Авиакомпания "Ямал" нарушила антимонопольное законодательство

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу рассмотрены материалы жалобы ООО «Савитур-Аудит» на  действия Конкурсной комиссии ОАО «АТК «Ямал» по проведению открытого конкурса «На право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «АТК «Ямал» за 2011, 2012 и 2013 г.г.» (открытый конкурс, извещение № 0490000000212000001).

По итогам рассмотрения жалобы было установлено, что Конкурсной комиссией ОАО «АТК «Ямал» при оценке заявок на участие в конкурсе на право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «АТК «Ямал» за 2011, 2012 и 2013 г.г. допущена ошибка расчета рейтинга заявок. Результатом данной ошибки победителем конкурса был признан участник, в заявке которого не содержались лучшие условия исполнения договора.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам. Частью 1 вышеуказанной статьи установлен запрет действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, в том числе:

- нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок.

Комиссией установлено, что ОАО «АТК «Ямал» осуществляет закупку товаров (работ, услуг) в соответствии с Положением о закупках ОАО «АТК «Ямал».

Из  Положения не представляется возможным установить порядок оценки заявок на участие в конкурсе.

Представителем ОАО «АТК «Ямал» на заседании Комиссии были даны пояснения, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе на право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «АТК «Ямал» за 2011, 2012 и 2013 г.г. осуществлялась в соответствии с Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 722.

При этом, при подготовке конкурсной документации ОАО «АТК «Ямал» была допущена ошибка, в части неуказания минимального объема гарантии качества.

Критерий «Предоставляемые Участником гарантии качества Аудита» являлся одним из критериев оценки заявок на участие в конкурсе согласно
п.8.9 конкурсной документации.

Максимальная сумма установлена п. 5.2 вышеуказанной конкурсной документации, размер минимальной суммы страхового обеспечения, в конкурсной документации не установлен.

Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия в рамках оценочной стадии оценивает и сопоставляет заявки на основании п.8.1-8.5 раздела 8 конкурсной документации по следующим критериям:

Критерии

Значимость %

1.

Цена договора

50

2.

Качество Аудита и квалификация Участника

20

3.

Сроки проведения Аудита

20

4.

Предоставляемые Участником гарантии качества Аудита

10

 

Итого:                                                                                                                        100

Конкурсной документацией не установлен порядок оценки заявок, однако на заседании Комиссии  по рассмотрению дела представителями ОАО «АТК «Ямал» было пояснено, что оценка заявок по критерию «Предоставляемые Участником гарантии качества Аудита», производилась в соответствии  с п.76  Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 г. № 722 «Об  утверждении правил оценки заявок на участие в конкурсе  на право заключать государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для нужд заказчиков» по формуле, которая также указана в п.8.9 конкурсной документации.

Конкурсная комиссия исходила, из того, что максимальный размер баллов по данному показателю, должен быть присужден участнику с самыми высокими показателями, а остальным пропорционально, исходя из того что: 10 баллов – 400 млн. рублей, соответственно 100 %, таким образом 100 млн. рублей, заявленные ООО «Савитур-аудит» -это 2,5 балла, т.к. это в 4 раза меньше максимального объема гарантий заявленных участниками.

 

Регистр.

№ заявки

Участник размещения заказа

Суммарное количество баллов

Порядковый номер

8

Общество с ограниченной ответственностью «АДК-Аудит»

71,97

1

5

Закрытое акционерное общество ЗАО «Группа Финансы»

66,66

2

3

Общество с ограниченной ответственностью «САВИТУР-Аудит»

66,01

3

4

Закрытое акционерное общество «ИНВЕСТАУДИТ»

65,93

4

1

Закрытое акционерное общество «2К Аудит-Деловые консультации/Морисон Интернешнл»

65,66

5

2

Закрытое акционерное общество «Аудит-Сервис»

54,65

6

6

Общество с ограниченной ответственностью аудиторская фирма «Анлен»

52,9

7

7

Общество с ограниченной ответственностью «РАСТАМ-Аудит»

49,87

8

 

Таким образом, 24.04.2012 г., на основании результатов конкурса от
12.04.2012 г. ОАО «АТК «Ямал» был заключен договор №  1433-УЭ/12 с ООО «АДК-аудит» на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «АТК «Ямал» за 2011, 2012 и 2013 г.г.

Специалистами Ямало-Ненецкого УФАС России,  совместно с представителями ОАО «АТК «Ямал» был  произведен повторный расчет суммарного количества баллов каждого из участников открытого конкурса, в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 г. № 722 «Об утверждении правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».

В соответствии с произведенным расчетом рейтинга «объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг», установлен следующий порядок в таблице рейтинга:

 

Регистр.

№ заявки

Участник размещения заказа

Суммарное количество баллов

Порядковый номер

3

Общество с ограниченной ответственностью «САВИТУР-Аудит»

73,51

1

4

Закрытое акционерное общество «ИНВЕСТАУДИТ»

 

2

1

Закрытое акционерное общество «2К Аудит-Деловые консультации/Морисон Интернешнл»

 

3

5

Закрытое акционерное общество ЗАО «Группа Финансы»

 

4

8

Общество с ограниченной ответственностью «АДК-Аудит»

71,97

5

2

Закрытое акционерное общество «Аудит-Сервис»

 

6

7

Общество с ограниченной ответственностью «РАСТАМ-Аудит»

 

7

6

Общество с ограниченной ответственностью аудиторская фирма «Анлен»

 

8

 

Исходя из вышеизложенного следует, что в результате неверно произведенного расчета и начисления баллов по критерию «объем гарантии качества» в рамках проведенного открытого конкурса, Конкурсной комиссией ОАО «АТК «Ямал» нарушен порядок определения победителя.

Комиссия квалифицирует действия Конкурсной комиссией ОАО «АТК «Ямал» как нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении открытого конкурса «На право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «АТК «Ямал» за 2011, 2012 и 2013 г.г.» (открытый конкурс, извещение № 0490000000212000001), выразившегося в нарушении порядка определения победителя в открытом конкурсе «На право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «АТК «Ямал» за 2011, 2012 и 2013 г.г.» и, как следствие – неправомерность заключения договора №  1433-УЭ/12 с ООО «АДК-аудит» на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «АТК «Ямал» за 2011, 2012 и 2013 г.г.

В материалы дела представлена информация, что на момент заседания Комиссии договор №  1433-УЭ/12 частично исполнен. Аудиторская проверка за 2011 год проведена в полном объеме, произведена частичная оплата по договору.

Кроме того в адрес ООО «АДК-аудит» направлен проект Соглашения о расторжении договора №  1433-УЭ/12 на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «АТК «Ямал» за 2011, 2012 и 2013 г.г. и рассматривается вопрос о проведении повторного конкурса по отбору аудиторской организации на 2012 и 2013 гг.

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приняла решение:

1. Признать ОАО «АТК «Ямал» (629004, ЯНАО, г. Салехард, ул. Авиационная, д.27), в части деятельности Конкурсной комиссии, нарушившим пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - нарушение порядка определения победителя в открытом конкурсе, выразившегося в неправомерном признании ООО «АДК-аудит» победителем открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «АТК «Ямал» за 2011, 2012 и 2013 г.г. (открытый конкурс, извещение № 0490000000212000001).

2. Выдать  ОАО «АТК «Ямал» (629004, ЯНАО, г. Салехард, ул. Авиационная, д.27) предписание  об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

ОАО «АТК «Ямал» предписано:

1.1.     Принять меры по расторжению договора от 24.04.2012 №  1433-УЭ/12 на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «АТК «Ямал» за 2011, 2012 и 2013 г.г., заключенного с  ООО «АДК-аудит», в части касающейся оказания услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «АТК «Ямал» за 2012 и 2013 г.г..

1.2. Отбор аудиторской организации на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «АТК «Ямал» за  2012 и 2013 г.г. провести повторно (при наличии необходимости), с учетом всех замечаний Комиссии Ямало-Ненецкого УФАС России.