Решение № 04-01/347-2016 по жалобе ООО «ОПС» (закупка № 0190200000316011186)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/347-2016

по жалобе ООО «ОПС»

(закупка № 0190200000316011186)

22 ноября  2016 года                                                                                                 г. Салехард

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

рассмотрев жалобу ООО «ОПС» (г. Тюмень) на действия Заказчика ГБУЗ ЯНАО «Тарко-Салинская центральная районная больница» (ИНН: 8911001324) при осуществлении закупки «Поставка и выдача полноценного питания для детей в возрасте до трёх лет»  (закупка № 0190200000316011186),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «ОПС» на положения аукционной документации  № 0190200000316011186 на поставку и выдачу полноценного питания для детей в возрасте до трёх лет.

Заказчик – ГБУЗ ЯНАО «Тарко-Салинская центральная районная больница». Начальная (максимальная) цена контракта – 3 681 000,00 рублей.

По мнению Заявителя, положения документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а именно:

1) позиции №7 и №8 Потребности  документации аукциона № 0190200000316011186 фактически являются безэквивалентными, то есть под указанные заказчиком  характеристики подходит только один продукт по каждой позиции;

2) В Приложении №1, по позициям 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,12,14, заказчик сделал крайне зауженные интервалы показателей продукции по сравнению с требованиями, содержащимися в Федеральном законе, Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) от 09.10.2013г.).

В жалобе указывается.

В Приложении №1 документации аукциона (Потребность в поставке сухих молочных смесей), по 3,4,5,7,8  позициям прописаны характеристики соответствующие единственным в своей категории продуктам, из всех представленных на рынке детского питания. (Эквивалентная продукция запрещена ко ввозу в РФ).

По 7 и 8 позициям - поставка продукции невозможна.

Заявитель указывает, что проанализировав актуальные составы смесей для детского питания и сухих молочных быстрорастворимых каш основных производителей, зарегистрированных на территории РФ, пришел к выводу, что позиции №7 и №8 Потребности  документации аукциона № 0190200000316011186 фактически являются безэквивалентными, то есть под указанные заказчиком  характеристики подходит только один продукт по каждой позиции.

Данное оформление документации  нарушает нормы законодательства и не позволяет предложить альтернативную продукцию. Следовательно, поставка эквивалентного товара в рамках указанного аукциона невозможна.

В документации аукциона № 0190200000316011186  (Приложение №1 - потребность в поставке сухих молочных смесей, позиции 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,12,14) заказчик сделал крайне зауженные интервалы показателей продукции по сравнению с требованиями, содержащимися в Федеральном законе Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) от 09.10.2013г.

Согласно ч.1 ст. 33 Закона  о размещении заказов, если заказчиком не используются стандартные показатели, он должен обосновать такие отклонения.

Однако заказчиком в аукционной документации такое обоснование не представлено.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, в случае если заказчик сужает значения показателей в пределах, установленных соответствующими ГОСТами, в документации о закупке также должно содержаться обоснование необходимости использования таких показателей (Письмо Минэкономразвития России от 17.08.2016 N Д28и-2118).

 Четкой формы такого обоснования законодательство о контрактной системе не предусматривает, поэтому Заказчик формирует такое обоснование самостоятельно в свободной форме.

Из возражений, представленных Заказчиком, установлено следующее.

Техническое задание в аукционной документации составлено в соответствии с Едиными санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (в редакциях Решений Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 №341; от 18.11.2010 №456; от 02.03.2011 №571; от 07.04.2011 №622; от 18.10.2011 №829; от 09.12.2011 №889), а также требованиями, установленным Федеральным законом «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» от «12» июня 2008г. №88-ФЗ.

Все позиции Потребности являются эквивалентными, характеристики продукции соответствуют как минимум 2 продуктам:

  1. в позициях №7 и №8 под указанные заказчиком характеристики соответствуют смеси Нутрилак Г А, Беллакт Г А.

Заказчик указывает, что информация о запрете поставок продуктов ОАО «Беллакт» в РФ ошибочна. Согласно письму ООО «Торговый дом Беллакт» продукты детского питания под запрет не попадают.

В Приложении №1 позиции 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,12,14, Заказчиком представлено обоснование установленным требованиям показателей продукции:

* Закупаемая продукция является лечебным питанием и назначается в соответствии с перечнем показаний и с учетом аллергического анамнеза пациентов, медицинских рекомендаций, а также географического и сурового природно-климактерического факторов.

Состав готовой смеси определяется по заключению врача-педиатра медицинского учреждения по месту жительства, в рамках необходимой достаточности и финансового показателя.

Исходя из пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие, в т.ч., безопасность продукции с учетом степени риска причинения вреда.

Заказчиком представлен Информационный обзор сухих молочных смесей для  полноценного питания детей в возрасте  до 3-х лет, проведенный и.о. заместителя главного врача по детству  родовспоможению, зав. педиатрическим отделением поликлиники, врача-педиатра, из которого следует.

При выборе интервалов за основу учитывается  потребность в  микроэлементах  детей раннего возраста в пользу максимально легких и гипоаллергенных продуктов, что является важным фактором  при использовании первого прикорма   и последующего  функционирования  ЖКТ  в целом.

Позиции № 1-4 потребности (адаптированная сухая молочная смесь  0-6 мес., и последующая адаптированная сухая молочная смесь  6-12 мес.)

К основным требованиям при определении рецептуры молочных смесей, разработанным ВОЗ, Европейским научным обществом педиатров-гастроэнтерологов и нутрициологов для вскармливания здорового ребенка, относятся следующие:

  1. Адаптация белкового компонента смесей:
    • снижение содержания белка;
    • обогащение смеси сывороточными белками;
    • добавление нуклеотидов;
    • коррекция аминокислотного состава (добавление таурина).
  2. Адаптация углеводного компонента:
    • добавление олигосахаридов.
  3. Адаптация жирового компонента смеси: обогащение жирами растительного происхождения, являющимися источниками полиненасыщенных жирных кислот (омега-6 и омега-3).
  4. Адаптация витаминного и макро- и микроэлементного состава смеси:
    • обогащение витаминами;
    • коррекция микроэлементного состава с добавлением эссенциальных микроэлементов (I, Zn, Fe, Cu, Se);

Рекомендуемые современной педиатрией диапазоны  основных компонентов, которые позволят оптимально удовлетворить потребности ребенка в первый год жизни следующие:

Адаптированная сухая молочная смесь для смешанного и искусственного вскармливания здоровых детей от 0 до 6 месяцев, состав (на 100 мл готовой смеси):

Белки 1,24 – 1,55 г.

Жиры 3,4 – 4,0 г.

Углеводы 6,5 – 7,5 г.

Кальций 42 – 55 мг.

Последующая адаптированная сухая молочная смесь для смешанного и искусственного вскармливания здоровых детей от 6 до 12 месяцев, состав (на 100 мл готовой смеси):

Белки 1,3 – 1,99 г.

Жиры 3,1 – 3,7 г.

Углеводы 7,25 – 8,4 г.

Кальций 56 - 73,2 мг.

Рекомендуемые продукты с такими диапазонами (торговые марки  Беби, НАН, Сэмпер, Нутрилак (Россия), Беллакт (Белоруссия), МД Мил) имеют достаточную репутацию и отвечают требованиям современной педиатрии.

5 ПОЗИЦИЯ (ПРЕ смесь – для недоношенных)

Рекомендуемые современной педиатрией диапазоны  основных компонентов сухих смесей, которые позволят оптимально удовлетворить потребности недоношенного ребенка, состав (на 100 мл готовой смеси):

Белки 2,2 – 2,32 г.

Жиры 4,1 – 4,2 г.

Углеводы 7,6 – 7,7 г.

Интервалы определены врачами в рамках необходимой достаточности.

6,7,8,9 ПОЗИЦИИ (АР, ГА 1, ГА 2,КОМФОРТ)

При выборе интервалов по белкам, углеводам и жирам, за основу  взята потребность в  микроэлементах  детей первых месяцев жизни.

Выбран средний диапазон для оптимального удовлетворения потребностей малыша,   Рекомендованы смеси, которые наилучшим образом зарекомендовали себя в рамках необходимой достаточности и финансового показателя:

Нутрилак (Россия), Беллакт  (Белоруссия).

Позиции №10,12,14 потребности (сухая молочная быстрорастворимая каша)

При выборе продуктов детского питания для детей раннего возраста, в частности молочных каш, необходимо делать выбор в пользу каш на основе частично или полностью адаптированной смеси, либо обезжиренного коровьего молока. Это снижает риск возникновения аллергических реакций и помогает ребенку в  формировании органов пищеварения.

Каши на основе частично или полностью адаптированной молочной смеси (обезжиренного коровьего молока) лучше усваиваются детьми раннего возраста и содержат всё необходимое для роста и развития.

Для грудных детей важным показателем является содержание  натрия – в целях профилактики гипернатриемии (повышенной концентрации натрия в крови), возникающей при чрезмерном потреблении натрия с пищей неправильно подобранного состава,  и с обезвоживанием вследствие чистых потерь воды, превышающих чистые потери натрия.

 Следовательно,  в кашу для детского питания должен добавляться натрий в среднем количестве для полноценной работы организма ребенка, т.е. не менее 110 мг и не более 132 мг-260 мг (в зависимости от возраста, при перерасчете на 100гр сухого продукта).                                     

Проанализировав жалобу, доводы Заказчика, Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что аукционная документация не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель не явился, доказательств, обосновывающих доводы жалобы, Заявителем не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2пунктом 1 части 15пунктом 2 части 22 статьи 99частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссии

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ОПС» (г. Тюмень) на действия Заказчика ГБУЗ ЯНАО «Тарко-Салинская центральная районная больница» (ИНН: 8911001324) при осуществлении закупки «Поставка и выдача полноценного питания для детей в возрасте до трёх лет»  (закупка № 0190200000316011186) необоснованной.

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.