Руководитель Ямало-Ненецкого УФАС России Олег Печерин принял участие и выступил на заседании Общественного Совета при прокуратуре Ямало-Ненецкого автономного округа по защите прав субъектов малого и среднего бизнеса

 

О практике осуществления антимонопольного контроля

при предоставлении государственных и муниципальных преференций

субъектам малого и среднего предпринимательства

в Ямало-Ненецком автономном округе

Одним из направлений политики государства в сфере малого и среднего бизнеса является предоставление государственных и муниципальных преференций, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.

Государственная или муниципальная преференция – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Предоставление государственных и муниципальных преференций регламентируется главой 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с нормами указанного закона, органы государственной власти, органы местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции.

В 2011 году в Ямало-Ненецкое УФАС России поступило 22 заявления о даче согласия на предоставление государственных и муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В общем объеме рассмотренных антимонопольным органом 98 заявлений о согласовании предоставления преференций данная категория заявлений составляет 24 %.

Рассматривая заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, мы, в первую очередь, обращаем внимание на обоснованность предоставления преференции, соответствие её целям, прописанным в законе, а также соблюдение принципов равнодоступности к государственным и муниципальным ресурсам всех участников гражданско-правового оборота присутствующих в том или ином сегменте рынка, не нарушит ли предоставление преференции условия для конкуренции.

Преференции субъектам малого и среднего бизнеса в большинстве случаев предоставляются в виде передачи государственного или муниципального имущества (движимого и недвижимого) без проведения торгов, установления льгот по арендной плате за арендуемое имущество.

Из всех рассмотренных заявлений на предоставление преференций субъектам малого и среднего предпринимательства только в 4-х случаях было дано положительное решение и то с выставлением ограничений. В остальных случаях были даны отказы в согласовании по причине нарушения условий для свободной конкуренции, либо предоставляемая преференция не соответствовала по сути заявленным целям.

Так, администрация муниципального образования поселок Правохеттинский (Надымский район), намереваясь предоставить муниципальное имущество – спецтехнику и оборудование для коммунальной сферы ООО «Северные автомобильные дороги», обратилась в антимонопольный орган с заявлением о даче согласия на предоставление такой преференции. В обоснование своей позиции администрация указала, что муниципальная преференция предоставляется в целях обеспечения жизнедеятельности  населения и поддержки предпринимательства.

В соответствии с  пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция может предоставляться в  целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

К мерам поддержки населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей относится создание льготного режима развития организациям, обеспечивающим государственные нужды в необходимой в этом регионе продукции, а также участвующим в решении социальных задач, в целях создания условий для гармоничного развития производства, социальной сферы и окружающей природной среды. В рамках данного направления осуществляется:

- предоставление организациям, участвующим в обеспечении государственных нужд, компенсаций повышенных затрат, связанных с производственной деятельностью в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

- финансовая поддержка завоза продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров);

- предоставление кредитов на льготных условиях организациям, предпринимателям, создающим новые рабочие места.

Таким образом, обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях представляет собой совокупность мер, осуществляемых федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях обеспечения достойной жизни населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, создания и поддержания социально гарантированных благоприятных условий жизнедеятельности населения этих регионов.

Кроме того, рынок услуг управления многоквартирными домами является потенциально конкурентным. Наличие спецтехники и оборудования является важной составляющей для конкурентоспособности предприятий. Спецтехника является необходимой базой для осуществления деятельности по оказанию услуг по содержанию жилого фонда. Предоставление вышеперечисленных спецтехники и оборудования необоснованно создаст преимущество ООО «Северные автомобильные дороги», тогда как Администрация МО п. Правохеттинский не предоставила доказательств того факта, что на территории п. Правохеттинский отсутствуют предприятия, которые желали бы приобрести право пользования данным имуществом на аналогичных условиях.

Передача перечисленного в заявлении муниципального имущества должна осуществляться только на основании торгов.

Подобных примеров можно привести множество. И все они имеют определенную подоплеку – создать преимущества для ведения бизнеса отдельным участника рынка, устранить свободную конкуренцию.

В качестве предложений по итогам заседания Общественного Совета предлагаю на Ваше обсуждение:

1. В целях совершенствования механизма предоставления государственных и муниципальных преференций, а также контроля за их предоставлением и использованием предложить заменить согласительную процедуру на уведомительную.

2. Ввести обязательное размещение на официальных сайтах органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления информации о предоставленных государственных и муниципальных преференциях в том числе и для субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу ввести на плановой основе мониторинг официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях выявления соответствия предоставленных преференций целям, установленным законодательством Российской Федерации, а также обоснованности предоставленных преференций в виде передачи государственного или муниципального имущества без проведения торгов. При выявлении нарушений порядка предоставления преференций принимать исчерпывающие меры по возврату имущества или финансовых средств в соответствующий бюджет

4. На законодательном уровне ввести обязательную процедуру отчетности хозяйствующих субъектов по итогам использования предоставленных им государственных или муниципальных преференций.