Решение № 04-01/391-2016 по жалобе ООО «ОПТЭК» (закупка № 0190200000316012880)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/391-2016

по  жалобе ООО «ОПТЭК»

(закупка № 0190200000316012880)

12 декабря 2016 года                                                                                                 г. Салехард

  

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

Рогожкин А.Г. –  и.о. руководителя управления, Председатель комиссии;

Члены Комиссии:

<…>,

при участии:

<…> - представитель заказчика,

<…> - представитель заказчика,

рассмотрев жалобу ООО «ОПТЭК» (г.Санкт-Петербург) на положения аукционной документации Заказчика - ГБУЗ ЯНАО «Салехардская окружная клиническая больница» при осуществлении закупки «Поставка расходных медицинских материалов для патологоанатомического отделения» (закупка № 0190200000316012880),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «ОПТЭК» на положения документации по электронному аукциону № 0190200000316012880 «Поставка расходных медицинских материалов для патологоанатомического отделения».

Заказчик – ГБУЗ ЯНАО «Салехардская окружная клиническая больница».

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 321 956,55 рублей.

По мнению Заявителя, в действиях заказчика содержатся нарушения требований статьи 33 Закона о контрактной системе, в части описания объекта закупки установлено требование к товару, указывающее на единственного производителя товара – ООО «БиоВитрум» (компания Sakura).

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, заслушав доводы сторон, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Таким образом, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании.

Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что установленные заказчиком в документации об электронном аукционе требования ведут к ограничению количества участников закупки.

Заказчик устанавливает требования к закупаемому товару в соответствии с внутренними потребностями, а также в соответствии с требованиями Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в аукционной документации в описании объекта закупки № 0190200000316012880 указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.

Заявленные характеристики установлены, исходя из потребностей Заказчика, и необходимы для качественного оказания Заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности для выполнения государственной программы бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.

В силу норм статей 24, 33, 63, 64 Закона о контрактной системе Заказчику предоставлено самостоятельное право по формированию своего заказа, исходя из его потребностей.

Цель закупки обусловлена интересами конечных потребителей, нуждающихся в товарах узкого профессионального (медицинского) потребления. В описании объекта закупки не содержится указаний на производителя и товарные знаки.

В силу статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Из возражений, представленных в антимонопольный орган следует, что Заказчик обязан указывать в аукционной документации такие требования, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и являются для него существенными.

Требования аукционной документации к поставляемому товару установлены исходя из потребностей заказчика и являются существенными для него.

По мнению заявителя, в техническом задании под позицией № 2 установлены качественные характеристики товара, производителем которого является единственная компания.

В соответствии с нормами Закона о контрактной системе заказчик не обязан удостоверяться сведениям о производителях товара и их количестве.

Потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Действующим законодательством не предусматривается обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам, поставка которых является предметом закупки, соответственно, возможность либо невозможность того или иного потенциального участника аукциона исполнить обязательства по предмету аукциона не может являться основанием для изменения условий аукциона.

Положения Закона № 44-ФЗ не обязывают заказчика выделять закупки товаров, для которых необходима совместимость с имеющимся оборудованием или когда товары предназначены для проведения одних исследований, в отдельные лоты. Приобретение указанных позиций отдельной закупкой является нецелесообразным с экономической точки зрения. Товары по всем позициям свободно обращаются на рынке и предлагаются к поставке различными участниками рынка, что было подтверждено при определении начальной (максимальной -) цены контракта.

Соответствие испрашиваемого Заказчиком объекта закупки техническим характеристикам продукции только одного производителя, не является безусловным основанием, свидетельствующим об ограничении конкуренции, так как товар с предложенным Заказчиком параметрами может быть поставлен неопределенным количеством поставщиков, что подтверждает имеющиеся коммерческие предложения других лиц.

Доказательств того, что включение в аукционную документацию определенных товаров создало одним участникам размещения заказа преимущество перед другими и ограничению количества участников размещения заказа, Заявителем не представлено.

 

Участник аукциона, непосредственно не является производителем запрашиваемого Заказчиком товара, а выступает в гражданском обороте по смыслу ст. 506 ГК РФ как поставщик- продавец, приобретающих товары для покупателя в целях их использования в предпринимательской деятельности или в иных целях.

То есть участники аукциона не ограничены в выборе контрагентов, у которых можно приобрести товары, в том числе по характеристикам предложенным Заказчиком аукциона.

Также в подтверждение своих доводов, Заказчиком на рассмотрение жалобы представлены коммерческие предложения, которые доказывают о возможности беспрепятственно участвовать в аукционе.

Таким образом, Заказчиком представлено объяснение, что согласно позиции № 2 технического задания, установленным характеристикам товара соответствуют несколько медицинских изделий различных производителей.

Согласно судебной практике, суды приходят к выводу, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом № 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.

Таким образом, основной задачей законодательства, устанавливающего проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга закупки, установление не количества производителей того или иного товара, выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшие будет отвечать целям эффективного использования источников финансов предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Комиссия считает, что отсутствие у Заявителя возможности поставить товар с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.

Принимая во внимание отсутствие в жалобе документально обоснованных доводов, безусловно свидетельствующих о том, что по совокупности характеристик Потребность Заказчика указывает на товар конкретного единственного производителя, что является ограничением конкуренции, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика - ГБУЗ ЯНАО «Салехардская окружная клиническая больница» нарушений Закона о контрактной системе при формировании и утверждении документации по электронному аукциону «Поставка расходных медицинских материалов для патологоанатомического отделения».

Руководствуясь частью 1 , 2 статьи 33, пунктом 2 части 22 статьи 99, частей 8, 9 статьи 105,частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ОПТЭК» (г. Санкт-Петербург) на положения документации по электронному аукциону № 0190200000316012880 «Поставка расходных медицинских материалов для патологоанатомического отделения» необоснованной.

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.