Решение № 04-01/334-2016 по жалобе ООО «МедИнтерПро» (закупка № 0190200000316011050)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/334-2016

по жалобе ООО «МедИнтерПро»

(закупка № 0190200000316011050)

09 ноября  2016 года                                                                                                г. Салехард

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

рассмотрев жалобу ООО «МедИнтерПро» (г. Санкт-Петербург) на действия Заказчика ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская ЦГБ» (ИНН: 8905018707) при осуществлении закупки  «Поставка медицинского оборудования для рентген отделений»  (закупка № 0190200000316011050),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «МедИнтерПро» на положения аукционной документации на поставку медицинского оборудования для рентген отделений.

Заказчик - ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская ЦГБ». НМЦ контракта 23 000 000 рублей.

По мнению Заявителя, при описании объекта закупки Заказчиком нарушены требования статьи 33 Закона о контрактной системе.

В жалобе указывается.

В настоящее время на территории РФ действует ФЗ №162 "О стандартизации в РФ".

Как следует из ст.2 ФЗ №162 национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.

ГОСТом Р 56312-2014 установлены Технические требования для государственных закупок, объектом которых являются флюорографы цифровые.

Согласно разделу 1 ГОСТ Р 56312-2014 настоящий стандарт устанавливает общие требования к подготовке технических заданий (ТЗ) и их оформлению при проведении государственных закупок медицинского оборудования (МО): цифровые флюорографы.

Настоящий стандарт является частным стандартом по отношению к ГОСТ Р55719. Настоящий стандарт распространяется на государственные и муниципальные закупки.

Как указано в пункте 4.3. ГОСТ Р 55719 ТЗ на цифровой флюорограф наряду с общими требованиями должно содержать конкретные технические требования к изделию. Кроме того, заказчик вправе в ТЗ включать дополнительные (опционные) и специфические дополнительные требования. Специфические дополнительные требования должны иметь отдельное медико-техническое обоснование.

Согласно разделу 7 ГОСТ Р 55719 возможно включение дополнительных, не указанных в разделе 6 требований, обоснованных заказчиком с позиций проведения необходимых исследований в соответствии с профилем ЛПУ.

Заявитель указывает, что техническое задание Заказчика устанавливает излишние либо косвенно относящиеся к объекту закупки требования.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2       статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ).

На основании части 1 статьи 59 Федерального закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

 

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ).

Согласно судебной практике, суды приходят к выводу, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом № 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.

Из возражений, представленных Заказчиком, установлено.

Согласно абзацу 4 раздела 1 ГОСТ Р 56312-2014 распространяется на цифровые флюорографы, предназначенные для массовых профилактических обследований. Планируемое к закупке оборудование приобретается не для проведения массовых профилактических обследований, а для диагностики и мониторинга состояния больных туберкулезом, в том числе больных туберкулезом в открытой форме и будет установлено в туберкулезном отделении Заказчика. Данное оборудование для массовых профилактических обследований здоровых людей использоваться не будет.

Согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2014 г. N 2052-ст ГОСТ Р 56312-2014 утвержден для добровольного применения.

Согласно разделу 1 ГОСТ Р 56312-2014 данный стандарт является частным стандартом по отношению к ГОСТ Р 55719-2013, утвержденному приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 1396-ст «Об утверждении национального стандарта».

При этом в соответствии с пунктом 1 приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 1396-ст ГОСТ Р 55719-2013 утвержден для добровольного применения. Следовательно ГОСТ Р 55719-2013 и все его частные ГОСТ утверждены для добровольного применения и не являются обязательными.

 

Правила применения ГОСТ Р 56312-2014 «Изделия медицинские электрические. Флюорографы цифровые. Технические требования для государственных закупок» установлены разделом 8 ГОСТ Р 1.0-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

Пунктом 8.1 ГОСТ Р 1.0-2012 установлено, что документы в области стандартизации применяют для достижения целей стандартизации с соблюдением принципов, указанных в разделах 3 и 4, в соответствии с назначением данных документов и областью их применения.

Согласно разделу 4 ГОСТ Р 1.0-2012 национальную стандартизацию в Российской Федерации осуществляют в соответствии с несколькими принципами, одним из которых является принцип добровольности применения заинтересованным лицом документов в области стандартизации и обязательности соблюдения указанным лицом требований, содержащихся в этих документах, в случае объявления об их использовании, а также в случае определения обязательности исполнения требований стандартов в рамках контрактных (договорных) обязательств.

Кроме того, пунктом 8.3 раздела 8 ГОСТ Р 1.0-2012 установлено что применение национального стандарта Российской Федерации, действующего в этом качестве межгосударственного стандарта или свода правил может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании:

  • организационно-распорядительного документа этой организации или вышестоящей организации (или органа власти, которому подчиняется организация);
  • нормативной ссылки на стандарт (свод правил) в собственных стандартах организации или технической документации;
  • соглашений или договоров (контрактов) со ссылкой на стандарт (свод правил);
  • указания обозначения стандарта в маркировке продукции и/или в сопроводительной документации.

Ни одно из указанных условий, как указывает Заказчик, на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона для закупки №0190200000316011050 (26.10.2016) не выполнено.

Следовательно, применение ГОСТ Р 56312-2014 при описании объекта закупки для ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская ЦГБ» не является обязательным.

Применение национального стандарта становится обязательным для организации любой формы собственности в случае принятия этой организации или вышестоящей организацией (или органу власти, которому подчиняется организация) соответствующего организационно-распорядительного документа либо при наличии нормативной ссылки на стандарт в собственных стандартах организации или технической документации. А также при заключении контрактов со ссылкой на национальный стандарт и в случае указания обозначения стандарта в маркировке продукции и (или) в сопроводительной документации (пункт 8.3 ГОСТ Р 1.0-2012).

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемой аукционной документации положений, несоответствующих Закону о контрактной системе.

Руководствуясь  частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «МедИнтерПро» (г. Санкт-Петербург) на действия Заказчика ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская ЦГБ» (ИНН: 8905018707) при осуществлении закупки  «Поставка медицинского оборудования для рентген отделений»  (закупка № 0190200000316011050) необоснованной.

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.