ООО «НОРДФАРМ» нарушило Федеральный закон «О рекламе»

В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступило заявление гражданки Липатовой Е.Н. (ЯНАО, г. Ноябрьск) на действия ООО «НОРДФАРМ» (ЯНАО, г.Ноябрьск) в части распространения недостоверной рекламы посредством листовок, содержащую сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, с использованием словосочетания «Лекарственные препараты по лучшим ценам».

Проанализировав данное заявление, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе установила следующее:

В листовке приведены адреса аптек города Ноябрьск Аптечной сети ООО «НОРДФАРМ», которая предлагает потребителям лекарственные препараты по лучшим ценам. Также, в указанной листовке, приведены цены на лекарственные препараты, отдельным выделенным шрифтом используется словосочетание «Лекарственные препараты по лучшим ценам».

Объектом рекламирования ООО «НОРДФАРМ» являются лекарственные препараты, представленные в листовке. Листовка, в рассматриваемом деле, является рекламой, которая направлена на привлечение внимания к объекту рекламы, поддержание к нему интереса и продвижению его на рынке данного вида услуг.

Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

ООО «НОРДФАРМ», не согласившись с антимонопольным органом в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации, заявило ходатайство о прекращении дела и оставления заявления гражданки Липатовой Е.Н. без рассмотрения по следующим основаниям:

            1. ООО «НОРДФАРМ» установлено, что гражданка Липатова Е.Н. по указанному в заявлении адресу не проживает, зарегистрированной не значится, что подтверждено письмом ОУФМС России по Ямало-Ненецкому автономному округа в г. Ноябрьске, что указывает на анонимность заявителя.

            2. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности п. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), поскольку листовки были распространены в ноябре, декабре 2011 года.

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела
№ 05-01/01-2012 по признакам нарушения законодательства о рекламе, изучив представленные доказательства и доводы ООО «НОРФАРМ» наличия обстоятельств для прекращения дела по указанным основаниям, не находит оснований для прекращения дела, так как установлен факт распространения недостоверной рекламы посредством листовок, содержащую сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, с использованием словосочетания «Лекарственные препараты по лучшим ценам». Заявление гражданки Липатовой Е.Н. рассматривается в рамках законодательства Российской Федерации о рекламе, в соответствии нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации о рекламе, приказами ФАС России.

Из пояснений ООО «НОРДФАРМ» следует, что им и производственным предприятием Обществом с ограниченной ответственностью «Гала» был заключен договор на изготовление листовок формата А-5 в количестве 5000 штук. Изготовленные листовки, в том же количестве, были переданы ООО «НОРДФАРМ» согласно товарной накладной от 14.11.2011 г.

Исходя из договорных отношений между ООО «НОРДФАРМ» и производственным предприятием ООО «Гала», в соответствии с основными понятиями приведенных в ст. 3 Закона о рекламе, Комиссией установлено, что ООО «НОРДФАРМ» является рекламодателем, поскольку является лицом, определившим объект рекламы и ее содержание; ООО «Гала» - рекламопроизводителем, т.е. является изготовителем информации для распространения рекламы в виде листовок. Также из пояснений ООО «НОРДФАРМ» следует, что им были распространены листовки по отдельным адресам в г. Ноябрьске. Комиссией также установлено, что ООО «НОРДФАРМ», являясь рекламодателем, одновременно является и рекламораспространителем в соответствии п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, т.е. является лицом, осуществившим распространение рекламы.

В целях объективного рассмотрения дела, ООО «НОРДФАРМ» предложено предоставить доказательства того, что цены на лекарственные препараты, реализуемые аптечной сетью ООО «НОРДФАРМ», являются ниже цен других аптек, аптечных сетей г. Ноябрьска и представить документы, подтверждающие этот факт, а именно:

            1. данные о стоимости лекарственных средств, предоставленные другими аптеками и аптечными сетями г. Ноябрьска, по результатам кабинетного маркетингового исследования;

            2. реестр (ведомость) цен на лекарственные средства других аптек, аптечных сетей г. Ноябрьска;

            3. сведения о начальной цене лекарственных средств, на которые произошла уценка;

            4. распечатку телефонных номеров на дату проведения кабинетного маркетингового исследования и т.д.

В результате представленных ООО «НОРДФАРМ» документов, установлено:

ООО «НОРДФАРМ» в действительности произвело уценку цен на лекарственные препараты, что подтверждается актами переоценки товаров от 15.11.2011 г. Документы, свидетельствующие о ценах на лекарственные препараты других аптек, аптечных сетей г. Ноябрьск, а также распечатки телефонных номеров аптек, аптечных сетей г. Ноябрьска, проводимых в рамках кабинетного маркетингового исследования, не представлены. Комиссия пришла к единому мнению, что цены на лекарственные препараты ООО «НОРДФАРМ» не являются лучшими по отношению к ценам других аптек, аптечных сетей г.Ноябрьска, в виду отсутствия подтверждающих фактов проведения самого маркетингового исследования. Следовательно, листовка, в которой отдельным выделенным шрифтом используется словосочетание ««Лекарственные препараты по лучшим ценам» содержит недостоверные сведения о преимуществах товара перед находящимися в обороте товарами, производимыми другими изготовителями и реализуемыми другими продавцами.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Пункт 1 статьи 5 Закона о рекламе гласит, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Из основных понятий, используемых Законом о рекламе, согласно п. 4 ст. 3 –ненадлежащей является реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Таким образом, Комиссией установлено и подтверждено материалами дела, что ООО «НОРДФАРМ» нарушило п. 1 ч. 3 ст. 5 законодательства Российской Федерации о рекламе.

Исследовав в совокупности все обстоятельства дела, руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 28.12.2007 г. № 453, п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе приняла решение:

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «НОРДФАРМ» (ЯНАО, г. Ноябрьск) нарушившим пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», в части распространения недостоверной рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а именно распространение листовок, содержащих недостоверные сведения о преимуществах цены рекламируемых лекарственных препаратов, с использованием словосочетания «Лекарственные препараты по лучшим ценам».

 2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «НОРДФАРМ».