Руководитель Ямало-Ненецкого УФАС России Олег Печерин возбудил дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального образования город Салехард

В Ямало-Ненецкое УФАС России поступили заявления от двух представителей малого бизнеса, осуществляющих деятельность по вывозу жидких бытовых отходов на территории МО г. Салехард, на действия Администрации МО г. Салехард, в части принятия Администрацией нормативных правовых актов, не соответствующих антимонопольному законодательству.

В заявлениях в частности указывается следующее:

Федеральным законом № 210-ФЗ от 30 декабря 2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», ст. 1, п. 1 установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-. тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии со ст. 1, п. 2 данного Федерального закона подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов.

Регулирование тарифов на вывоз твёрдых и жидких бытовых отходов законом не предусмотрено. Водоотведение нельзя отождествлять с вывозом жидких бытовых отходов.

В соответствии с федеральным законом, службой по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа для организаций коммунального комплекса, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов устанавливаются тарифы. Имеется перечень таких организаций. На услуги по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов тарифы не устанавливаются.

Цены на вывоз ЖБО для государственных и муниципальных предприятий устанавливаются в результате проводимых аукционов. Для других юридических лиц устанавливаются договорные цены.

Для населения, постановлением администрации МО г. Салехард №21 от 30 января 2013 года «Об утверждении предельной стоимости услуг по вывозу жидких бытовых отходов, услуг по подвозу питьевой воды» установлена предельная стоимость вывоза ЖБО.

В связи с высокой стоимостью услуг по вывозу ЖБО и низкой платежеспособностью населения, проживающего в домах имеющих индивидуальные септики, из бюджета округа и города установлены субсидии. То есть компенсировать часть стоимости услуг по вывозу ЖБО для населения берет на себя администрация города и округа.

Постановлением № 618 от 29 ноября 2012 года утверждено «Положение о порядке предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению жилищно-коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим издержки».

27 ноября 2012 года принято постановление администрации МО г. Салехард № 613 «Об утверждении Порядка предоставления документов, являющихся основанием для определения фактической стоимости услуг по вывозу жидких бытовых отходов, услуг по подвозу питьевой воды с целью определения размера субсидии на компенсацию затрат, выпадающих доходов юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, осуществляющим предоставление услуг по вывозу жидких бытовых отходов, услуг по подвозу питьевой воды по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек».

По мнению предпринимателей, все три постановления (№ 613, № 618 и № 21) противоречат Федеральным законам РФ и Постановлениям Правительства РФ. Так, Постановлением № 21вводится установление предельного тарифа. Цена на вывоз жидких бытовых отходов является договорной (должны применяться рыночные механизмы ценообразования), а данным постановлением фактически вводится регулирование тарифов на вывоз жидких бытовых отходов от населения, что противоречит действующему законодательству РФ.

В соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491, утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. В данных правилах подпунктом «д» пункта 11 однозначно определено, что сбор и вывоз твёрдых и жидких бытовых отходов является составной частью деятельности по содержанию общего имущества.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 года № 155 утверждены «Правила предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов». Данные Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу жидких и твёрдых бытовых отходов (услуги по вывозу отходов).

В соответствии с пунктом 10 «Правила предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов» цена услуг по вывозу бытовых отходов определяется соглашением между исполнителем (организация независимо от её организационно-­правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору) и потребителем. Договоры (соглашения) подписываются с управляющими организациями. В этих соглашениях определяется цена на вывоз жидких и твёрдых бытовых отходов. Так как администрация принимает решение часть стоимости услуг по вывозу ЖБО субсидировать, в договорах с управляющими компаниями указывается, какую часть стоимости услуг оплачивает население и какая часть субсидируется

Определением Верховного суда РФ от 21.02.2008 года№ КАС07-764 однозначно определено, что вывоз жидких и твёрдых бытовых отходов входит в деятельность по содержанию общего имущества дома.

В официальном письме Минфина РФ от 09 ноября 2010 года №03-11-06/3/154 вывоз жидких бытовых отходов от септиков до мест слива вообще относится к транспортным услугам по перевозке грузов и никакого отношения к регулированию тарифов не имеет.

Т.е.. субсидии или субвенции в принципе могут выделяться, но при этом цены должны определяться при заключении договоров на вывоз отходов по рыночному механизму и оформляться протоколом договорной цены на определённый промежуток времени и никакие ежемесячные с нарастающим итогом с начала года отчётные калькуляции при этом требоваться не должны. Исполнители не должны ежемесячно предоставлять пакет документов по обоснованию стоимости услуг, а подтверждать только объём предоставленных услуг.

Пунктом 2 постановления №613, утверждаемый «Порядок ...» распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 года, а само постановление принято 27 ноября 2012 года.

Согласно Гражданского Кодекса РФ (№51-ФЗ от 30 ноября 1994 года), статья 4, п. 1, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и принимаются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действия закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Данный случай законом не предусмотрен. Кроме этого, не все юридические лица, индивидуальные предприниматели, физическим лица могут задним числом выполнить данное постановление, так как они находятся на различных специальных или упрощённых системах налогообложения и с начала года не вели полного учёта затрат, которые необходимо будет им представить, согласно принятого постановления.

В утверждённом постановлением № 613 Порядке предоставления документов незаконно требуются формы отчётности, которые не утверждены, как формы отчётности государственными органам, Федеральным законом №129-ФЗ от 21.11.1996 года и иными положениями по бухучёту.

Сроки предоставления отчётности не согласуются со сроками предоставления отчётности в налоговые органы. Предприятия представляют отчёты ежеквартально, а не помесячно, до 30 числа следующего месяца за отчётным периодом. До этого времени вносятся изменения, осуществляется проводка первичных бухгалтерских документов и поэтому предприятия не имеют возможности предоставлять достоверные и полные данные, подтверждающие фактическую стоимость услуг по вывозу жидких бытовых отходов, указанные в приложениях к Порядку предоставления документов, до 10 числа, следующего месяца за отчётным, ежемесячно, как это требуется утверждённым Порядком предоставления документов, п. 2.1.

Принятые Администрацией города постановления создают дополнительные, совершенно не обоснованные и лишние барьеры для малого бизнеса и тормозят его развитие. Кроме этого, некоторые положения (например п. 3.3, приложения № 7 «Положения о порядке предоставления субсидий...»), которым предусматривается запрашивать у организаций, иные документы (не указано какие), необходимые для осуществления финансирования субсидии дают возможность Администрации запрашивать любые документы и сведения, создавая тем самым дополнительные барьеры и волокиту.

На основании этих фактов руководителем Ямало-Ненецкого УФАС России было принято решение о возбуждении в отношении Администрации муниципального образования город Салехард дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а именно принятие Администрацией города Салехард нормативных актов (постановление Администрации МО г. Салехард от 30.01.2013 года № 21, постановление Администрации МО г. Салехард от 29.11. 2012 года № 618 , постановление Администрации МО г. Салехард от 27.11.2012 года № 613) ограничивающих права хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по вывозу жидких бытовых отходов на территории МО г. Салехард, в частности установление предельных тарифов на вывоз ЖБО для населения, а также требования документов и отчетности, не предусмотренных действующим законодательством.

Рассмотрение дела назначено на 25.04.2013 г. в 10 ч. 00 мин. по адресу: г. Салехард, ул. Губкина, д. 13, каб. 23 (тел. 3-42-59, факс 3-47-08).