РЕШЕНИЕ об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШЕНИЕ

об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступила жалоба АО «Тюменская энергосбытовая компания» на действия ООО «Сервисэнергосбыт» имеющие признаки нарушения Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившиеся в распространении писем с предложением о заключении договора энергоснабжения, содержащие некорректное сравнение с хозяйствующим субъектом-конкурентом.

Из текста жалобы следует.

АО «Тюменская энергосбытовая компания» (далее - АО «ТЭК») является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО, реализующим право любого обратившегося к нему абонента на надежную и бесперебойную поставку электрической энергии в объеме, соответствующем его потребностям.

В процессе взаимодействия со своими контрагентами АО «ТЭК» стало известно о том, что ООО «Сервисэнергосбыт» рассылаются письма с предложением о заключении договора энергоснабжения.

ООО «Сервисэнергосбыт» направляет контрагентам АО «ТЭК» письма следующего содержания.

«На основании письма АО «Уренгойгорэлектросеть», обеспечивающего электроснабжение объектов Вашего Общества, во избежание прекращения электроснабжения из-за недобросовестного исполнения договорных обязательств АО «Тюменская энергосбытовая компания» (АО «ТЭК») (Гарантирующим поставщиком!) в части обеспечения интересов своих потребителей в отношениях с сетевой компанией, предлагаю Вам заключить договор электроснабжения с компанией, договор, по возможности, необходимо заключить в кратчайшие сроки.

Наша компания является надежным поставщиком на рынке электрической энергии и мощности, имеет долгосрочные контракты на поставку электроэнергии, как на розничном рынке электроэнергии, так и от независимых генерирующих компаний региона. Кроме того у нас налажено отличное взаимодействие и тесное сотрудничество с региональными сетевыми компаниями (АО «Уренгойгорэлектросеть», АО «Тюменьэнерго», ООО «Газпром энерго»), что гарантирует недопущение ситуации, аналогичной сложившейся с АО «ТЭК».

Наши приоритеты - это надежное и бесперебойное электроснабжение своих клиентов, обеспечение комфортной системы взаимодействия, методическая поддержка клиентов в вопросах правового обеспечения в части электроснабжения.»

 

Согласно п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестной конкуренцией признаются, любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Статьей 14.1 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.

Дискредитация имеет своей целью подрыв доверия клиентуры (потребителей или иных контрагентов) к конкуренту или его продукции и привлечение потребителей к собственной продукции путем распространения ненадлежащей информации, в число которой входит и неполная информация о конкуренте, его товарах и услугах.

Под распространением информации понимаются любые действия, в результате которых информация стала известна третьим лицам (хотя бы одному).

Под убытками в соответствии с частью 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

 

На основании вышеизложенного Ямало-Ненецкое УФАС России приходит к выводу, что АО «ТЭК» и ООО «Сервисэнергосбыт» являются хозяйствующими субъектами конкурентами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на одном товарном рынке.

Информация распространяется в форме деловых писем, которые направляться контрагентам АО «ТЭК». Содержание писем, не позволяет всесторонне воспринять информацию, получить исчерпывающе верное представление об излагаемых фактах, действии или событии применительно к данному хозяйствующему субъекту. Данные письма способны причинить убытки АО «ТЭК» путем потери части контрагентов АО «ТЭК».

 

Статьей 14.3 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе:

2) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;

3) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.

Письма ООО «Сервисэнергосбыт», содержат следующий текст:

«Наша компания является надежным поставщиком на рынке электрической энергии и мощности, имеет долгосрочные контракты на поставку электроэнергии, как на розничном рынке электроэнергии, так и от независимых генерирующих компаний региона. Кроме того у нас налажено отличное взаимодействие и тесное сотрудничество с региональными сетевыми компаниями (АО «Уренгойгорэлектросеть», АО «Тюменьэнерго», ООО «Газпром энерго»), что гарантирует недопущение ситуации, аналогичной сложившейся с АО «ТЭК» » (абзац второй писем ООО «Сервисэнергосбыт»).

В указанных письмах, ООО «Сервисэнергосбыт» приводится сравнение с хозяйствующим субъектом - АО «ТЭК», при этом подчеркивается наличие договорных отношений у ООО «Сервисэнергосбыт» на поставку электрической энергии и оказание услуг по передаче электрической энергии с территориальными сетевыми организациями.

Вместе с тем данная информация не отражает конкретных сравниваемых характеристик или параметров. Такое сравнение, в отсутствие конкретных сравниваемых характеристик или параметров, негативно влияет на правильность логических операций, поскольку результаты сравнения не могут быть объективно проверены.

Таким образом, в действиях ООО «Сервисэнергосбыт», усматривается признаки недобросовестной конкуренции в форме некорректного сравнения, основанного на несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку, деятельности АО «ТЭК», в том числе с использованием неправильных логических операций таким образом, что его достоверность объективно не может быть ни подтверждена, ни опровергнута.

 

По результатам рассмотрения жалобы, Ямало-Ненецкое УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях ООО «Сервисэнергосбыт», признаков нарушения положений ст. 14.1, п. п. 2, 3 ст. 14.3 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в распространении писем с предложением о заключении договора энергоснабжения, содержащие некорректное сравнение с хозяйствующим субъектом-конкурентом.

На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Ямало-Ненецким УФАС России было вынесено Предупреждение №1-2017 исх. от 13.01.2017  № АР/110, в отношении ООО «Сервисэнергосбыт», о необходимости прекращения в срок до 26.01.2017г. вышеуказанных действий, путем прекращения распространения писем, а так же отзыве писем, направленных в адрес контрагентов и потенциальных контрагентов АО «Тюменская энергосбытовая компания».

25.01.2017г. от ООО «Сервисэнергосбыт» в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступила информация (исх. от 24.01.2017г. № 45), согласно которой ООО «Сервисэнергосбыт» сообщает об исполнении предупреждения №1-2017 исх. от 13.01.2017  № АР/110, путем прекращения распространения писем в адрес контрагентов и потенциальных контрагентов АО «Тюменская энергосбытовая компания», а так же в адрес контрагентов, которым были направлены письма, Обществом было направленно предложение о возврате писем «О предложении заключения договора энергоснабжения».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 4, п. 2 ч. 8,  п. 7 ч. 9  статьи 44 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Ямало-Ненецкое УФАС России отказывает в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Сервисэнергосбыт», ввиду устранения признаков нарушения антимонопольного законодательства в результате выполнения ООО «Сервисэнергосбыт» Предупреждения №1-2017 Ямало-Ненецкого УФАС России исх. от 13.01.2017  № АР/110, выданного в порядке, установленном статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.