Решение № РНП 89-119/2016 по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения гражданско–правового договора (закупка № 0190200000315011401 )

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № РНП 89-119/2016

по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения

гражданско–правового договора (закупка № 0190200000315011401 )

 

21 ноября  2016 года                                                                                           г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

рассмотрев сведения об ИП Щербакова Вера Николаевна (629800, г. Ноябрьск, ул. Изыскателей д. 10 В, кв. 5.; ИНН: 632202611788; далее – ИП Щербакова Вера Николаевна,  Исполнитель), представленные ГБУЯНАО «ЦСО В МО г. Ноябрьск»  (629802, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Ленина, д.7; ИНН  8905026842; далее - Заказчик) для включения сведений в Реестр недобросовестных исполнителя  (подрядчиков, поставщиков) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 15.01.2016 №1401-15-ЭА  15.01.2016 № 1401-15-ЭА на  оказание автотранспортных услуг, заключенного по результатам осуществления закупки № 0190200000315011401  (реестровый номер контракта 3890502684216000004, цена контракта 432 526 рублей 64 копейки; далее - электронный аукцион, контракт),

в отсутствие представителя заказчика надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения обращения;

в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения обращения,

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с частями 2 и 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены (вх. N 757-17/357 от 31.10.2016) материалы электронного аукциона и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 15.01.2016 №1401-15-ЭА оказание автотранспортных услуг. 

Из предоставленных материалов  и информации следует, что 26.11.2015   на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» www.zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение   №0190200000315011401 и документация  об электронном аукционе.

Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 22.12.2015 №0190200000315011401-3  победителем признано ИП Щербакова Вера Николаевна.      

15.01.2016 между заказчиком и ИП Щербакова Вера Николаевна заключен гражданско-правовой договор  №1401-15-ЭА.

12.10.2016г. в связи с нарушением условий гражданско-правового договора  от 15.01.2016 №1401-15-ЭА   заказчиком принято решение об одностороннем  отказе от его исполнения.

На заседании Комиссии представитель ИП Щербакова Вера Николаевна не явился.

Из письменных объяснений, предоставленных ИП Щербакова Вера Николаевна исх. №5119 от 15.11.2016,  Контролирующим органом установлено  следующее.

 ИП Щербакова Вера Николаевна указывает, что информация  о ненадлежащем  исполнения существенных условий гражданско-правового договора  в ее адрес не поступала.

В результате осуществления проверки  факта одностороннего отказа от исполнения заказчиком гражданско-правового договора от 15.01.2016 № 1401-15-ЭА и проведения на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе проверки Комиссией контрольного органа установлено следующее.

Пунктом 8.1 контракта от 15.01.2016  № 1401-15-ЭА предусмотрено: «Настоящий Договор, может быть расторгнут, по соглашению сторон, по решению суда  или в связи с одностороннем отказом одной из Сторон Договора  исполнения обязательств  по договору  в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации».

В разделе 8 «Срок действия Договора. Расторжение Договора», в пункте 8.6. указано: «Настоящий договор вступает в силу  с 11.01.2016 и действует по 31.12.2016 (включительно), а в части финансовых обязательств – до полного их исполнения. 

Из материалов дела установлено, что в адрес Исполнителя не однократно направлялись претензионные  письма с требованием надлежащим образом исполнять принятые на себя обязанности  по гражданско-правовому договору:

- претензионное письмо (исх. №757-17/283 от 20.09.2016г.) с требованием надлежащим образом исполнять  взятые на себя обязательства по гражданско-правовому договору;

- претензионное письмо (исх. №757-17/287 от 21.09.2016г.) с требованием надлежащим образом исполнять  взятые на себя обязательства по гражданско-правовому договору;

- претензионное письмо (исх. №757-17/295 от 22.09.2016г.) с требованием надлежащим образом исполнять  взятые на себя обязательства по гражданско-правовому договору;

- претензионное письмо (исх. №757-17/297 от 26.09.2016г.) с требованием надлежащим образом исполнять  взятые на себя обязательства по гражданско-правовому договору;

- требование об уплате неустойки (исх. №757-17/334 от 12.10.2016г.);

-докладная записка  диспетчера ГБУЯНАО «ЦСО В МО г. Ноябрьск» о не выполнении  договорных обязательств (исх. №б/н от 07.10.2016г.);

-докладная записка  диспетчера ГБУЯНАО «ЦСО В МО г. Ноябрьск» о не выполнении  договорных обязательств (исх. №б/н от 21.09.2016г.);

-докладная записка  диспетчера ГБУЯНАО «ЦСО В МО г. Ноябрьск» о не выполнении  договорных обязательств (исх. №б/н от 15.09.2016г.);

-докладная записка  диспетчера ГБУЯНАО «ЦСО В МО г. Ноябрьск» о не выполнении  договорных обязательств (исх. №б/н от 14.09.2016г.);

-докладная записка  диспетчера ГБУЯНАО «ЦСО В МО г. Ноябрьск» о не выполнении  договорных обязательств (исх. №б/н от 06.09.2016г.);

- акт о ненадлежащем исполнении  гражданско-правового договора  от 07.10.2016г.;

- акт о ненадлежащем исполнении  гражданско-правового договора  от 21.09.2016г.;

- акт о ненадлежащем исполнении  гражданско-правового договора  от 15.09.2016г.;

- акт о ненадлежащем исполнении  гражданско-правового договора  от 14.09.2016г.;

- акт о ненадлежащем исполнении  гражданско-правового договора  от 12.09.2016г.;

 -экспертное заключение  от 30.09.2016г.

 

Решение  об одностороннем отказе от исполнения гражданско-правового договора (от 12.10.2016) было направлено ИП Щербакова Вера Николаевна  15.10.2016г.  заказным письмом с уведомлением по адресу,  указанному в гражданско-правовом договоре от 15.01.2016г. № 1401-15-ЭА ,посредством электронной почты и телеграфом, в ЕИС размещено 12.10.2016.

 В силу части 12 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением исполнителя (подрядчика, поставщика) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

 

Вопросы включения сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков урегулированы статьей 104 Закона о контрактной системе. Частью 1 данной статьи предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закон о контрактной системе).

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее по тексту - Правила).

В соответствии с пунктом 11 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.

Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.

 

Из пояснений, представленных Контролирующему органу ИП Щербакова Вера Николаевна установлено, что во все дни водитель, обслуживающий  ГБУЯНАО «ЦСО В МО г. Ноябрьск», был своевременно заправлен для оказание услуг, проходил  необходимый предрейсовый осмотр, а по окончанию  рабочей смены  получал оплату за выполненную работу.

Индивидуальному предпринимателю не сообщалось о ненадлежащего исполнении  гражданско-правового договора, акты о ненадлежащем  исполнении гражданско-правового договора и экспертное заключение не направлялись.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Вопросы включения сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков урегулированы статьей 104 Закона о контрактной системе. Частью 1 данной статьи предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закон о контрактной системе).

В силу части 6 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае, если  расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее по тексту - Правила).

В соответствии с пунктом 11 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.

Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.

Как всякая мера публичной ответственности указанная мера должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в постановлении от 24.06.2009 № 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем.

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа при рассмотрении вопроса о применении к хозяйствующему субъекту меры публично-правовой ответственности, не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.

Проанализировав материалы дела, Комиссия не усматривает достаточных правовых оснований для признания действий Общества недобросовестными, и для включения сведений об ИП Щербакова Вера Николаевна  в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Пунктом 12 данных Правил установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года № 1062, приказом ФАС России от 27.08.2007 года № 267, Комиссия

 

РЕШИЛА:

Сведения о ИП Щербакова Вера Николаевна (629800, г. Ноябрьск, ул. Изыскателей д. 10 В, кв. 5.; ИНН: 632202611788), представленные ГБУЯНАО «ЦСО В МО г. Ноябрьск»), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 15.01.2016 № 1401-15-ЭА , заключенного по результатам электронного аукциона   оказание автотранспортных услуг (извещение N 0190200000315011401 ), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

Включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.