Жалоба ООО «ВнешРегионТорг» (г.Ектеринбург) на действия Единой комиссии по размещению заказов для нужд МО Надымский район признана обоснованной

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на  рассмотрение  жалоба ООО «ВнешРегионТорг» (г. Екатеринбург) на действия Единой комиссии по размещению заказов для нужд МО Надымский район при размещении муниципального заказа на поставку столов и стульев ученических «ЭКСТРА» или эквивалент (открытый аукцион в электронной форме № 0190300001212001240).

По мнению ООО «ВнешРегионТорг», Единой комиссией были нарушены требования  ч. 5 ст. 41.9 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), в части необоснованного отклонения заявки Общества.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения, Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией требований Закона о размещении заказа при размещении заказа на поставку столов и стульев ученических «ЭКСТРА» или эквивалент (открытый аукцион в электронной форме № 0190300001212001240), Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа пришла к следующим выводам.

Комиссией проанализированы все заявки на участие в рассматриваемом аукционе на соответствия требованиям Закона о размещении заказов и требованиям аукционной документации, и установлено следующее.

Предмет рассматриваемого аукциона  - поставка столов и стульев ученических «ЭКСТРА» или эквивалент.

Согласно требованиям ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:

1) при размещении заказа на поставку товара:

а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.

Согласно заявке ООО «ВнешРегионТорг» (заявка № 3546832) Обществом к поставке предлагаются столы и стулья ученические «ЭКСТРА». При этом по каждому товару указан товарный знак: «Акцент», страна производства: Россия.

В соответствии с протоколом от 08.10.2012 года №  0190300001212001240-1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме заявку участника размещения заказа - ООО «ВнешРегионТорг» (заявка № 3546832) на основании ч.4 ст.41.9 Закона о размещении заказов отклонили по причине: «несоответствие сведений требованиям аукционной документации – п. 7.1.1 Инструкции по подготовке заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, часть II (Задание на аукцион) в п.п 1-6 невозможно определить товарный знак предлагаемого к поставке товара, т. к. в графе «Наименование предмета закупки» указан товарный знак «ЭКСТРА», в графе Характеристика предмета закупки – «Акцент».

Между тем, проанализировав данную заявку установлено, что заявка ООО «ВнешРегионТорг» на участие в открытом аукционе в электронной форме по всем позициям не содержала указаний в графе «Наименование предмета закупки» слова «товарный знак «ЭКСТРА», в частности было указано: «стол ученический «ЭКСТРА». При этом в графе «Характеристика предмета» указан товарный знак «Акцент».

Согласно официальному сайту фабрики мебели ООО «Акцент» www.akcent-m.ru (в том числе согласно сертификату соответствия) одним из видов продукции фабрики является мебель на металлическом каркасе для учебных заведений в наборах и отдельные предметы моделей «Экстра», «Азбука», «Перспектива», «Оптима»: стулья, парты. Также на данном сайте содержится информация относительно того, что вся школьная мебель представленная на данном сайте производится фабрикой "Акцент" под торговой маркой La Class. Участник указал информацию об изготовителе предложенного товара (ООО «Акцент»). Таким образом, Обществом был предложен товар производства России, изготовитель ООО «Акцент», модель (серия) столов и стульев – «Экстра».

Согласно информации в сети Интернет выявлено, что «ЭКСТРА» - это модель (серия) столов и стульев ученических, имеющая различных производителей и изготовителей. Заказчиком была сформирована потребность именно на поставку ученической мебели модели «ЭКСТРА», а не товарного знака «ЭКСТРА». Заказчиком при формулировке наименований предмета закупки (в т. ч. в Потребности) слова «ЭКСТРА» или эквивалент не сопровождаются словами «модель» или «товарный знак»

Следовательно, заявка ООО «ВнешРегионТорг» в целом не противоречит Потребности и требованиям аукционной документации, и удовлетворяет заявленным характеристикам, указанным в Потребности по поставке ученической мебели серии «ЭКСТРА», что и было запрошено Заказчиком. Указание участником размещения заказа одновременно товарного знака (фабрики-изготовителя) и определенной модели поставляемого товара в данном случае не может являться основанием для отклонения его заявки как несоответствующей требованиям документации.

При этом, Заказчиком в части II (Задание на аукцион) прописано: «При направлении предложений участникам размещения заказа необходимо указывать    точные  характеристики (либо параметры) предмета закупки, временные периоды (недопустимо указывать «не более», «не менее», иные неточные  формулировки).  При  направления предложений требуется указать товарный знак предмета закупки, при отсутствии товарного знака - конкретного производителя (изготовителя) предмета закупки».

Таким образом, Единая комиссия неправомерно отклонила заявку участника размещения заказа ООО «ВнешРегионТорг», как несоответствующую требованиям документации об аукционе в электронной форме.

С учетом вышеизложенного, жалоба на действия Единой комиссии признается обоснованной.

Кроме того, в рамках проведения внеплановой проверки установлено, что иными участниками была указана только модель «ЭКСТРА» и страна производства – Россия, без указания товарного знака производителя и т.д. Между тем, данные участники были допущены к участию в рассматриваемом аукционе. Следовательно, в данном случае Единой комиссией был нарушен порядок отбора участников размещения заказа.

2. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

Заказчиком при формировании аукционной документации установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе. В частности п. 7.1 Инструкции по подготовке заявки на участие в  открытом аукционе в электронной форме предусмотрено:

«Согласие участника размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе, должно быть выражено в электронном документе, имеющем отношение к первой части заявки (рекомендуемая форма согласия участника размещения заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг прикреплена отдельным файлом к документации открытого аукциона в электронной форме).

В целях применения частей 4, 9 статьи 41.8 Закона о размещении заказов страница участника на электронной площадке http://www.sberbank-ast.ru не является электронным документом, содержащим предусмотренные частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов части заявки.  Информация в штатном интерфейсе оператора электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru о согласии участника размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, по своему содержанию и назначению является элементом программного продукта ЗАО «Сбербанк-АСТ», не имеет отношения к электронному документу, содержащему предусмотренную частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первую часть заявки, и не свидетельствует о четко и недвусмысленно выраженном заявителем согласии на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг соответствующих требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, на условиях, предусмотренных документацией об аукционе».

Между тем, согласно информации, размещенной на сайте  http://www.fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials_30732.html «Критерии допуска к электронному аукциону: Согласие участника» (опубликовано в журнале «Госзакупки.ру» №5, 2012), установление данных требований опровергаются как судебной, так и административной практикой.

В силу ч. 1 ст. 41.1 Закона о размещении заказов проведение открытого аукциона в электронной форме обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в Интернете в порядке, установленном главой 3.1 данного Закона. Из ч. 1, 2 указанной статьи под электронной площадкой понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

При этом положения ст. 41.2 Закона о размещении заказов устанавливают правила документооборота при проведении открытых аукционов в электронной форме.

Все связанные с получением аккредитации на электронной площадке и проведением открытых аукционов в электронной форме документы и сведения направляются участником размещения заказа, направляются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, оператором электронной площадки, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти либо размещаются ими на официальном сайте или электронной площадке в форме электронных документов (ч. 1 ст. 41.2 Закона о размещении  заказов).

Документы и сведения, направляемые в форме электронных документов оператором электронной площадки участнику размещения заказа, заказчику, в уполномоченный орган или размещаемые оператором электронной площадки на электронной площадке, должны быть подписаны электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени оператора электронной площадки, либо заверены оператором электронной площадки с помощью программных средств (ч. 4 ст. 41.2 Закона о размещении заказов).

Наличие электронной цифровой подписи лиц, указанных в частях 2 - 4 указанной статьи, и заверение электронных документов оператором электронной площадки с помощью программных средств означают, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени соответственно участника размещения заказа, оператора электронной площадки, заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, а также означают подлинность и достоверность таких документов и сведений (ч. 5 ст. 41.2 Закона о размещении закзов).

Штатный интерфейс электронных площадок предусматривает оформление согласия участника размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации об аукционе в электронной форме на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе.

Функционалом электронных площадок не предусмотрена возможность отправки заявки на участие в электронном аукционе без электронно-цифровой подписи участника. Получение на электронную почту уполномоченного представителя заказчика заявки вкупе с унифицированной формой согласия на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг подтверждается направлением оператором электронной площадки первой части заявки участника размещения заказа и получением такой заявки заказчиком, уполномоченным органом.

Таким образом, исходя из изложенного, а также из общих принципов регулирования отношений, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, закрепленных в ч. 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, выводы контролирующего органа о достаточности для участия в открытом аукционе в электронной форме представления участником размещения заказа, получившего аккредитацию на электронной площадке, в том числе, согласия, сформированного штатным интерфейсом электронных площадок в заявке на участие аукционе без представления такого согласия в дополнительном документе, являются соответствующими положении главы 3.1 Закона о размещении заказов.

Следовательно, установление Заказчиком, Уполномоченным органом в рамках рассматриваемого аукциона требований относительно предоставления участниками размещения заказа согласия обязательно в форме дополнительного электронного документа является нарушением ст. 41.6 Закона о размещении заказов.

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение:

  1. Признать  жалобу  участника размещения заказа ООО «ВнешРегионТорг» на действия Единой комиссии по размещению заказов для нужд МО Надымский район при размещении муниципального заказа на поставку столов и стульев ученических «ЭКСТРА» или эквивалент (открытый аукцион в электронной форме № 0190300001212001240), обоснованной.
  2. Признать  Единую комиссию по размещению заказов для нужд МО Надымский район в составе: Е.Н. Мисбахова, Г.И. Власова, Д.М. Пуртов, С.М. Саванин, Е.Н.Дяченко нарушившей требования ч. 4, 5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов при размещении заказа на поставку столов и стульев ученических «ЭКСТРА» или эквивалент (открытый аукцион в электронной форме № 0190300001212001240), в части нарушения порядка отбора участников размещения заказа.
  3. Признать  Заказчика – МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4г. Надыма», Уполномоченного органа - Администрацию МО Надымский район нарушившим требования ст. 41.6 Закона о размещении заказов при размещении муниципального заказа на поставку столов и стульев ученических «ЭКСТРА» или эквивалент (открытый аукцион в электронной форме № 0190300001212001240).
  4. Выдать Единой комиссии по размещению заказов для нужд МО Надымский район, Заказчику  предписание об устранении нарушений ч. 5 ст. 41.9,  ст. 41.6 Закона о размещении заказов  при размещении муниципального заказа на поставку столов и стульев ученических «ЭКСТРА» или эквивалент (открытый аукцион в электронной форме № 0190300001212001240).
  1. Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении членов Единой комиссии по размещению заказов для нужд МО Надымский район в составе: Е.Н. Мисбахова, Г.И. Власова, Д.М. Пуртов, С.М. Саванин, Е.Н.Дяченко административного производства в соответствии с ч. 2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
  2. Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица Муниципального заказчика - МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Надыма», Уполномоченного органа - Администрации МО Надымский район административного производства в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.