ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» нарушило требования Закона о размещении заказов

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба ООО «Лаборатория «Центра социальных технологий» (г. Оренбург) на действия Единой комиссии по размещению заказов для нужд ЯНАО при размещении государственного заказа на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда (ОАЭФ, извещение № 0190200000313002657).

По мнению ООО «Лаборатория «Центра социальных технологий», Единой комиссией были нарушены требования Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части необоснованного отклонения второй части заявки Общества. Кроме этого, Заявитель отмечает, что установление требования к предоставлению участниками в составе заявки «аттестата аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест», неправомерно, в связи с тем, что такой документ законодательством РФ не предусмотрен.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией требований Закона о размещении заказов при размещении заказа на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда (ОАЭФ, извещение № 0190200000313002657), Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:

1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В соответствии с п. 5 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме.

Требования к содержанию второй части заявки установлены Заказчиком в пункте 3.2.3 инструкции о порядке проведения открытых аукционов в электронной форме.

При этом согласно п. 3.2.3 информационной карты рассматриваемого аукциона заказчиком  установлено следующее требование к участникам размещения заказа: «Наличие у участника открытого аукциона в электронной форме аттестата аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест».

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 07.05.2013 № 0190200000313002657-3 Единая комиссия приняла решение о несоответствии участника размещения заказа – ООО «Лаборатория «Центра социальных технологий» по следующим основаниям:

- участник размещения заказа не представил копию аттестата аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест,

- в нарушение ч. 6 ст. 41.8  ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также пункта 3.2.3 «Документации об открытом аукционе в электронной форме».

Проанализировав все заявки на участие в рассматриваемом аукционе,    Комиссией установлено следующее.

В составе заявки ООО «Лаборатория «Центра социальных технологий» содержится копия Уведомления Минздравсоцразвития РФ о включении ООО «Лаборатория «Центра социальных технологий» в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда по пункту «проведение аттестации рабочих мест по условиям труда». Аттестат аккредитации заявка не содержала.

Согласно ст. 41.11 Закона о размещении заказов, комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документы, направленные оператором электронной площадки, на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.

В силу части 7 ст. 7 Закона о размещении заказов в полномочия аукционной комиссии входит только рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, а также ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе. При этом аукционная комиссия при рассмотрении заявок обязана руководствоваться документацией об аукционе, и она лишь рассматривает соответствие заявки установленным в документации требованиям и требованиям Закона о размещении заказа.

Соответственно членами Единой комиссии  оценивались вторые части заявок на соответствие требованиям, содержащимся в рассматриваемой аукционной документации, в т.ч. на предмет наличия требуемых аттестатов аккредитации.

В связи с тем, что заявка не соответствовала требованиям аукционной документации (п. 3.2.3 аукционной документации) члены Единой комиссии обязаны в силу Закона о размещении заказов признать несоответствующей данную заявку требованиям при рассмотрении вторых частей заявок.

Таким образом, заявка участника размещения заказа ООО «Лаборатория «Центра социальных технологий» на участие в открытом аукционе в электронной форме № 0190200000313002657 правомерно отклонена членами Единой комиссии, как несоответствующая требованиям Закона о размещении заказов и документации об аукционе в электронной форме.

Кроме этого, Заявитель указывает, что решение Единой комиссии неправомерно в связи с тем, что в соответствии с законодательством РФ установление требования к наличию у участников документа, указанного в п. 3.2.3 информационной карты неправомерно, так как право оказывать услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда подтверждает именно Уведомление Минздравсоцразвития РФ о включении общества в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда по пункту «проведение аттестации рабочих мест по условиям труда», а не аттестат аккредитации. Также отмечено, что указанное наименование документа вообще не предусмотрено законодательством РФ.

Между тем, данными доводами Заявитель ссылается на положения аукционной документации, не соответствующие требованиям законодательства РФ. В соответствии с ч. 2.1 ст. 57 Закона о размещении заказов Жалоба на положение документации об открытом аукционе в электронной форме может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Положения документации, утвержденные Заказчиком, Обществом не были обжалованы.

Таким образом, жалоба на действия Единой комиссии признается необоснованной.

Между тем, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В соответствии с ч. 3 ст. 10  Закона о размещении  заказов решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона о размещении заказов. Согласно ч. 1 ст. 11 указанного закона при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:

1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении  заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

Ч. 4 ст. 41.6 предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром.

В п. 3.2.3 информационной карты содержится требование к участникам размещения заказа: «Наличие у участника открытого аукциона в электронной форме аттестата аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест».

Между тем, установлено, что согласно действующему законодательству документ с указанной формулировкой не предусмотрен, выдается «аттестат аккредитации испытательной лаборатории». Если организация собирается оказывать услуги в области охраны труда, ей следует представить в Минздравсоцразвития России заявление, составленное в произвольной форме на своем бланке, подписанное руководителем и заверенное печатью. Таким образом, право на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда подтверждает не аттестат аккредитации испытательной лаборатории, а выданное Минздравсоцразвития России Уведомление о внесении организации в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, согласно которому организации должна быть аккредитована на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Наличие аккредитованной испытательной лаборатории подтверждается сведениями о реквизитах аттестата и области аккредитации.

Представителями Заказчика было пояснено, что при формировании аукционной документации, в п. 3.2.3. 2 Информационной карты была допущена техническая ошибка, в части неверного указания наименования документа, подтверждающего соответствие Участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ. Необходимо было указать именно требование к наличию копии Уведомления Минздравсоцразвития России, подтверждающего право оказывать услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Таким образом, допущенная ошибка при указании требуемых Заказчиком от участников копий документов ввела в заблуждение участников размещения заказа и повлекла за собой отклонение участников размещения заказа в рамках № ОАЭФ 0190200000313002657.

Следовательно, при формировании документации об аукционе Заказчиком были нарушены требования ст. 41.6 Закона о размещении заказов, в части формирования аукционной документации с нарушением требований, установленных Законом о размещении заказов. Административная ответственность за нарушение порядка формирования аукционной документации предусмотрена в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение:

1. Признать  жалобу  участника размещения заказа ООО «Лаборатория «Центра социальных технологий» на действия Единой комиссии по размещению заказов для нужд ЯНАО при размещении государственного заказа на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда (ОАЭФ, извещение № 0190200000313002657), необоснованной.

2. Признать  Заказчика – ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» нарушившим требования ст. 41.6 Закона о размещении заказов при размещении заказа на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда (ОАЭФ, извещение № 0190200000313002657).

3. Выдать Заказчику - ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» предписание об устранении нарушений ст. 41.6 Закона о размещении заказов при размещении заказа на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда (ОАЭФ, извещение № 0190200000313002657), в части установления требований к участникам размещения заказа в соответствии с законодательством РФ.

4. Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица Государственного заказчика -  ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница»  административного производства в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.