ФАС ПРОВЕЛА АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ СОЕВЫХ БОБОВ ДЛЯ ПОСЕВА

Результаты говорят о значительном уровне импортозависимости российского рынка по этому виду сельскохозяйственной культуры

Цель проведения анализа1 – оценка зависимости внутреннего рынка от поставок на территорию Российской Федерации посевного материала зарубежной селекции.

Кроме того, ФАС установила, что значительный объем соевых бобов, используемых для посева, находится в так называемой «серой» зоне, прежде всего из-за практики незаконного пересева семенного материала внутри хозяйств2, и не мог быть учтен антимонопольным органом при проведении анализа. Принимая во внимание этот факт, отечественные селекционные компании, чьи интеллектуальные права нарушаются, по экспертным оценкам недополучают в виде роялти около 1 млрд рублей.

Исходя из выявленных объемов реализации бобов соевых для посева на территории Российской Федерации и долей участников на этом товарном рынке, ФАС России пришла к выводу, что рынок относится к высококонцентрированному рынку с неразвитой конкуренцией.

Несмотря на то, что около 70 % сортов сои, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, выведены отечественными селекционерами, доля соевых бобов для посева иностранной селекции на отечественном рынке составляет около 80%, в том числе около 30% занимают бобы, полученные путем мультипликации семян иностранной селекции на территории Российской Федерации. Это свидетельствует о значительном уровне импортозависимости российского рынка по этому виду сельскохозяйственной культуры и низком уровне коммерциализации отечественных селекционных достижений.

Лидерами рынка являются иностранные компании (с учетом группы лиц), реализующие семена иностранной селекции (Euralis Semences (Франция), Semences prograin inc. (Канада)).

По результатам проведенного ФАС России опроса, более 50 % его участников в качестве основных факторов, создающих барьеры для входа на рынок новым компаниям, назвали:

- отсутствие необходимого материально-технического оснащения селекционной деятельности;

- неразвитость услуг современных лабораторий для геномных анализов;

- отсутствие квалифицированных кадров в сфере селекции и семеноводства;

- отсутствие достаточной государственной поддержки селекционной и семеноводческой деятельности.

«Снижение зависимости отечественного агропромышленного комплекса от иностранного селекционного и генетического материала прописано в Указе Президента Российской Федерации, которым утвержден Национальный план развития конкуренции. По результатам проведенного анализа мы предложили ряд мер, направленных на развитие конкуренции на этом рынке и снижение зависимости внутреннего рынка от иностранного селекционного материала. По нашему мнению, необходимо создать систему прослеживаемости за оборотом семян, применяемых для посева, на российском рынке. Стимулирование частных инвестиций в развитие селекции и семеноводства, в том числе базирующегося на принципах государственно-частного партнерства, также будет способствовать эффективному функционированию рынка», - сообщила начальник Управления контроля АПК ФАС России Анна Мирочиненко.

«Необходимо стимулировать перенос научных исследований в области селекции и производства родительских форм гибридов на территорию Российской Федерации. Сделать это можно с помощью системы субсидирования, разработав критерии локализации производства семян на территории России. Кроме того, следует развивать центры коллективного пользования в области селекции и поддерживать систему высшего образования с целью подготовки специалистов, владеющих современными методами молекулярной и генетической селекции», - добавил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов.

Проводится в рамках реализации Плана работ ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2019 - 2020 годы

Соя не включена в перечень родов и видов растений, утвержденный постановлением Правительства от 4 октября 2007 года № 643, и таким образом повторный пересев указанной культуры внутри хозяйств не допускается