Решение № РНП 89-92/2016 по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта (закупка № 0190300003715000352)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № РНП 89-92/2016

по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта

(закупка № 0190300003715000352)

29 августа 2016 года                                                                                              г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

Председатель комиссии

<…>;

Члены Комиссии:

<…>,

рассмотрев материалы по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступили на рассмотрение материалы от Заказчика – Администрации города Ноябрьск (ул. Ленина, 47, г. Ноябрьск, ЯНАО, 629807; ИНН: 8905001855) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 26.08.2016 № 294/15р  на оказание услуг по обязательному государственному страхованию на случай причинения вреда жизни и здоровью муниципальных служащих Администрации города Ноябрьска в связи с исполнением ими должностных обязанностей (реестровый № 38905001855 15 000057, цена контракта <…> руб., дата окончания исполнения контракта 29.10.2015) с ООО  Страховая Компания "К <…>" (<…>; ИНН: <…>) (закупка № 0190300003715000352).

В рамках проверки Ямало-Ненецким УФАС России указанного факта, выявлено следующее.

Согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона от 12.08.2015 №0190300003715000352-3  Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания «К <…>» было признано победителем электронного аукциона № 232-15-ЭА на оказание услуг по обязательному государственному страхованию на случай причинения вреда жизни и здоровью муниципальных служащих Администрации города Ноябрьска в связи с исполнением ими должностных обязанностей.

26 августа 2015 года между Администрацией города Ноябрьск (далее - Заказчик) и ООО Страховая компания «К <…>» (далее - Поставщик) заключен муниципальный контракт 294/15-р от 26.08.2015 года на оказание услуг по обязательному государственному страхованию на случай причинения вреда жизни и здоровью муниципальных служащих Администрации города Ноябрьска в связи с исполнением ими должностных обязанностей.

Срок действия коллективного полиса по контракту составляет 366 дней с даты его выдачи (п.12.2. Контракта), с 26.08.2015 по 26.08.2016.

Приказом Банка России от 17 декабря 2015 года № ОД-3644 лицензия от <…> года СЛ № <…> на осуществление добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни, у ООО СК «К <…>» отозвана.

Согласно п.12.3.3 Контракта его действие прекращается в случае отзыва лицензии страховщика на осуществление страхования соответствующего вида.

Администрация г.Ноябрьск письмом от 20.02.2026 года № 01-01-11/95 в адрес руководителя временной администрации ООО СК «К <…>» направлен запрос о форме дальнейшего выполнения условий контракта. Ответ на данное обращение Заказчику не поступил.

Согласно п. 6.1.11 Контракта страховщик обязан незамедлительно известить страхователя об отзыве лицензии страховщика на осуществление страхования, предусмотренного Контрактом. Свои обязательства страховщик не исполнил.

От ООО СК «К <…>» объяснений сложившейся ситуации в материалы дела не поступало. Уведомление о месте и времени заседания Комиссии было направлено электронной почтой, по адресу, имеющемуся в материалах, представленных Заказчиком.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Вопросы включения сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков урегулированы статьей 104 Закона о контрактной системе. Частью 1 данной статьи предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закон о контрактной системе).

В силу части 5 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае, если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение и с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее по тексту - Правила).

В соответствии с пунктом 11 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.

Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.

Как всякая мера публичной ответственности указанная мера должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в постановлении от 24.06.2009 № 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем

Приведенные правовые позиции, исходя из публично-правового характера правоотношений между контролирующими государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности, в полной мере применимы и к механизму привлечения к юридической ответственности в виде включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков.

Последствия включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков влекут за собой соответствующие экономические последствия – невозможность участвовать в закупках для государственных (муниципальных) нужд в течение двух лет.

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа при рассмотрении вопроса о применении к хозяйствующему субъекту меры публично-правовой ответственности, не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В пункте 1 Постановления от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Как установлено из материалов, ООО СК «К <…>» после отзыва лицензии не имеет возможности законно продолжить выполнение своих обязательств по рассматриваемому муниципальному контракту.

При таких обстоятельствах Комиссия не имеет достаточных оснований для квалификации действий  ООО СК «К <…>» как недобросовестные, направленные на умышленное неисполнение муниципального контракта.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Отказать Заказчику – Администрации города Ноябрьск (ИНН: 8905001855) в удовлетворении заявления о включении сведений об  ООО  Страховая Компания "<…>" (ИНН: <…>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (закупка № 0190300003715000352).