Решение № РНП 89-23/2016 по факту уклонения победителя электронного аукциона от заключения контракта (закупка № 0190200000316013422)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № РНП 89-23/2016

по факту уклонения победителя электронного аукциона

от заключения контракта (закупка № 0190200000316013422)

 

06  февраля 2017 года                                                                                       г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

рассмотрев сведения об Акционерном Обществе «Ямал-Глобал» (629003, ЯНАО, г. Салехард, ул. Обская,  д.20; ИНН 8901012888); далее – Акционерное Общество, Общество, Исполнитель), представленные Государственным  Бюджетным  Учреждением  Ямало-Ненецкого автономного округа  Окружной противотуберкулезный диспансер   (629002, ЯНАО,  г. Салехард,  ул. Мичурина, д. 6; ИНН: 8901008426); далее – Заказчик, ГБУЗ ЯНАО Окружной противотуберкузный диспансер) для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителя) (далее - реестр) в связи уклонения победителя электронного аукциона от заключения государственного контракта  на оказание услуг по уборке территории от снега (закупка № 0190200000316013422); далее – электронный аукцион, контракт),

в присутствии представителя заказчика Лушниковой Ю.А.  действующей по доверенности №8 от 01.02.2017г.;

в присутствии Генерального директора  Акционерного Общества Котляревского В.А.;

в присутствии представителя Акционерного Общества Головача В.Т.  действующего по доверенности №2 от 09.01.2017г.;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частями 2 и 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены (исх. N 1883-12/30-от 18.01.2017) материалы электронного аукциона  и протокол подведения итогов электронного аукциона от 27.12.2016 №0190200000316013422-3.

30.11.2016 г. на официальном сайте РФ для размещения заказов www.zakupki.gov.ru был объявлен аукцион в электронной форме на оказание услуг по уборке территории от снега  (Извещение  №0190200000316013422). Заказчиком выступало ГБУЗ ЯНАО Окружной противотуберкузный диспансер.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 27.12.2016 №0190200000316013422-3. победителем признано Акционерное Общество «Ямал-Глобал»

 Заказчик разместил в единой информационной системе проект контракта.

В соответствии с пунктом 3 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, подписанные усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя аукциона.

В регламентированный срок направления проекта контракта победителем  проект контракта не подписан.

В соответствии с пунктом 13 статьи 70 Федерального закона № 44-ФЗ победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные пунктом 3 статьи 70, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона.

 

Рассмотрев материалы дела, доводы Заказчика, Комиссия контрольного  приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с частью 6 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в течение трех рабочих дней с дата размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.

В соответствии с частью 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

 

Из устных и письменных пояснений, представленных Акционерным  Обществом, в Комиссию контрольного органа установлено, следующее.

Акционерное Общество постоянно участвует в закупках, относящихся к сфере его деятельности, проводимых департаментом государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа, заказчиком которых является ГБУЗ «Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулёзный диспансер» и в случае признания победителем электронного аукциона никогда не уклонялось от заключения контрактов с ГБУЗ ЯНАО «Окружной противотуберкулёзный диспансер», добросовестно исполняя взятые на себя обязательства по оказанию услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, уборке территории от снега по месту нахождения объектов Заказчика в г. Салехард.

В результате досадного недоразумения, связанного с ознакомлением участника торгов только с информационной картой электронного аукциона (0190200000316013422), в которой место оказания услуг по уборке территории от снега не было указано, учитывая ранее сложившуюся практику по участию в закупках ГБУЗ ЯНАО «Окружной противотуберкулёзный диспансер», и посчитав, что оказание данных услуг относится к территории объектов ГБУЗ «Ямало- Ненецкий окружной противотуберкулёзный диспансер», расположенных в городе Салехард, Акционерное Общество приняло участие в электронном аукционе.

 Изучив содержание контракта, полученного Акционерным Обществом для подписания и из него узнав, что местом исполнения услуг по уборке территории от снега является Надымский филиал ГБУЗ «Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулёзный диспансер», находящийся по адресу Надымский район ЯНАО, район 22-го километра автодороги Надым- КС «Надымская», Акционерное Общество вынуждено было отказаться от заключения контракта, уведомив об этом Заказчика письмом от 27.12.2016 года. Отказ от заключения контракта со стороны Акционерного Общества  вызван не уклонением от его заключения, а по причине невозможности его исполнения, поскольку в районе расположения Надымского филиала ГБУЗ «Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулёзный диспансер» у Акционерного Общества отсутствуют необходимые для выполнения работ по уборке территории от снега техника и механизмы, а также сама возможность их размещения.

 

  Вопросы включения сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков урегулированы статьей 104 Закона о контрактной системе. Частью 1 данной статьи предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

К своему письменному объяснению Акционерное Общество приложило письмо  исх. 599 от 27.121.2017 об отказе от подписания контракта. 

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закон о контрактной системе).

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее по тексту - Правила).

В соответствии с пунктом 11 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные экономические последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.

В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В пункте 1 Постановления от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Проанализировав доводы Акционерного Общества, представленные на заседании Комиссии контрольного органа, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о недоказанности  совершения Акционерным Обществом недобросовестных действий при подписании рассматриваемого контракта, нарушения деловой этики или обычаев делового оборота.

При таких обстоятельствах, Комиссия контрольного органа считает, что в рассматриваемом случае формальная констатация факта неподписания в регламентированный срок Акционерное Обществом контракта и признания его, в силу положений Закона о контрактной системе, уклонившимся от заключения договора, не может являться достаточным основанием для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В этой связи, Комиссия контрольного органа не усматривает достаточных правовых оснований для включения сведений об  Акционерном Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Пунктом 12 данных Правил установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года № 1062, приказом ФАС России от 27.08.2007 года № 267, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Заказчика - Государственного  Бюджетного   Учреждения  Ямало-Ненецкого автономного округа  Окружной противотуберкулезный диспансер   (ИНН: 8901008426) соответствующими ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе.

2. Отказать Заказчику – Государственному   Бюджетному   Учреждению  Ямало-Ненецкого автономного округа  Окружной противотуберкулезный диспансер   (ИНН: 8901008426) в удовлетворении заявления о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об Акционерном Обществе «Ямал-Глобал» (ИНН 8901012888) (закупка № 0190200000316013422).