товара, указанного в локальной смете, не соответствует положениям Закона о контрактной системе.

 

Относительно указания в ведомости объемов работ на товарный знак огнебиозащитного покрытия деревянных конструкций "Пирилакс" любой модификации при помощи аэрозольно-капельного распыления для обеспечивания первой группы огнезащитной эффективности по НПБ 251 Заказчик поясняет следующее.

Ведомость объемов содержит перечень и объемы работ, но не функциональные характеристики, технические характеристики, качественные характеристики.

Потребностью, пунктами 1.2, 5.3.6 Контракта предусмотрено, что виды и объемы работ должны соответствовать ведомости объемов работ (Приложение № 1 к МК), сметной документацией №147-16, находящиеся в прикрепленном файле «Сметная документация» к документации об электронном аукционе на официальном сайте zakupki.gov.ru, требованиям ГОСТ, СНИП.

В силу пунктов 5.3.7,7.1.1 Контракта Подрядчик должен поставить на объект необходимые материалы, оборудование, изделия, конструкции, строительную технику. Поставляемые материалы, конструкции и комплектующие изделия должны отвечать возможности их применения в районах Крайнего Севера.

Качество строительных материалов, оборудования и комплектующих изделий, конструкций и систем, применяемых для ремонтных работ, соответствует спецификациям, стандартам, техническим условиям и имеет соответствующие сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие их качество. Подрядчик представляет муниципальному заказчику сертификаты или акты о результатах испытаний качества поставляемых на строительную площадку материалов, оборудования, комплектующих изделий, а также данные о пожаробезопасности в соответствии с нормами, действующими в Российской Федерации. .

Однако, согласно судебной практике заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона товар, который отвечает его потребностям, является значимым для заказчика. Также Законом не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.

Отсутствие в документации ЭА № 01903000716000790 каких-либо дополнительных требований к огнезащитному покрытию объясняется зависимостью результата ремонтных работ.

Объектом капитального ремонта является деревянное здание, расположенное в жёстких климатических условиях (район Крайнего Севера). Ремонт должен был осуществляться в осенне-зимний период времени. Поэтому необходимо использовать огнезащитное покрытие деревянных конструкций повышенной активности компонентов, которое обеспечивает защиту древесины от возгорания до 16 лет, останавливает распространение пламени. Кроме того, обработка последним возможна зимой при температуре от минус 30 до минус 65 °С. Данный материал соответствует требованиям пожарной безопасности, по защищающей способности классифицируется как высокоэффективное защитное средство по отношению к деревоокрашивающим и плесневым грибам по ГОСТ 30028.4-2006. Указанный товар производится на территории Росси и не может ограничивать участников закупки. С учетом отсутствия денежных средств на строительство новой школы, необходимо отремонтировать имеющееся здание с продолжительным сроком службы. А данное огнезащитное покрытие увеличивает срок службы деревянных строений.

Рассмотрев данный довод Заказчика, Комиссия контрольно органа приходит к следующему.

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Вместе с тем, вопрос об ограничении количества участников закупки необходимо рассматривать в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела.

Заявитель в заседание Комиссии не явился, документально обоснованных доводов относительно того, что включение в аукционную документацию указания на товарный знак огнебиозащитного покрытия деревянных конструкций "Пирилакс" повлекло за собой ограничение количества участников закупки, не представил.

Данный довод жалобы признается необоснованным.

Довод жалобы в части того, что Заказчик в аукционной документации установил требование к участникам закупки о представлении ими в составе своих вторых частях аукционных заявках свидетельства СРО, без указания подвида работ, что является нарушением п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, Комиссия признает необоснованным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).

Таким образом, при проведении заказчиком закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник такой закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства. Требований о том, что Заказчик обязан указать подвид работ, законодательством не установлено.

Предметом аукциона является капитальный ремонт, относящийся к жилищно-гражданскому строительству.

Статья 33 «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)» раздела 3 «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» содержит только один пункт, относящийся к жилищно-гражданскому строительству - это пункт 33.3.

Следовательно, как указывает Заказчик, участнику закупки достаточно иметь свидетельство на данный вид работ, выданное саморегулируемой организацией, то есть работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта генеральным подрядчиком, в части жилищно-гражданского строительства.

Пункт 3.3.3.2 Информационной карты документации об электронном аукционе так же предусматривает возможность привлечения соисполнителей (субподрядчиков) в соответствии с пунктом 33, то есть работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта генеральным подрядчиком, в части жилищно-гражданского строительства, могут быть выполнены не самим подрядчиком, а субподрядчиком.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия признает жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ»  на положения аукционной документации № 0190300000716000790 обоснованной в части отсутствия в составе аукционной документации проектно-сметной документации в полном объеме, а также показателей к материалам, необходимым при выполнении работ, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям,  указания на максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Данные действия Заказчика нарушают требования ч.ч. 1, 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

 

Относительно доводов жалобы ООО «РиФ-Инжиниринг» установлено следующее.

Заказчик по вопросу отсутствия по отдельным пунктам ведомости объемов работ качественные характеристик материалов, применяемых при капитальном ремонте несущих и ограждающих элементов конструкций, подтвержденных техническими решениями и расчетами сообщает, что Ведомость объемов содержит перечень и виды работ, но не функциональные характеристики, технические характеристики, качественные характеристики.

Аукционной документацией предусмотрено выполнение капитального ремонта здания без изменения функционально-технологических, конструктивных характеристик здания. Данные для определения объема капитального ремонта, содержания работ были расположены в файле «Обоснование НМЦК».

Дефектная ведомость содержит перечень работ по устранению выявленных дефектов. Объем ремонтных работ определен в соответствии с размерами ремонтируемых конструкций, их участков, определенных по схемам и планам в соответствии с правилами исчисления объемов.

Как ранее установлено Комиссией контрольного органа показатели к материалам, необходимым при выполнении работ, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям,  указания на максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, в аукционной документации отсутствуют.

Кроме того, Заказчик и в своих разъяснениях положений аукционной документации, и в возражениях на жалобы, ссылается на типовой проект «Общеобразовательной школы» шифр22Б-1-104/73, а так же схемы и планы.

Между тем, данные документы не предоставлены в составе аукционной документации. Заказчик указывает только, что типовой проект у него имеется.

Как указывалось ранее, Заказчик обосновывает отсутствие в составе аукционной документации проекта работ в связи с безотлагательной потребностью в ремонте здания.

Таким образом, доводы жалобы в части отсутствия в аукционной документации качественные характеристики материалов применяемых при капитальном ремонте, типового проекта «Общеобразовательной школы» шифр22Б-1-104/73, а так же схем и планов, на которые ссылается Заказчик в своих разъяснениях, нашли свое подтверждение.

 

Кроме того, Комиссией установлено следующее. В пп. 11 п. 1.6.2 ИКЭА определены дополнительные требования, предъявляемые участникам аукциона, в соответствии с частью 2 статьи 31  Федерального закона о контрактной системе:  установлено: Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, которые по технической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.

Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.24243 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона № 0190300000716000790 указан код по ОКПД2 - 41.20.40.000 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) ", при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 81 860 078,00 рублей, в связи с чем проведение Аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе № 0190300000716000790 не установлена группа работ (не содержится определения соответствующих строительных работ), наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.

Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 6 части 5 статьи 63пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.

При этом положения пункта 4 части 1 статьи 50пункта 2 части 1 статьи 64пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

В составе рассматриваемой аукционной документации  инструкция по заполнению заявок отсутствует.

В пункте 3.3. документации "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе" (пп. 3.3.2.5. Примечание) указано:

"Не допускается при описании функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик Товара, соответствующих потребностям Заказчика, использования в заявке слов "или эквивалент", "(не) должен (быть)", "(не) должна (быть)", "(не) должно (быть)", "(не) должны (быть)", "(не) требуется", "(не) будет (-ут)(быть)", "(не) может (-гут)(быть)", "(не) более", "(не) менее", "(не) ранее", "(не) выше" "(не) ниже", "не шире", "(не) хуже", "(не) уже", "от", "до", знаки ">", ">=", "<", "<=" и прочие подобные обозначения, за исключением случаев, если это предусматривается документами, выданными производителем (изготовителем товара), либо выданными в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации (сертификат соответствия, декларация качества, регистрационное удостоверение, паспорт товара, протокол испытаний и т.п.), определяющими характеристики товара.

(в случае если в документации об электронном аукционе используются вышеуказанные обозначения)".

Далее в данном пункте содержится только выдержка из ст. 66 Закона о контрактной системе, без учета особенностей конкретно осуществляемой закупки.

 

Принимая во внимание вышеизложенное Комиссия приходит к выводу о несоответствии аукционной документации «Выполнение работ по капитальному ремонту  двухэтажного здания МКОУ ГСОШ, корпус В, мкр. Юбилейный д.5, с. Газ-Сале» (закупка № 0190300000716000790) требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с положениями статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, которые должны содержать информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Некорректное формирование аукционной документации влечет за собой ненадлежащее заполнение заявок, что, в свою очередь, не способствует выявлению в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Рассматриваемая аукционная документация утверждена с нарушениями положений ч. 4 ст. 31, ч.ч. 1, 2 ст. 33, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Кроме того, Комиссия контрольного органа отмечает следующее. Доводы Заказчика относительно безотлагательности выполнения работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки не состоятельны в силу того, что сроки осуществления мероприятий по размещению данной закупки никоим образом не указывают на то, что Заказчиком были своевременно предприняты все зависящие от него меры по своевременному и надлежащему проведению определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту  двухэтажного здания МКОУ ГСОШ, корпус В, мкр. Юбилейный д.5, с. Газ-Сале».

Заказчик указывает, что срок ремонта не должен отрицательно отразиться на процессе обучения детей. Сообщая, что выполнение проекта работ по ремонту объекта, с учетом сроков проведения государственной экспертизы, требует дополнительного времени (около 6 месяцев), обращает внимание на тот факт, что это может отрицательно сказаться на учебном процессе. И все свои действия Заказчик обосновывает необходимостью сокращения сроков пребывания учащихся и осуществления процесса обучения вне стен учебного заведения, в дополнительном здании.

Между тем, Извещение о проведении электронного аукциона от 28.07.2016 №0190300000716000790 опубликовано в единой информационной системе 28.07.2016 17:14.

Дата и время окончания подачи заявок - 15.08.2016 09:00.

Подведение итогов электронного аукциона датируется 23.08.2016.

Сроки доставки товаров, выполнения работы или оказания услуги: с момента заключения муниципального контракта  в срок по 30 апреля 2017 года.

В соответствии с частью 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

Запрет на заключение контракта в течение десяти дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона предусмотрен в целях обеспечения возможности обжалования участниками закупок результатов проведения электронного аукциона и защиты своих прав и законных интересов. Указанный запрет позволяет контрольному органу в сфере закупок осуществить рассмотрение жалобы, провести проверку и, в случае выявления нарушений, выдать обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.

Оператором электронной площадки блокируется возможность подписания контракта с участником электронного аукциона, признанным победителем такого аукциона.

Таким образом, Заказчику уже при принятии решения об осуществлении рассматриваемой закупки было известно, что муниципальный контракт может быть заключен не ранее, чем после начала учебного года (01.09.2016) и капитальный ремонт здания повлечет за собой невозможность пребывания учащихся и осуществления процесса обучения в данном учебном заведении.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что рассматриваемая закупка изначально осуществлялась без учета сроков начала учебного процесса и выявленные нарушения не могут быть обоснованы «…необходимостью сокращения сроков пребывания учащихся и осуществления процесса обучения вне стен данного учебного заведения, в дополнительном здании…».

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2пунктом 1 части 15пунктом 2 части 22 статьи 99частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссии

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (г. Уфа) на действия Заказчика  - Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства Тазовского района» (ИНН: 8910006224) при осуществлении закупки «Выполнение работ по капитальному ремонту  двухэтажного здания МКОУ ГСОШ, корпус В, мкр. Юбилейный д.5, с. Газ-Сале» (закупка № 0190300000716000790) обоснованной, в части отсутствия в составе аукционной документации проектно-сметной документации в полном объеме, а также показателей к материалам, необходимым при выполнении работ, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям,  указания на максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

2. Признать жалобу ООО «РиФ-Инжиниринг» (г. Пермь) на действия Заказчика  - Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства Тазовского района» (ИНН: 8910006224) при осуществлении закупки «Выполнение работ по капитальному ремонту  двухэтажного здания МКОУ ГСОШ, корпус В, мкр. Юбилейный д.5, с. Газ-Сале» (закупка № 0190300000716000790) обоснованной.

3. Признать Заказчика - Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства Тазовского района» (ИНН: 8910006224) нарушившим ч. 4 ст. 31, ч.ч. 1, 2 ст. 33, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки № 0190300000716000790.

4. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

5. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица Заказчика, утвердившего аукционную документацию  «Выполнение работ по капитальному ремонту  двухэтажного здания МКОУ ГСОШ, корпус В, мкр. Юбилейный д.5, с. Газ-Сале» (закупка № 0190300000716000790)   с нарушением ч. 4 ст. 31, ч.ч. 1, 2 ст. 33, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.