ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» нарушило требования закона о размещении заказов

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба от ЗАО «Медторгсервис» (г. Москва) на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» при размещении государственного заказа на поставку расходных материалов для проведения гемодиализа и непрерывных методов детоксикации (открытый аукцион в электронной форме, извещение № 0190200000312006443).

По мнению ЗАО «Медторгсервис» Заказчиком были нарушены требования ст. 41.6 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части включения в один лот расходных материалов для гемодиализа, обладающих уникальной совместимостью с медицинским оборудованием (п. 2,3,4 Потребности) и гемодиализирующего раствора, с возможностью поставки эквиваленного раствора (п. 1 Потребности).

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом требований Закона о размещении заказов при размещении муниципального заказа на поставку расходных материалов для проведения гемодиализа и непрерывных методов детоксикации (открытый аукцион в электронной форме, извещение № 0190200000312006443), Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Согласно ч. 3.1 указанной статьи документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Исходя из доводов жалобы, Заказчиком включены в Потребность в один лот расходные материалы для гемодиализа, обладающих уникальной совместимостью с имеющимся медицинским оборудованием (п. 2,3,4 Потребности) и гемодиализирующий раствор, с возможностью поставки эквиваленного раствора (п. 1 Потребности), что приводит к ограничению количества участников размещения заказа.

Комиссией установлено следующее:

Предметом рассматриваемого аукциона является поставка расходных материалов для проведения гемодиализа и непрерывных методов детоксикации.

Исходя из обоснований Заказчика, следует, что в Потребность включены только расходные материалы, которые имеют общее функциональное назначение и применяются для проведения гемодиализа. В соответствии с номенклатурой товаров, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273 расходные материалы, являющиеся предметом торгов входят в группу № 102 номенклатуры «препараты и средства медицинские и ветеринарные прочие», т. е. относятся к одноименным товарам, и таким образом, соответствует требованиям Закона о размещении заказов.

Между тем, в ходе внеплановой проверки установлено следующее.

Согласно разъяснениям ФАС России от 05.04.2012 г. при закупках расходного материала для гемодиализа объединение в один лот технологически и функционально связанной продукции допустимо при условии отсутствия ограничения количества участников размещения заказа. При этом, участие нескольких хозяйствующих субъектов в торгах, представляющих продукцию одного производителя, не свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции. Таким образом, объединение в один предмет торгов расходных материалов для гемодиализа, обладающих уникальной совместимостью с медицинским оборудованием, с иными расходными материалами недопустимо.

Положение части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов об исключении слов "или эквивалент" при указании в документации об аукционе на товарные знаки в случаях размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование является общей процессуальной нормой.

Применительно к рынку медицинского оборудования и расходных материалов для гемодиализа ФАС России в 2011 году проведено исследование указанных рынков, в результате чего были определены товарные границы каждого рынка расходных материалов и направлены разъяснения территориальным органам письмом ФАС России от 18.04.2011 N АК/14239 о применении требований к взаимозаменяемости медицинского оборудования и расходных материалов для гемодиализа.

Медицинское оборудование для гемодиализа (в т.ч. аппараты "искусственная почка") и расходные материалы подлежат государственной регистрации с проведением необходимых испытаний и экспертиз на соответствие установленным требованиям стандартов. Таким образом, допуск на рынок медицинских изделий осуществляется специальным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Росздравнадзором), определяющим качество, эффективность и безопасность изделий медицинского назначения. Исследования ФАС России и практика применения расходных материалов для гемодиализа свидетельствует о возможности использования расходных материалов одного производителя на медицинском оборудовании другого производителя. Инструкции по использованию аппаратов "искусственная почка" многих производителей не содержат запретов на применение расходных материалов иных производителей.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N ВП-П12-7292 ФАС России и Минздравсоцразвития России подготовлено и направлено в субъекты Российской Федерации совместное письмо от 05.12.2011 N ИА/45240 "О применении норм законодательства о размещении заказов при реализации региональных программ модернизации здравоохранения". Согласно указанному письму установление требований, ограничивающих количество участников размещения заказа, влечет необоснованный отказ в допуске к участию в торгах участников размещения заказа, что является нарушением процедуры проведения торгов и нарушает права предпринимателей.

Таким образом, недопустимо ограничение конкуренции при проведении торгов на поставку расходного материала для гемодиализа путем указания товарных знаков без указания слов «или эквивалент» в случаях возможности применения товаров иных производителей, а также путем объединения в один лот товаров с товарами, не имеющими эквивалентов. Несоблюдение указанных положений способствует нерациональному расходованию бюджетных средств и закупке товаров у единственного участника торгов по максимальной цене, а также имеет признаки нарушения законодательства о торгах и антимонопольного законодательства.

Следовательно, Заказчиком при размещении заказа на поставку расходных материалов для проведения гемодиализа и непрерывных методов детоксикации нарушены требования ст. 41.6 Закона о размещении заказов.

Кроме того, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение требований ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Таким образом, жалоба признается обоснованной.

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение:

  1. Признать жалобу ЗАО «Медторгсервис» на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» при размещении государственного заказа на поставку расходных материалов для проведения гемодиализа и непрерывных методов детоксикации обоснованной.
  2. Признать  Заказчика – ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» нарушившим требования ст. 41.6 Закона о размещении заказов при размещении государственного заказа на поставку расходных материалов для проведения гемодиализа и непрерывных методов детоксикации.
  3. Выдать Заказчику – ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница»  предписание об устранении нарушений ст. 41.6 Закона о размещении заказов  при размещении государственного заказа на поставку расходных материалов для проведения гемодиализа и непрерывных методов детоксикации (ОАЭФ, извещение № 0190200000312006443).
  4. Рассмотреть вопрос о возбуждении дела в отношении Заказчика - ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» по признакам нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции.
  5.  Административное производство не возбуждать в связи с возбуждением в отношении ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» дела о нарушении антимонопольного законодательства.