НЕЛЛИ ГАЛИМХАНОВА: СОЗДАНИЕ БАНКА КЕЙСОВ ПОЗВОЛИТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ РЫНКОВ

Речь идет об инструментарии, который специалисты антимонопольных органов используют при анализе рынков в условиях эволюционирующей экономики и конкуренции

 

7 февраля 2020 года в Санкт-Петербурге состоялась научно-практическая конференция «Правовые и экономические вопросы оценки состояния конкуренции на товарных рынках». Начальник Управления контроля промышленности ФАС России Нелли Галимханова, выступая в сессии «Экономические аспекты оценки состояния конкуренции на товарных рынках», остановилась на практических вопросах анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Спикер сообщила, что анализ рынков в ФАС России регламентирован приказом №220[1], которым установлены экономические методы исследования характеристик товарного рынка. Фокус внимания этого документа сконцентрирован на структуре рынка и его количественных показателях. Вместе с тем, как считает Нелли Галимханова, предусмотренные методы и процедуры в ряде случаев не всегда оказываются достаточны и не всегда необходимы к применению.

«Мир меняется, экономика эволюционирует. По мере того как происходила эволюция промышленности – происходила и эволюция экономической мысли, конкуренции. Мы живем в эпоху так называемой «Индустрии 4.0», индустрии «умного производства», когда можно говорить о поведенческой экономике, когда поведение участников и потребителей может быть иррациональным, когда большие данные позволяют управлять мнением потребителя и т.п. И это тоже вносит свое лепту в изменение основ конкуренции», - отметила представитель ФАС.

Современная экономика, по мнению спикера, ставит множество вопросов к исследованию рынков – как оценивать мнение потребителей в условиях «персонализированного таргетинга», какие методы определения продуктовых и географических границ рынка могут обеспечить объективность выводов о состоянии конкуренции, на каких научных теориях и моделях должен строиться анализ состояния конкуренции на товарном рынке в современных условиях?

«Тенденции развития конкуренции говорят о том, что происходит смещение акцента в сторону качественных критериев оценки наличия доминирующего положения. Также можно говорить об использовании новых количественных показателей для расчета объема товарного рынка и долей его участников, таких как количество пользователей, объем траффика, количество трансакций в денежном выражении», - сообщила Нелли Галимханова.

В качестве перспективы развития нормативных документов, регламентирующих методы анализа рынков, Нелли Галимханова назвала смягчение положений, устанавливающих перечень экономических методов исследования характеристик рынка и приоритетность их использования, усиление требований к обоснованию применяемых методов и показателей исследования, а также создание базы аналитических отчетов с описанием примененных методов исследования.

«Если предположить, что на данный момент у нас нет полного перечня инструментов, которыми мы можем пользоваться при анализе, то должен быть создан банк кейсов, чтобы можно было использовать как наш российский, так и зарубежный опыт исследования рынков, с фокусом внимания на инструментарий», - заключила начальник Управления контроля промышленности ФАС России.

Справочно:

Организаторами мероприятия выступили ФАС России, Издательская группа «Юрист», кафедра конкурентного права МГЮА им. О.Е. Кутафина, кафедра правовой защиты экономической конкуренции Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ).

 

[1] Приказ №220 от 18.04.2018 «Об утверждении Порядка проведения анализа состоянии конкуренции на товарном рынке».