РЕШЕНИЕ № 07-01/18.1(223)/72-2016 по жалобе ООО «Абисцет» (закупка № 31604263379)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

РЕШЕНИЕ № 07-01/18.1(223)/72-2016

по жалобе ООО «Абисцет»

(закупка № 31604263379)

22 ноября 2016 года                                                                                               г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

рассмотрев дело № 07-01/18.1(223)/72-2016 по признакам нарушения Заказчиком - АО «АТК «ЯМАЛ» (ЯНАО, г. Салехард) (ЯНАО, г. Салехард)  положений Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при проведении запроса предложений на поставку, монтаж и пуско-наладку технологического оборудования и поставку мебели для цеха бортового питания АО «АТК «ЯМАЛ» (закупка № 31604263379),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «Абисцет» (г. Ярославль) на  действия Заказчика - АО «АТК «ЯМАЛ» (ЯНАО, г. Салехард) при проведении запроса предложений на поставку, монтаж и пуско-наладку технологического оборудования и поставку мебели для цеха бортового питания АО «АТК «ЯМАЛ» (закупка № 31604263379).

По мнению Заявителя, процедура закупки проведена с нарушениями.

При объявлении настоящей закупки заказчиком были допущены нарушения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что воспрепятствовало участию в закупке неограниченному кругу лиц, в том числе ООО «Абисцет».

В жалобе указывается.

На «Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг» http://zakupki.gov.ru  было объявлено о проведении запроса предложений на поставку, монтаж и пуско-наладку технологического оборудования и поставку мебели для цеха бортового питания АО «АТК «ЯМАЛ».

Согласно п. 10.2. положения о закупках, «извещение и документация о запросе предложений размещается в единой информационной системе не менее чем за 10 дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений».

Согласно информации, содержащейся на официальном сайте, извещение о закупке № 31604263379 «Поставка, монтаж и пуско-наладка технологического оборудования и поставка мебели для цеха бортового питания АО «АТК «Ямал» было размещено 28.10.2016 в 14:55 и уже в 15:05 того же дня закупка была переведена на этап «Размещение завершено».

При этом, размещая извещение о закупке 28.10.2016, заказчик установил срок окончания подачи заявок - 18.10.2016 в 17:30 (МСК+2).

Исследовав материалы дела, Комиссия контрольного органа установила следующее.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции".

Частью 1 статьи 18.1 Закона N 135-Ф3 предусмотрено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона N 135-Ф3).

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 13 статьи 4 Закона о закупках в случае возникновения при ведении единой информационной системы федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение единой информационной системы, технических или иных неполадок, блокирующих доступ к единой информационной системе в течение более чем одного рабочего дня, информация, подлежащая размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке, размещается заказчиком на сайте заказчика с последующим размещением ее в единой информационной системе в течение одного рабочего дня со дня устранения технических или иных неполадок, блокирующих доступ к единой информационной системе, и считается размещенной в установленном порядке.

Из возражений, представленных Заказчиком, установлено следующее.

В отношении АО «АТК «Ямал» применяется Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление Правительства РФ № 1352).

Распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016г. № 717-р АО «АТК «Ямал» утвержден перечень конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданными ими организациями оценке соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке. АО «АТК «Ямал» внесено в указанный перечень. Уполномоченным органом, осуществляющим оценку соответствия, является Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии с «Правилами формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.09.2016г. № 932, корректировка плана закупки может осуществляться в том числе в случае: изменения потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора (ч.8 указанных Правил).

Информация о закупке, подлежащая размещению в единой информационной системе в соответствии со статьей 4 Закона № 223-ФЗ, была размещена позже установленных сроков по следующим причинам:

При работе в личном кабинете единой информационной системы, 21.09.2016, а именно при попытке редактирования и размещения проекта изменений плана закупок товаров, работ АО «АТК «Ямал» на 2016 год (далее - План закупок) возникла техническая проблема - отсутствие возможности редактирования и размещения проекта изменения плана закупок, о чем было составлено и направлено в Службу технической поддержки официального сайта ЕИС сообщение. В последующем к существующим неполадкам добавилось обнуление сумм совокупного объема планируемых закупок и отсутствие возможности рассчитать указанный объем.

В связи с тем, что вышеуказанные технические проблемы не были устранены Службой технической поддержки официального сайта ЕИС в течение длительного времени, 05.10.2016г. по обращению АО «АТК «Ямал» был заведен инцидент № IM100438485. Работы по исправлению ошибки в рамках инцидента были выполнены 24.10.2016 года.

Таким образом, с 21.09.2016 до 24.10.2016 года, у АО «АТК «Ямал» отсутствовала возможность вносить изменения и размещать План закупок в личном кабинете на официальном сайте в ЕИС.

В соответствии с п. 13 ст. 4 Закона № 223-Ф3 информация о проводимой закупке- извещение и документация о закупке, была размещена на сайте АО «АТК «Ямал» по адресу в сети интернет www.vamal.aero 05.10.2016 года.

17.10.2016г., до окончания установленного срока подачи заявок, на участие в закупке поступили заявки по лоту № 1 по лоту № 2 от ООО «Транзит», о чем имеются записи в журнале регистрации поступивших заявок.

19.10.2016 года закупочной комиссией АО «АТК «Ямал» были подведены итоги и запрос предложений был признан несостоявшимся в соответствии с п. 10.15 Положения о закупках.

Протокол был размещен на сайте АО «АТК «Ямал» www.vamal.aero 21.10.2016г.

25.10.2016года были заключены договоры с единственным участником закупки ООО «Транзит» по лоту № 1 (договор 01-03-ПД/16 от 25.10.2016) и по лоту № 2 (договор 11-03-П/16 от 25.10.2016г.).

После получения 24.10.2016  уведомления Службы технической поддержки официального сайта ЕИС о выполнении работ по исправлению ошибки в рамках инцидента № IM1004438485, был сформирован и размещен проект изменений Плана закупок в личном кабинете АО «АТК «Ямал» в ЕИС.

 

Между тем, из материалов дела установлено следующее.

Закон N 223-ФЗ (ч. 2 ст. 4) предусматривает обязанность заказчика размещать в ЕИС план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.

Согласно ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ  договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком в соответствии с планом закупки (если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки согласно принятому в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона порядку формирования этого плана), размещенным в единой информационной системе (если информация о таких закупках подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом), за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

Согласно сведениям, представленным Заказчиком, заключение о соответствии проекта плана закупок требованиям об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке было получено от уполномоченного органа - Департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа. 27.102016 года (вх.№ 3624 от 27.10.2016г.).

Таким образом, закупка № 31604263379 была объявлена и осуществлена до получения вышеуказанного заключения.

Комиссия контрольного органа считает, что отсутствие доступа к официальному сайту для Заказчика в период с 21.09.2016 до 24.10.2016 года объясняется неразмещением в ЕСИ измененного Плана закупок (согласованного только 27.10.2016), невозможность для Заказчика размещать информацию о закупках на официальном сайте не связана с возникновением при ведении официального сайта федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение официального сайта, технических или иных неполадок, блокирующих доступ к официальному сайту.

Таким образом, у Заказчика отсутствовали правовые основания руководствоваться нормами части 13 статьи 4 Закона о закупках в части первоначального размещения Извещения, Документации на официальном сайте Заказчика с последующим размещением данных документов на официальном сайте.

 

Из информации, размещенной на сайте Заказчика http://www.yamal.aero/content/o-kompanii/procurement/, установлено, что Извещение о проведении запроса предложений № 06-16-ЗП на Поставку, монтаж  и пуско-наладку технологического оборудования и мебели для цеха бортового питания АО «АТК «Ямал» размещено 05.10.2016, дата и время окончания приема заявок: «18» октября 2016г. «17:30» по местному времени Заказчика, дата и время рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов запроса предложений «19» октября 2016г., 08 часов 00 минут по местному времени.

Протокол вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки заявки на участие в запросе предложений от 19.10.2016  размещен на сайте Заказчика http://www.yamal.aero 21.10.2016.

Договоры с единственным участником закупки ООО «Транзит» по лоту № 1 № 01-03-ПД/16 и по лоту № 2 № 11-03-П/16 заключены 25.10.2016г..

Однако, из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного закона является в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Разрабатываемое участником закупки положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а, напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Следовательно, заключение вышеуказанных договоров ранее 10-дневного срока, установленного для административного обжалования, не соответствует положениям ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

Таким образом, запрос предложений на поставку, монтаж и пуско-наладку технологического оборудования и поставку мебели для цеха бортового питания АО «АТК «ЯМАЛ» (закупка № 31604263379)осуществлен с нарушением положений ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и, в случае если жалоба признана обоснованной либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ. Так, например, предписание может содержать следующие требования о (об):

- внесении изменений в документацию и извещение о закупке;

- отмене протоколов, составленных в ходе закупки, и повторном рассмотрении и (или) оценке заявок с учетом вынесенного решения;

- аннулировании закупки.

При этом в случае, если комиссия антимонопольного органа устанавливает, что на момент рассмотрения жалобы договор по результатам закупки уже заключен, то даже в случае признания жалобы обоснованной (либо установления иных нарушений), предписание не выдается.

Антимонопольный орган не вправе выдавать предписания об аннулировании торгов в случае заключения их организатором договора по результатам закупки. Антимонопольному органу не предоставлено права в административном порядке аннулировать уже заключенный по результатам торгов (закупки) договор.

Права участников закупки могут быть восстановлены при оспаривании заключенного договора в судебном порядке.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Абисцет» (г. Ярославль) на  действия Заказчика - АО «АТК «ЯМАЛ» (ЯНАО, г. Салехард) при проведении запроса предложений на поставку, монтаж и пуско-наладку технологического оборудования и поставку мебели для цеха бортового питания АО «АТК «ЯМАЛ» (закупка № 31604263379) обоснованной.

2. Предписание не выдавать в виду заключения Заказчиком договоров по результатам закупки.

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.