Решение № 04-01/325-2016 по жалобе ООО «Марус Проект» (ОК; закупка № 0190300000216000330)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/325-2016

по жалобе ООО «Марус Проект»

(ОК; закупка № 0190300000216000330)

28 октября  2016 года                                                                                             г. Салехард

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

рассмотрев жалобу ООО «Марус Проект» (г. Самара) на действия Заказчика Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства города Лабытнанги» (ИНН: 8902003396) при осуществлении закупки «Выполнение работ по разработке и корректировке проектной документации» (ОК; закупка № 0190300000216000330),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «Марус Проект» на положения конкурсной документации на выполнение работ по разработке и корректировке проектной документации.

Заказчик – Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства города Лабытнанги». Начальная (максимальная) цена контракта – 30 000 000,00 рублей.

По мнению Заявителя, конкурсная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:

1) Заказчик в составе конкурсной документации установил требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ влияющих на безопасность объектов капитального строительства ограничивающее конкуренцию участников закупок;

2) Заказчик установил необъективные критерии оценки заявок на участие в конкурсе. Действия Заказчика нарушают требование статьи 32 Закона о контрактной системы и постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком в соответствии с требованиями части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития от 30.12.2009 № 624 установлены следующие требования к участникам закупки:

«Наличие у участника:

  1. Свидетельства, выданного саморегулируемой организацией (СРО) в области инженерных изысканий с допуском участника размещения заказа к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и являющихся предметом контракта и/или его части (в соответствии с приказом Министерства регионального развития № 624 от 30.12.2009 г.)
  1. Виды           работ по инженерным изысканиям

п. 1. Работы в составе инженерно- геодезических изысканий; п.п. 1.3.Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений;

п.2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий;

п.п.2.1. Инженерно-геологическая съемка в масштабах 1:500 - 1:25000;

  1. Свидетельства, выданного саморегулируемой организацией (СРО) в области инженерных изысканий с допуском участника размещения заказа к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и являющихся предметом контракта и/или его части (в соответствии с приказом Министерства регионального развития № 624 от 30.12.2009 г.)

II. Виды работ по подготовке проектной документации

п.1. Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка: п.п. 1.1. Работы по подготовке генерального плана земельного участка; п.п. 1.2. Работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта:

п.п. 1.3. Работы по подготовке схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения:

п.З. Работы по подготовке конструктивных решений;

п.5. Работы по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий;

п.п.5.2. Работы по подготовке проектов наружных сетей водоснабжения и канализации и их сооружений;

п.п.5.3. Работы по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения до 35 кв включительно и их сооружений;

п.9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды; п. 10.Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

п. 11. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения;

или

п. 13. работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)».

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.

Таким образом, Заказчиком обоснованно установлено требование о наличии СРО с открытыми видами работ или открытым генеральным подрядом, так как в зависимости от открытых в СРО видов работ, участник конкурса может иметь право как лично выполнять работы предусмотренные конкурсом, так и выступать генеральным подрядчиком, или часть работ выполнить лично, а на часть заключить договор с подрядной организацией, при наличии у неё СРО с открытыми необходимыми видами работ.

 

  1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом 44-ФЗ.

Частью 8 статьи 32 Закона 44-ФЗ установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок.

Согласно пункту 1 раздела 1 Правил настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).

В силу пункта 2 раздела I Правил настоящие Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе заказчиком, учитывая изменения в конкурсную документацию от 20.10.2016, были установлены следующие нестоимостные критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в разделе 11 части 3 конкурсной документации:

В соответствии с пунктами 10, 27 Правил в отношении не стоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы (оказания услуг), связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» предусмотрены следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию:

  1. Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
  2. Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки программного обеспечения САПР.
  3. Квалификация участника закупки, выраженная в количестве трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) определенного уровня квалификации, предлагаемых для выполнения работ.
  4. Квалификация участника закупки, выраженная в деловой репутации участника закупки.

Согласно пункту 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пункт 27 Правил оценки устанавливает следующее, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:

а)   квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б)   опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в)    обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г)  обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д)  деловая репутация участника закупки.

Исходя из буквального толкования вышеуказанных положений Правил оценки заявок следует, что в отношении нестоимостного критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" могут быть указаны иные показатели, нежели те, которые перечислены в пункте 27 Правил оценки заявок.

Таким образом, Заказчик обоснованно и в соответствии с требованиями Закона 44- ФЗ и Правил оценки заявок установил нестоимостные критерии оценки заявок.

 

Заказчиком в разделе 11 части 3.1 конкурсной документации установлен нестоимостный критерий «Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки опыта по выполнению работ сопоставимого характера и объема».

Показатели, раскрывающие содержание нестоимостного критерия оценки установлены в п. 3.1 раздела 11 части 3 конкурсной документации:

а)        работы сопоставимого характера и объема: объект проектирования - линейный объект транспортной инфраструктуры;

б)        работы должны быть начаты не ранее, чем за три года до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе;

в)  стоимость выполненных работ на каждом из представленных участником объектов, на котором выполнялись работы сопоставимого характера и объема должна составлять не менее 30% начальной (максимальной) цены настоящего конкурса.

Данные показатели раскрывают нестоимостный критерий, а именно, работы должны быть выполнены по объекту проектирования - линейный объект транспортной инфраструктуры, стоимость каждого контракта (договора) должна составлять не менее 30% начальной (максимальной) цены конкурса, то есть не менее 9 млн. рублей, при этом отчетный период выполнения работ составляет 3 года до даты окончания срока подачи заявок (в отчетный период входит дата заключения и исполнения контракта (договора).

В п. 3.1 раздела 11 части 3.1 конкурсной документации установлено, что опыт по выполнению работ сопоставимого характера и объема подтверждается предоставлением копий контрактов/договоров на выполнение работ сопоставимого характера и объема с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким договорам (при наличии), копий актов о приемке выполненных работ.

Показатели раскрывают нестоимостный критерий «Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки опыта по выполнению работ сопоставимого характера и объема» и не противоречат требованиям Закона 44-ФЗ и Правил оценки заявки.

Заказчиком в разделе 11 части 3.4 конкурсной документации установлен нестоимостный критерий «Квалификация участника закупки, выраженная в деловой репутации участника закупки» и показатель его раскрывающий - сведения о количестве и стоимости заключенных контрактов.

Данный показатель установлен в соответствии с п. 27 Правил оценки заявок.

Действующим законодательством Российской Федерации не дано определение понятию деловая репутация и не определены показатели его раскрывающие.

В настоящее время утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от N 54-ст "ГОСТ Р 66.1.03-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций" (далее - Национальный стандарт).

Согласно Национального стандарта, оценка опыта и деловой репутации раскрывается через следующие субфакторы:

  • количество лет на рынке;
  • ритмичность выполнения работ;
  • материально-техническая база;
  • финансовая автономия;
  • незавершенное строительство;
  • управленческие кадры;
  • среднее звено;
  • цитируемость;
  • устранение нарушений;
  • задержка сдачи строительных работ;
  • чрезвычайные происшествия;
  • сертифицированная система менеджмента;
  • отзывы заказчиков.

Определенные показатели, установленные в Национальном стандарте, использовались заказчиком при установлении других критериев оценки, такие как квалификация участника закупки, выраженная в обеспечение участника закупки материально техническими ресурсами в части наличия у участника закупки программного обеспечения САПР; квалификация участников закупки выраженная в количестве трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) определенного уровня квалификации, предлагаемых для выполнения работ; качество объекта закупки выраженное в наличии у участника закупки системы менеджмента качества.

Данные показатели, по мнению Заказчика,  объективно показывают квалификацию участника закупки.

Согласно п. 10 Правил оценки заявок, заказчик самостоятельно в конкурсной документации раскрывает показатели критерия, в связи с чем, заказчиком установлен показатель сведения о количестве и стоимости заключенных контрактов, который соотносится по аналогии с показателем - ритмичность выполнения работ установленного Национальным стандартом.

Данный показатель, с учетом объема в денежном выражении заключенных контрактов максимально полно определяет квалификацию участника, его потенциальные возможности по выполнению работ.

Таким образом, Заказчиком при установлении нестоимостного критерия «Квалификация участника закупки, выраженная в деловой репутации участника закупки» и показателя его раскрывающего - сведения о количестве и стоимости заключенных контрактов не нарушены нормы Закона 44-ФЗ и Правил оценки заявок.

 

Критерии оценки устанавливаются в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки.

Из возражений, представленных Заказчиком, следует.

Одним из значимых показателей который определяет качество выполнения работ, является представлением участником закупки алгоритма выполнения работ и правильности принятие необходимых проектных решений, в связи с чем, заказчиком установлен критерий качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки выраженное в предоставлении участником закупки описания порядка выполнения работ, который раскрывается через, предпроектные проработки объекта закупки, график выполнения работ, разработать типы конструкций дорожной одежды (выполнить обоснование проектных решений на основе технико-экономического сравнения вариантов в текущих ценах, а также сравнения стоимости эксплуатации в течении жизненного цикла.

Установленная шкала оценки является обоснованной и раскрывает содержание порядка выполнения работ, но не конкретизирует её содержание, так как при конкретизации не возможно было бы определить степень качественного описания порядка выполнения работ.

При подготовке описания порядка выполнения работ, участником в первую очередь необходимо предоставить график выполнения работ; предусмотреть несколько решений вариантов оснований дороги по результатам изысканий; варианты дорожной одежды с экономическим обоснованием каждого варианта; варианты решений водоотведения; описания благоустройства и т.д.

Таким образом, решение комиссии не может быть не объективным, так как оценивается детальная проработка каждого предложения описания порядка выполнения работ относительно раскрытости и полноты информации по отношению к техническому заданию, и по отношению к другим заявкам.

Кроме того, в соответствии с ч. 13 ст. 58 Закона 44-ФЗ, любой участник конкурса, в том числе подавший единственную заявку на участие в конкурсе, после размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе вправе направить в письменной форме или в форме электронного документа заказчику запрос о даче разъяснений результатов конкурса. При разъяснении результатов рассмотрения заявки участнику закупки детально будет разъяснено решение каждого члена комиссии, в том числе в части установления баллов по критерию качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки в сравнении с заявками других участников.

При вышеизложенных обстоятельствах Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что положения конкурсной документации «Выполнение работ по разработке и корректировке проектной документации» не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Марус Проект» (г. Самара) на действия Заказчика Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства города Лабытнанги» (ИНН: 8902003396) при осуществлении закупки «Выполнение работ по разработке и корректировке проектной документации» (ОК; закупка № 0190300000216000330) необоснованной.

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.