Единая комиссия по размещению заказов для нужд Ямало-Ненецкого автономного округа необоснованно отклонила заявку ЗАО «Парад - Компьютерные Технологии» (г.Екатеринбург)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба ЗАО «Парад - Компьютерные Технологии» (г. Екатеринбург) на действия Единой комиссии по размещению заказов для нужд Ямало-Ненецкого автономного округа при размещении государственного заказа на поставку компьютеров персональных в комплекте (запрос котировок, извещение № 00190200000313005523).

По мнению ЗАО «Парад - Компьютерные Технологии», Единой комиссией были нарушены требования Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), в части неправомерного отказа Заявителю в допуске к участию в запросе котировок.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией требований Закона о размещении заказов при размещении заказа на поставку компьютеров персональных в комплекте (запрос котировок, извещение № 00190200000313005523), Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа пришла к следующим выводам.

В соответствии с положениями ст. 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

При этом согласно ст. 44 Закона о размещении заказов котировочная заявка должна содержать наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ. При этом в случае, если иное не предусмотрено извещением о проведении запроса котировок, поставляемые товары должны быть новыми товарами, а также  согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок.

Департаментом государственного заказа ЯНАО размещен заказ путем проведения запроса котировок на поставку компьютеров персональных в комплекте.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 26.07.2013 № 00190200000313005523-П поступило 9 заявок, из них 5 допущено, 4 отклонены.

Заявка Общества отклонена по причине того, что котировочная заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, а именно  в котировочной заявке предмет контракта не соответствует заявленному.

Комиссией установлено, что в котировочной заявке предмет контракта указан как «поставка компьютерной техники», при этом указан номер извещения о проведении запроса котировок 00190200000313005523 и то, что Общество согласно исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок.

Кроме того, к котировочной заявке участником приложена таблица цен, в которой прописаны в полном объеме характеристики товара, их наименование, количество и цена, соответствующие потребности заказчика.

Предмет запроса котировок, указанный в извещении, «поставка компьютеров персональных в комплекте». Общество в своей жалобе указывает, что предмет был указан на основании п. 1.1 проекта Договора, представленного  в составе котировочной документации. Пунктом 1.1 договора установлено поставщик обязуется поставить Заказчику компьютерную технику (далее-Товар), а Покупатель принять и оплатить Товар в соответствии с условиями настоящего Договора.

Частью 4 ст. 47 Закона о размещения заказов установлено, что Заказчик, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю в проведении запроса котировок один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в котировочной заявке.

Учитывая положения указанной статьи, проект гражданско-правового договора, в проект контракта будет включена только цена, предложенная Обществом, а также сведения о товаре. Следовательно, то, что участник указал предмет запроса котировок «Поставка компьютерной техники» вместо «Поставка компьютеров персональных в комплекте» ни коим образом не свидетельствует о его несоответствии положениям извещения о проведении запроса котировок № 00190200000313005523.

Инструкцией по подаче котировочных заявок предусмотрено, что котировочная заявка должна быть составлена в письменной форме и заверена подписью руководителя предприятия участника размещения заказа или  подписью участника размещения заказа (для физических лиц) и печатью (для юридических лиц, для физических лиц  - при наличии печати). Участники размещения заказов имеют право выступать в отношениях, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников размещения заказа подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией.

Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает  максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

Условия исполнения контракта, указанные в котировочной заявке, должны соответствовать условиям исполнения контракта, предусмотренным запросом котировок.

В извещении о проведении запроса котировок также указано, что подача котировочной заявки не в полном объеме, наличие разночтений, несоответствий информации указанной в заявке и таблице цен, непредоставление участником размещения заказа в котировочной заявке в технических характеристик предлагаемых к поставке товаров - является основанием для отклонения.

На основании ч. 3 ст. 47  Закона о размещении Заказов котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

Согласно ст. 1 Закона о размещении заказов заключение контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд направлено, в частности, на эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 5 названного Закона).

Однако, приведенный в части 3 статьи 47 Закона о размещении заказов перечень оснований для отказа в допуске к участию в торгах носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. Приведенная норма направлена, прежде всего, на реализацию установленных в части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов целей, в частности расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, а также развитие добросовестной конкуренции.

Установленные в ней ограничения имеют целью исключение именно ненадлежащих участников запроса котировок, не отвечающих условиям, значимым для правового регулирования с точки зрения специфики охраняемых законом общественных отношений. В то же время, при разрешении вопросов, касающихся соответствия заявки участника размещения заказа, уполномоченные лица должны установить, исследовать и оценить всю совокупность обстоятельств.

Следовательно, у Единой комиссии отсутствовали правовые основания для отклонения котировочной заявки ЗАО «Парад - Компьютерные Технологии».

Кроме того, в извещении указан код ОКДП 3020201 ЭВМ общего назначения под данный код попадает как поставка компьютерной техники так и поставка компьютеров персональных в комплекте.

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение:

  1. Признать жалобу ЗАО «Парад - Компьютерные Технологии» на действия Единой комиссии по размещению заказов для нужд Ямало-Ненецкого автономного округа при размещении государственного заказа на поставку компьютеров персональных в комплекте (запрос котировок, извещение № 00190200000313005523), обоснованной.
  2. Признать Единую комиссию по размещению заказов для нужд Ямало-Ненецкого автономного округа нарушившим требования ч. 3 ст. 47 Закона о размещении заказов при размещении заказа на поставку компьютеров персональных в комплекте (запрос котировок, извещение № 00190200000313005523), в части необоснованного отклонения заявки ЗАО «Парад - Компьютерные Технологии».
  3. Выдать предписание об устранении нарушений положений ч. 3 ст. 47 Закона о размещении заказов при размещении заказа на поставку компьютеров персональных в комплекте (запрос котировок, извещение № 00190200000313005523).
  4. Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении членов Единой комиссии по размещению заказов для нужд Ямало-Ненецкого автономного округа административного производства в соответствии с ч. 6 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.