ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-2017 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

6 апреля 2017 года                                                                                              г. Салехард

 

По результатам плановой выездной и документарной проверки в отношении Администрации муниципального образования город Лабытнанги и ее отраслевых (функциональных) структурных подразделений за период деятельности с 01.01.2015 по 13.03.2017 г.г. Инспекцией Ямало-Ненецкого УФАС России, были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые выразились в следующем.

Муниципальным учреждением «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги» (далее - УИЗО Администрации города Лабытнанги, Управление), был заключен договор аренды муниципального имущества от 04.05.2016 года, в лице начальника Денисюка Станислава Анатольевича, действующего на основании Положения об учреждении и распоряжения Администрации города Лабытнанги от 16.02.2016 № 57-лс. с одной стороны, и индивидуальным предпринимателем Динисюк Наиля Зинатулловна, действующим на основании Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 09.11.2015 серия 89 № 000976298. с другой стороны, в соответствии с протоколом №1 рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды в отношении муниципального имущества муниципального образования город Лабытнанги по извещению № 230316/1015101/01 от 19.04.2016., по передаче во временное ведение и пользование капитальное помещение, расположенное в части строения: встроенные помещения 1-го нежилого этажа; назначение: нежилое, обшей площадью 29.5 кв.м., расположенное г. Лабытнанги, ул. Гагарина, д. 36.

Срок аренды устанавливается: 5 (пять) лет с момента заключения договора.

Указанный договор аренды муниципального имущества заключен с соблюдением требований ч. 1 ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

Между тем, в ходе проведенной проверки Инспекцией установлено, что имеется Соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды муниципального имущества от 11.05.2016г. Согласно данному Соглашению индивидуальный предприниматель Динисюк Наиля Зинатулловна действующая на основании Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 09Л 1.2015 серия 89 № 000976298, именуемая в дальнейшем «Сторона 1», с одной стороны и индивидуальный предприниматель Ланина Снежана Леонидовна, действующая на основании Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 14.03.2016 серия 89 № 000976657, именуемая в дальнейшем «Сторона 2», с другой стороны, в соответствии с согласием муниципального учреждения «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги» от 11.05.2016 № 801-13/1197, заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

- «Сторона 1» уступает, а «Сторона 2» принимает на себя права и обязанности Арендатора по договору аренды муниципального имущества от 04 мая 2016г., предметом которого является капитальное помещение, расположенное в части строения: встроенные помещения 1-го нежилого этажа; назначение нежилое, общей площадью 29,5 кв.м., расположенное г. Лабытнанги, ул. Гагарина, д. 36.

 

Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" внесены существенные изменения в статью 448 ГК РФ, уточняющие возможность изменения условий договора по результатам проведенных торгов, а также возможность уступки прав по таким сделкам.

Согласно пункту 7 статьи 448 ГК РФ если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Для признания оспариваемых актов либо действий (бездействий) органов местного самоуправления иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям нарушающими ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» необходимо установить, что такие акты либо действия (бездействие) привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и что они не основаны на законе.

При этом для квалификации действий (бездействий) по ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Кроме того, из указанной нормы не вытекает обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, так как действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данной норме.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 указано, что достаточным основанием для вывода о нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса либо аукциона, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса либо аукциона в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги.

В связи с вышеизложенным представляется возможным прийти к выводу о том, что переуступка прав арендатора по договору аренды совершена в нарушение требований Закона о защите конкуренции, поскольку статьей 17.1 Закона установлены особенности заключения договоров, влекущих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества. На основании Соглашения от 11.05.2016г. произошла переуступка прав на аренду недвижимого имущества, поэтому такая сделка в силу прямого требования Закона о защите конкуренции могла быть совершена только по результатам торгов.

 

Таким образом, действия УИЗО Администрации города Лабытнанги, выразившиеся в даче согласия, на заключение соглашения о переуступке прав и обязанностей по договору аренды муниципального имущества от 11.05.2016г., а именно с согласия Управления, заключено соглашение от 11.05.2016 № 801-13/1197 между ИП Динисюк Н. З. и ИП Ланина С.Л. о переуступки права и обязанности Арендатора по договору аренды муниципального имущества от 04 мая 2016г., предметом которого является капитальное помещение, расположенное в части строения: встроенные помещения 1-го нежилого этажа; назначение нежилое, общей площадью 29,5 кв.м., расположенное г. Лабытнанги, ул. Гагарина, д. 36., в нарушение пункту 7 статьи 448 ГК РФ, могут лишить иных лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, возможности получить данное имущество в пользование и владение на законных основаниях, путем участия в торгах на право заключения договора аренды муниципального имущества, препятствуют осуществлению деятельности другим хозяйствующим субъектам, путем создания преимущественных условий для отдельного хозяйствующего субъекта, тем самым приводят или могут привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции на рынке аренды муниципального имущества, в территориальных границах муниципального образования город Лабытнанги и содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случаях выявления в действиях органа местного самоуправления, и (или) отраслевого (функционального) органа признаков нарушения статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

В связи с наличием в действиях муниципального учреждения «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги» признаков нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, Ямало-Ненецкое УФАС России, на основании ч.ч. 1, 2 статьи 39.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает муниципальное учреждение «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги», о необходимости совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью Управлению надлежит в срок до 24 апреля 2017 года,

- принять меры по возврату муниципального имущества, переданного индивидуальному предпринимателю Ланиной С.Л. по соглашению от 11.05.2016 № 801-13/1197, в казну муниципального образования города Лабытнанги.

О выполнении предупреждения сообщить в Ямало-Ненецкое УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения