Решение № 04-01/316-2016 по жалобе ООО «СТД Строй» (закупка № 0190300001916000191)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/316-2016

по жалобе ООО «СТД Строй»

(закупка № 0190300001916000191)

14 октября  2016 года                                                                                             г. Салехард

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

рассмотрев жалобу ООО «СТД Строй» (г.Тюмень) на действия Аукционной комиссии  (ИНН: 8911006178) при осуществлении закупки «Ремонт объекта: "Административное здание", расположенного по адресу: ЯНАО, г. Губкинский, микрорайон №10, дом 4» (закупка № 0190300001916000191),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «СТД Строй» на действия Аукционной комиссии  при осуществлении закупки «Ремонт объекта: "Административное здание", расположенного по адресу: ЯНАО, г. Губкинский, микрорайон №10, дом 4».

Заказчик – Муниципальное казенное учреждение «Управление организации строительства». Начальная (максимальная) цена контракта – 27 996 872,00рублей.

По мнению Заявителя, аукционной комиссией было принято необоснованное решение о признании второй части заявки участника аукциона - ООО «СТД Строй» не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

В результате искусственного ограничения круга лиц, были созданы дискриминационные условия доступа потенциальных участников закупки к работам, в результате цена на работы может быть необоснованно завышена.

В жалобе указывается, что решение аукционной комиссии не основано на законе и не соответствует действительности по следующим причинам:

- в составе части заявки был приложен Акт№1 сдачи-приемки выполненных работ от 25.01.2016 г..

В Постановлении Правительства Российской Федерации №99 от 04.02.2015 и аукционной документации нет четкого требования по оформлению акта о приемке выполненных работ.

Заявитель считает действия комиссии по осуществлению закупок незаконными. В результате искусственного ограничения круга лиц, были созданы дискриминационные условия доступа потенциальных участников закупки к работам, в результате цена на работы может быть необоснованно завышена.

 

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в т.ч.,  требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Данные требования определены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление от 04.02.2015 N 99).

Частью 4 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению от 04.02.2015 N 99 дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию (<*>) к пункту 2 приложения №1 к Постановлению от 04.02.2015 N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

При этом документами, подтверждающими данные требования, являются:

- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;

- копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.

Работы, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, относятся к коду 41.2 ОКПД2 и начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 миллионов рублей.

В этой связи, при осуществлении данной закупки, в силу частей 2 и 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе заказчик установил дополнительные требования к участникам закупки и перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки данным требования в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.

В пункте 2 раздела "Требования к участникам" извещения №0190300001916000191, размещенного на официальном сайте ЕИС с помощью программно-аппаратных средств, указано: "Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

Дополнительные требования установлены Постановлением Правительства РФ №99 от 04.02.2015".

В пункте 27 раздела 2 "Информационная карта" документации об электронном аукционе установлено требование:

"наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка(в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99)".

Согласно подпункту 8 пункта 29 раздела 2 "Информационная карта" вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы и информацию: Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при наличии в настоящей документации таких требований (пункт 27 информационной карты) или копии этих документов:

- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;

- копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в  аукционе.

 В силу части 1 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Частью 2 указанной статьи установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Согласно части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в такомаукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В протоколе подведения итогов электронного аукциона от 06.10.2016 в отношении заявки заявителя с порядковым номером 8 указано: "ООО «СТД Строй», Не соответствует требованиям положения документации об аукционе: пункт 8, части 29 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, инструкция по заполнению» раздела 2 «Информационная карта»: не предоставлены документы, предусмотренные п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона о контрактной системе – документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона №44-ФЗ: не предоставлен акт о приемке выполненных работ.

Как указывает Заказчик, условием для признания заявки участника закупки соответствующей требованиям, установленным в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению от 04.02.2015 N 99 является наличие в составе заявки: копии (копий) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров), копии (копий) акта (актов) выполненных работ, копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

При этом в случае если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации, документом, подтверждающим опыт, является копия акта о приемке выполненных работ, то есть копия акта приемки объекта капитального строительства и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не представляются.

Указанная позиция подтверждается письмами Министерства экономического развития Российской Федерации N Д28и-1599 от 17.06.2016 и N Д28и-3632 от 10.12.2015.

В подтверждение опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ ООО «СТД Строй» представлен ряд документов, в частности копия договора субподряда №89-п от 15 декабря 2015 года с приложениями, а также копии акта сдачи-приемки выполненных работ №1 от 25.01.2016 и справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) №1 от 25.01.2016. При этом к копии названного договора  в нарушение требований пункта 2 приложения N 1 к Постановлению от 04.02.2015 N 99, ООО «СТД Строй» не приложены копии актов выполненных работ по форме КС-2.

Согласно условиям договора №89-п от 15 декабря 2015 года ООО «СТД Строй» в качестве субподрядчика привлечено к  выполнению ремонтных работ. Исходя из состава, объема работ, предусмотренных техническим заданием, предметом договора являлся капитальный ремонт объекта капитального строительства.

Таким образом, ООО «СТД Строй», во-первых, не являлось застройщиком в понимании пункта 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которого застройщик это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомнойэнергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта; во-вторых, ООО «СТД Строй» осуществлял виды работ, для которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, как пояснил Заказчик, для подтверждения опыта работы, связанного с предметом контракта, заявителю в данном случае было достаточным в составе заявки предоставить к копии указанного договора  копию акта (актов) выполненных работ.

Вместе с тем в нарушение требований пункта 2 приложения N 1 к Постановлению от 04.02.2015 N 99 и пунктов 27 и 29 раздела 2 «Информационная карта» документации об электронном аукционе участником закупки не были приложены копии акта (актов) о приемке выполненных работ.

Копию акта сдачи-приемки выполненных работ №1 от 25.01.2016, на которую ссылается заявитель в своей жалобе,  Аукционная комиссия не посчитала документом, подтверждающим факт выполнения работ по договору №89-п от 15 декабря 2015 года, в связи со следующим.

Постановлением государственного комитета РФ по статистике от 11.11.1999 №100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ» утверждена форма №КС-2 «Акт о приемке выполненных работ». В соответствии с пунктом 2 названного постановления данная унифицированная форма первичной учетной документации распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность в отраслях экономики.

Согласно пункту 7.1. договора №89-п от 15 декабря 2015 года приемка работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в Договоре, производится в установленном в Договоре порядке и подтверждается подписанием Сторонами акта выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3.

Исходя из изложенного, ООО «СТД Строй» в подтверждение опыта выполнения работ вместо акта сдачи-приемки выполненных работ №1 от 25.01.2016 надлежало предоставить акт приемки выполненных работ, составленный по форме КС-2 в соответствии с условиями договора.

При вышеизложенных обстоятельствах Комиссия считает действия аукционной комиссии по признанию заявки Заявителя не соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией, правомерными, не противоречащими требованиям Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «СТД Строй» (г.Тюмень) на действия Аукционной комиссии  (ИНН: 8911006178) при осуществлении закупки «Ремонт объекта: "Административное здание", расположенного по адресу: ЯНАО, г. Губкинский, микрорайон №10, дом 4» (закупка № 0190300001916000191) необоснованной.

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.