РЕШЕНИЕ № 03-10/59-2017 ОБ ОТКАЗЕ В ДАЧЕ СОГЛАСИЯ НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕФЕРЕНЦИИ

07 сентября 2017 года                                                                                    г. Салехард

 

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее -Закон о защите конкуренции), по результатам рассмотрения заявления Управления муниципальным имуществом Администрации Красноселькупского района входящий номер 3789 от 06.09.2017г. о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Ямал-Энерго» (629382, ЯНАО, с. Толька, ул. Сидорова, д. 1; ИНН: 8912002546; ОГРН: 1078911001135) в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, путем передачи в аренду муниципального имущества – объектов коммунальной инфраструктуры и объектов, необходимых для организации в границах Красноселькупского  района (с. Ратта и с. Толька) услуг тепло-, водоснабжения для населения (согласно приложению к распоряжению Управления муниципальным имуществом Администрации Красноселькупского района) принято решение об отказе в предоставлении муниципальной преференции, ввиду нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закон о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
         Во исполнение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила N 67).

При этом указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 2 названной статьи).
            В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения.

Частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, если все объекты теплоснабжения. Водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае только концессионное соглашение.

Указанные выше положения законов вступили в силу 13.05.2013 в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
          В соответствии с частями 5, 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в период с 13.05.2013 до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения без учета требований, предусмотренных частями 3, 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и частями 3, 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, по договору аренды объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Следовательно, возможность заключать договор аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения на срок не более трех лет по правилам, предусмотренным, в том числе Законом о защите конкуренции была предусмотрена до 01.01.2015.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период для реализации государственной политики по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, для введения института концессий, путем проведения мероприятий по подготовке к заключению концессионного соглашения, ввиду чего обстоятельства, связанные с признанием конкурсов на право заключения концессионного соглашения несостоявшимся, не являются обстоятельствами, позволяющим заключить в отношении указанных объектов договор аренды путем предоставления муниципальной преференции.
        Поскольку, разница между датой ввода в эксплуатацию объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, указанных в заявлении о даче согласия на предоставление муниципальной преференции, и датой обращения в антимонопольный орган с указанным заявлением превышает пять лет, а для передачи подобных объектов законом прямо установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования таких объектов - по концессионным соглашениям, то возможность передачи указанных объектов в аренду по муниципальной преференции, исключена.

Одновременно обращаю внимание, что письмо ФАС России от 13.12.2013 №ЦА/50686/13, в соответствии с которым допускалась возможность передачи централизованных систем горячего водоснабжения, объектов холодного водоснабжения и (или) водоотведения путем предоставления преференции утратило актуальность (письмо ФАС России от 14.06.2016 №АД/40064/16).