01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу Олег Печерин дает некоторые пояснения относительно положений вступившего в силу Закона о закупках.

Вопрос: Каковы основные цели регулирования Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 и какие отношения регулируются данным законом?

Ответ: Целями регулирования Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Общие принципы закупки  товаров, работ, услуг, а также основные требования к закупкам устанавливаются к юридическим лицам – заказчикам:

1) государственным корпорациям, государственным компаниям, субъектам естественных монополий, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственным унитарным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям, автономным учреждениям, а также хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;

2) дочерним хозяйственным обществам, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках юридическим лицам;

3) дочерним хозяйственным обществам, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 части 2 статьи 1 Закона о закупках дочерним хозяйственным обществам.

Вопрос: Какие действия необходимо предпринять заказчикам (ГУПаМ, МУПаМ, субъектам естественных монополий) чтобы начать исполнять Закон о закупках?

Ответ: Первая контрольная дата, которая указана в законе, - 31 марта 2012 года. В соответствии с положениями Закона о закупках заказчик утверждает положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения. Согласно части 3 статьи 8 Закона о закупках до 1 июля 2012 года, если иной срок не предусмотрен решением Правительства Российской Федерации, положение о закупке, изменения, вносимые в такое положение, планы закупки, иная информация о закупке, подлежащая в соответствии с Законом и положением о закупке размещению на официальном сайте, размещаются на сайте заказчика.

Вопрос: Какой орган будет рассматривать жалобы на действия (бездействие) заказчиков при закупке товаров, работ, услуг?

Ответ: Согласно части 9 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика. В то же время, часть 10 статьи 3 Закона о закупках дает право участнику закупки обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Кроме того, в случае если заказчик, попадающий под действие Закона о закупках, осуществляет закупку путем проведения конкурса или аукциона, жалобы на нарушение процедуры таких торгов и порядка заключения договоров рассматриваются антимонопольным органом в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Во исполнение части 10 статьи 3 Закона о закупках центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы разработал проект приказа «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» который в настоящее время проходит процедуру межведомственного согласования.

Центральный аппарат ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчиков при закупке товаров, работ, услуг стоимостью свыше одного миллиарда рублей. Жалобы на действия (бездействие) заказчиков при проведении иных закупок рассматриваются территориальными органами ФАС России по месту нахождения заказчика.

Вопрос: Какие предусмотрены штрафные санкции к заказчикам за нарушения Закона о закупках?

Ответ: Штрафных санкций в КоАПе пока нет. Должны были внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях, но пока дело застопорилось на каком то уровне. Полагаем, что в самое ближайшее время поправки в КоАП будут подготовлены и внесены в Государственную думу. Что можно с уверенностью сказать, так это то, что обратного действия они иметь не будут. То есть штрафные санкции за нарушение Закона о закупках будут применяться на правоотношения, возникшие после вступления в силу поправок в КоАП.