ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО» нарушила требования Закона о размещении заказов

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на  рассмотрение жалоба ООО «Фундаментстрой» (г. Санкт-Петербург) на действия Заказчика - ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО» при размещении заказа на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Реконструкция водозаборных и очистных сооружений ВОС-15000 с увеличением производительности до 20 тыс. м3/сутки, г. Салехард, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы» (открытый конкурс № 0190200000312002850).

По мнению ООО «Фундаментстрой», Заказчиком были нарушены требования Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), в части:

- установления требования к участникам размещения заказа о предоставлении в составе заявки копии лицензии, выданной ФСБ РФ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

- установления требования о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в Конкурсе:

- копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (по видам работ в соответствии с техническим заданием на проектирование);

- копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам по выполнению инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (по видам работ в соответствии с техническим заданием на проектирование).

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом требований Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Реконструкция водозаборных и очистных сооружений ВОС-15000 с увеличением производительности до 20 тыс. м3/сутки, г. Салехард, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы» (открытый конкурс № 0190200000312002850), Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В части жалобы относительно установления требования к участникам размещения заказа о предоставлении в составе заявки копии лицензии, выданной ФСБ РФ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

На основании пункта 3.4.3.4 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.09.2011 № 444 ДСП «Изменения, которые вносятся в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.03.2008 № 01 «Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации», в соответствии с которым сведения об объектах гидрографии, гидротехнических сооружений (к ним относятся водопроводы) помечено грифом «секретно» и имеет особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности населения, исходные данные, которые будут передаваться подрядчику, победившему в Конкурсе, подпадают под вышеуказанные сведения, подлежащие засекречиванию.

Таким образом, требование к участникам размещения заказа о наличии  копии лицензии, выданной ФСБ РФ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну,  обосновано.

2. В части жалобы относительно установления требования о предоставлении копий свидетельства, выданного СРО о допуске к работам по выполнению инженерных изысканий, к видам работ по подготовке проектной документации (по видам работ в соответствии с техническим заданием на проектирование).

В соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.

В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Согласно части 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

В связи с этим, лицу осуществляющему подготовку проектной документации достаточно иметь свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, в рамках которого для выполнения инженерных изысканий будет привлечена субподрядная организация, которая должна будет иметь свидетельство о допуске на выполняемые работы по инженерным изысканиям.

Таким образом, установление в конкурсной документации требования о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в Конкурсе копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (по видам работ в соответствии с техническим заданием на проектирование) не соответствует части 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, поскольку является дополнительным требованием к участнику размещения заказа, не предусмотренным статьей 11 Закона о размещении заказов.

Утверждение Конкурсной документации, несоответствующей требованиям Закона о размещении заказов, содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что в Конкурсной документации установлено неправомерное требование о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в Конкурсе копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам по выполнению инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (по видам работ в соответствии с техническим заданием на проектирование), не нашел своего подтверждения. Вместе с тем, довод жалобы Заявителя о том, что в Конкурсной документации установлено неправомерное требование о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в Конкурсе копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (по видам работ в соответствии с техническим заданием на проектирование), подтвержден по результатам рассмотрения жалобы.

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение:

1. Признать жалобу ООО «Фундаментстрой» на действия Заказчика - ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО» при размещении заказа на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Реконструкция водозаборных и очистных сооружений ВОС-15000 с увеличением производительности до 20 тыс. м3/сутки, г. Салехард, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы» (открытый конкурс № 0190200000312002850), частично обоснованной.

2. Признать  Заказчика - ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО» нарушившим требования ч. 4 ст. 25 Закона о размещении заказов, в части установления излишних требований к участникам размещения заказа.

3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику – ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО» предписание об устранении нарушений ч. 4 ст. 25 Закона о размещении заказов.

4. Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица Заказчика административного производства в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.