Департамент муниципального имущества и инвестиций Администрации МО Надымский район нарушил требования Закона о размещении заказов при размещении муниципального заказа на поставку подметально-уборочной машины

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили на рассмотрение жалобы ООО «Технодор-Сервис» (д.п. Поварово Московской области):

1) на действия Заказчика - Департамента муниципального имущества и инвестиций Администрации МО Надымский район;

2) на действия Единой комиссии по размещению заказов для нужд МО Надымский район при размещении муниципального заказа на поставку подметально-уборочной машины (ОАЭФ, извещение № 0190300001213000230).

По мнению ООО «Технодор-Сервис»:

  1. Заказчиком в аукционной документации в нарушение ст. 41.6  Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) установлены конкретные показатели товара, которые соответствуют только подметально-уборочной машине марки Broddway Senior 2000, а также при формировании начальной (максимальной) цены Заказчиком нарушены  требования ст. 19.1 Закона о размещении заказов
  2. Единой комиссией были нарушены требования Закона о размещении заказов, в части необоснованного отклонения заявки Общества.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобы, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией требований Закона о размещении заказов при размещении муниципального заказа № 0190300001213000230), Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа пришла к следующим выводам.

  1. В части жалобы на действия Заказчика относительно установления характеристик к товару под одного производителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Федерального закона.

Частью 3 ст. 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

В соответствии с ч. 3.1  ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Предметом рассматриваемого аукциона является поставка подметально-уборочной машины Broddway Senior 2000 или «эквивалент». Техническое задание (раздел III аукционной документации) содержит технические характеристики требуемого товара с указанием минимальных и максимальных показателей.

По мнению Заявителя, несмотря на сопровождение в документации слов «или эквивалент», а также указания на минимальные и максимальные показатели характеристик подметально-уборочной машины, установленным требованиям Заказчика соответствует только подметально-уборочная машина марки Broddway Senior 2000, а именно установлены такие подробные требования:

4.

Двигатель:

4.3

кол-во цилиндров:

не менее 5

4.4

турбонаддув:

Наличие

4.5

 мощность, кВт;

не более 61,5

 

12.

Система орошения:

12.2

тип водяного насоса:

диафрагменный с приводом от гидромотора

 

14.

Управление:

14.1

Плата электронного управления для снижения нагрузок на гидравлическую систему во время запуска двигателя и включения рабочего оборудования

наличие

Заявитель отмечает, что конкретное требование к количеству цилиндров двигателя относится  к скрытой конкретизации турбодизеля  John Deere 5030 TF 270, 5- цилиндровый, мощность 60kW, который устанавливается в базовой комплектации Broddway Senior 2000 и служит  для передачи отбора мощности на основной гидравлический насос. Принципиальной или существенной  разницы (сколько цилиндров установлено на двигателе) для функциональности  и работоспособности данного типа машин не существует, т.к. не является преимуществом или недостатком. Определяющей  характеристикой служит  возможность двигателя поддерживать постоянные обороты основного гидравлического насоса. Использование турбированного двигателя для обеспечения работы одного шестеренного насоса, производительностью 70-80 л/мин, считается нецелесообразным ввиду неэффективности использования мощности двигателя (запас без турбонаддува составляет 40-55% при оборотах = 1500 об/мин), а так же удорожания в обслуживании и увеличении расхода топлива.

Исходя из обоснований  Уполномоченного органа, характеристики подметально-уборочной машины Broddway Senior 2000 не являются уникальными, и требованиям аукционной документации соответствует также подметально-уборочная машина ПУМ-001 «Магистраль» с дополнительным оборудованием (производитель ОАО Саратовский Машиностроительный Завод «Элеватормельмаш»). Данное заключение Уполномоченным органом основано только на том факте, что на сайте zakupki.gov.ru был размещен аналогичный заказ на поставку подметально-уборочной машины Broddway Senior 2000 или эквивалент, договор по результатам которого был  заключен с победителем на поставку эквивалентной машины ПУМ-001 «Магистраль». Между тем, данные доводы не подтверждаются документально, в том числе не представлено подтверждений относительно соответствия марки машины ПУМ-001 «Магистраль» требованиям аукционной документации (в совокупности всем характеристикам).  Эквивалентность устанавливается в соответствии с установленными характеристиками в конкретной Потребности.

При этом, участнику рассматриваемого аукциона, предложившего именно машину марки ПУМ-001 «Магистраль» было отказано в допуске к участию в рассматриваемом аукционе, в  связи с несоответствием технических характеристик требованиям документации, в части меньшего количества цилиндров в двигателе (предложено 4) и отсутствия турбонаддува в данной модели. Также Единой комиссией было принято решение о несоответствии требованиям аукционной документации подметально-уборочной машины «Чистодор», в связи с меньшим по сравнению с требуемым количеством цилиндров и показателем максимальной производительности данной модели.

Заказчиком в обоснованиях указано, что исходя из информации, содержащейся в одном из поступивших коммерческих предложений, технические характеристики подметально-уборочной машины Brodd-Son Scandia 2W (компании BRODD SWEDEN AB) являются эквивалентными подметально-уборочной машине Broddway Senior 2000.

Между тем, проанализировав данную информацию, установлено, что в совокупности всех указанных характеристик данная модель не соответствует в  полном объеме требованиям документации, а именно в коммерческом предложении указано максимальное давление в гидросистеме - 190 бар, Заказчиком установлено требование – не менее 220. Таким образом, соответствие подметально-уборочной машины Brodd-Son Scandia 2W установленным требованиям Заказчика не подтверждено, и, следовательно, при предложении данной модели характеристики предложенного товара не могут быть признаны соответствующими в совокупности всем установленным характеристикам  товара.

Кроме того, согласно данным с сайта http://www.cdminfo.ru/1.-tehnika-dlya-uborki-ulits/1.02.-podmetalno-uborochnyie-mashinyi-/index.html информация о соответствии указанных эквивалентных моделей подметально-уборочных машин моделям именно с заданными Заказчиком характеристиками не подтверждается.

Иных подтверждений Уполномоченным органом, Заказчиком не представлено.

Кроме этого, Заказчиком установлено дополнительное требование к году выпуска оборудования (согласно аукционной документации не ранее 2013 г.), что также ограничивает круг потенциальных участников размещения заказа.

На основании вышеизложенного, жалоба в данной части признается обоснованной.

Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.

  1. В части жалобы относительно формирования начальной (максимальной) цены контракта

В соответствии с п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями ст. 19.1 Закона о размещении заказов.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Согласно ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов, в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.

Согласно письму ФАС России от 13.02.2012 г. № ИА/4177 указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о размещении заказов порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации.

Если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию.

Полученные от поставщиков ответы должны храниться вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.

В составе рассматриваемой аукционной документации содержится расчет начальной (максимальной) цены контракта, с указанием источников информации о цене. В подтверждение указанной информации Заказчиком в Комиссию представлены 3 коммерческих предложения от указанных Обществ (на официальных бланках организаций), на основании которых произведен расчет начальной (максимальной) цены.  

Таким образом, Заказчиком не нарушены требования Закона о размещении заказов, в части формирования начальной (максимальной) цены контракта.

  1. В части жалобы на действия Единой комиссии по размещению заказов для нужд МО Надымский район

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 28.05.2013 № 0190300001213000230-1 заявка ООО «Технодор-Сервис»  (№ 4998671) была отклонена по следующим основаниям:

«несоответствие сведений требованиям аукционной документации – п. 5.1.4 Инструкции по подготовке заявки на участие в ОАЭФ, техничсекому заданию -  в характеристиках системы орошения максимальная производительность л/мин. указана 3-17 (требуется  не менее 30), количество цилиндров в двигателе не соответствует требованиям документации (требуется не менее 5, УРЗ предлагает 4)».

Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционев электронной форме определен положениями ст. 41.9 Закона о размещении заказов.

В соответствии с  ч. 1 ст. 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.

Согласно положениям ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:

1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;

2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.

Согласно ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявок на участие в аукционе должна содержать:

при размещении заказа на поставку товара:

а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.

Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение оказание которых размещается заказ (ч. 1 ст. 41.9 Закона о размещении заказов).

В силу части 7 ст. 7 Закона о размещении заказов в полномочия аукционной комиссии входит только рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, а также ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе. При этом по смыслу ч. 1 ст. 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия при рассмотрении заявок обязана руководствоваться документацией об аукционе, и по своему усмотрению комиссия не может произвольно менять установленные в документации требования и условия, она лишь рассматривает соответствие заявки установленным в документации требованиям.

В заявке ООО «Технодор-Сервис» значение показателей «количество цилиндров в двигателе» и «максимальная производительность системы орошения»  не соответствовало требования аукционной документации.

Таким образом, в действиях Единой комиссии по размещению заказов для нужд МО Надымский район не усматривается нарушений требований Закона о размещении заказов. Следовательно, жалоба на действия Единой комиссии признается необоснованной.

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение:

  1. Признать  жалобу  ООО «Технодор-Сервис» на действия Заказчика - Департамента муниципального имущества и инвестиций Администрации МО Надымский район при размещении муниципального заказа на поставку подметально-уборочной машины (ОАЭФ, извещение № 0190300001213000230), частично обоснованной.
  2. Признать  жалобу ООО «Технодор-Сервис» на действия Единой комиссии по размещению заказов для нужд МО Надымский район при размещении муниципального заказа на поставку подметально-уборочной машины (ОАЭФ, извещение № 0190300001213000230), необонованной.
  3. Признать  Заказчика – Департамент муниципального имущества и инвестиций Администрации МО Надымский район нарушившим требования ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов при размещении муниципального заказа на поставку подметально-уборочной машины (ОАЭФ, извещение № 0190300001213000230), в части указания технических характеристик товара, ограничивающих возможность участия в аукционе поставщиков и производителей аналогичной техники.
  4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов при размещении муниципального заказа на поставку подметально-уборочной машины (ОАЭФ, извещение № 0190300001213000230).
  5. Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица Заказчика -  Департамента муниципального имущества и инвестиций Администрации МО Надымский район административного производства в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.