Директор ООО «Вавилон» договорился с отцом, директором ООО «Сибирские Фасады», о снижении цены контракта и победе ООО «Сибирские Фасады» в аукционе

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба ООО «Легион» на действия участников открытого аукциона в электронной форме ООО «Вавилон», ООО «Стройкаскад» и ООО «Сибирские фасады» на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту здания Дома культуры на 60 мест (Красноселькупский район, с. Ратта, ул. Центральная, д. 2)  (извещение № 0190300005113000021).

Из содержания жалобы следует.

По мнению ООО «Легион», участниками открытого аукциона в электронной форме ООО «Вавилон», ООО «Стройкаскад» и ООО «Сибирские фасады» были нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в части заключения соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, которое привело к снижению цены на торгах.

Так, ООО «Легион» в своей жалобе указывает, что при проведении аукциона участниками ООО «Вавилон», ООО «Стройкаскад» и ООО «Сибирские фасады»  были предложены демпинговые цены исполнения контрактов (8 701 794, 80 руб., 9 690 635, 25 руб. и 15 623 677, 95 руб., соответственно, по отношению к Начальной (максимальной цене контракта – 19 776 809, 00 руб.). Однако заявки этих участников были отклонены, как несоответствующие требованиям документации об аукционе. Указанные участники аукциона, по мнению заявителя, намеренно подали в своих заявках неполный пакет документов, предполагая их последующее отклонение в пользу участника ООО «Сибирские Фасады», который в свою очередь знал об этом.

Таким образом, из текста жалобы следует, что действия ООО «Вавилон», ООО «Стройкаскад» и ООО «Сибирские фасады» были направлены исключительно на введение в заблуждение остальных участников аукциона и обеспечение преимуществ третьему участнику антиконкурентного соглашения – ООО «Сибирские фасады».

Рассмотрев заявление ООО «Легион», проведя анализ аукционной документации, установлено следующее.

В своей жалобе ООО «Легион» указывает, что ООО «Вавилон» и ООО «Стройкаскад» намеренно представили в своих заявках неполный пакет документов, заранее зная об их последующем отклонении, но при этом активно участвовали в аукционе, сбивая цену контракта с 19 776 809, 00 руб. до 8 701 794, 80 руб. тем самым обеспечив преимущество ООО «Сибирские фасады».

На участие в аукционе на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту здания Дома культуры на 60 мест (Красноселькупский район, с. Ратта,                                 ул. Центральная, д. 2)  (извещение № 0190300005113000021) в установленный срок было представлено 6 заявок, а именно:

№ 4505275 – ООО «Вавилон»;

№ 4499045 – ООО «Стройкаскад»;

№ 4501179 – ООО «Сибирские Фасады»;

№ 4485853 – ООО «АрпСипСтрой»;

№ 4503678 – ООО «СК «Радуга»;

№ 4504358 – ООО «ЕвроСтрой».

ООО «Легион», подавший настоящую жалобу, участником аукциона не является, заявку на участие в аукционе не подавало.

В целях установления наличия/отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства, в действиях ООО «Вавилон», ООО «Стройкаскад» и ООО «Сибирские фасады», специалистом Ямало-Ненецкого УФАС России был проведен анализ обстоятельств, на которые указывает ООО «Легион» в своем заявлении, и установлено следующее.

Начальная (максимальная) цена контракта – 19 776 809, 00 руб.

Из информации, размещенной на электронной торговой площадке Сбербанк-АСТ (протокол проведения электронного аукциона, рассмотрение вторых частей заявок) следует.

Частью 11 статьи 41.10 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) установлено, что при проведении открытого аукциона в электронной форме устанавливается время приема предложений участников открытого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения открытого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта.

Дата и время начала аукциона: 14.03.2013 г. в 09:05:00.

Дата и время окончания аукциона 14.03.2013 г. в 09:37:42.

В ходе проведения аукциона ООО «Вавилон» и ООО «Стройкаскад» совершили демпинговые действия по снижению цены, в результате цена контракта была значительно снижена. В результате проведенного анализа документации по аукциону, специалистами Ямало-Ненецкого УФАС России установлены следующие обстоятельства (Таблица 1):

Таблица 1

п/п

Предложения

о цене контракта, (руб.)

Тип цены

Время предложения

Порядковый

номер заявки

(наименование х/с)

1

19 677 924, 00

понижение

09:07:22

№ 4504358

ООО «ЕвроСтрой»

2

16 019 214, 15

понижение

09:22:25

№ 4503678

ООО «СК «Радуга»

3

15 722 562, 00

понижение

09:23:52

№ 4485853

ООО «АрпСипСтрой»

4

15 623 677, 95

понижение

09:26:47

№ 4501179

ООО «Сибирские Фасады»

5

9 690 635, 25

понижение

09:27:32

№ 4499045

ООО «Стройкаскад»

6

8 701 794, 80

понижение

09:27:42

№ 4505275 

ООО «Вавилон»

 

Из вышеизложенного видно, что в установленный промежуток время (с 09:05:00 до 09:37:42) предложения поступили от всех участников.

Предложения о цене контракта от ООО «Вавилон» и ООО «Стройкаскад» поступили последними.

Таким образом, на момент завершения открытого аукциона в 09:37:42 последнее предложение цены в сумме 8 701 794, 80 руб. было направлено ООО «Вавилон».

ООО «Сибирские Фасады» с предложением цены 15 623 677, 95 руб. вышло в 09:26:47. По сумме предложения о цене контракта, цена, предложенная ООО «Сибирский Фасады» ниже ранее предложенных цен других участников.

Все участники открытого аукциона вышли с предложениями цены контракта по одному разу.

Частью 12 статьи 41.10 Закона о размещении заказов, закреплено право любого участника открытого аукциона подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта на аукционе независимо от «шага аукциона» в течение десяти минут с момента завершения в соответствии с частью 11 настоящей статьи открытого аукциона в электронной форме.

В период дополнительного десятиминутного времени для доподачи заявок ни один из участников не воспользовался своим правом внести другие предложения цены контракта.

По итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе,  связи с отсутствием в заявках участников ООО «Вавилон» и ООО «Стройкаскад» свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных саморегулируемой организацией, в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 41.11 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» эти заявки признаны несоответствующими требованиям, установленным Документацией об открытом аукционе в электронной форме.

В результате оценки заявок, в порядке уменьшения предпочтительности, первый номер присвоен заявке ООО «Сибирские Фасады», заявке ООО «АрпСипСтрой» присвоен номер два, заявке ООО «СК «Радуга» присвоен номер три, а заявка ООО «ЕвроСтрой», заняла четвертое место.

Победителем открытого аукциона на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту здания Дома культуры на 60 мест (Красноселькупский район, с. Ратта, ул. Центральная, д. 2)  (извещение № 0190300005113000021) признано ООО «Сибирские Фасады» с ценовым предложением 15 623 677, 95 руб.

Проанализировав материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» определено:

 - признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

  • повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

К  материалам дела № 02-01/11/23-2013 приобщены документы, представленные ОМВД России по Красноселькупскому району.

Из материалов дела установлено.

14.03.2013 г. МКУ Комитет по управлению капитальным строительством Администрации Красноселькупского района проведен открытый аукцион в электронной форме под реестровым номером 0190300005113000021 на право заключения муниципального контракта на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту здания Дома культуры на 60 мест, расположенного по адресу: Красноселькупский район, с. Ратта, ул. Центральная, 2.

В жалобе генеральный директор ООО «Легион» указывает на то, что при проведении аукциона имел место картельный сговор между участниками: ООО «Вавилон», ООО «Стройкаскад» и ООО «Сибирские фасады». Данное утверждение основывается на том, что при проведении аукциона ООО «Стройкаскад» и ООО «Вавилон» сильно снизили первоначальную цену контракта до 8 701 794,80 рублей при первоначальной цене в 19 776 809 рублей, а при подведении итогов аукциона выяснилось, что по различным причинам вышеуказанные организации не соответствуют предъявляемым требованиям к подрядчику. В итоге победителем аукциона стало ООО «Сибирские фасады» с ценовым предложением в 15 623 677,95 рублей. На основании данных сведений генеральным директором ООО «Легион» сделан вывод о возможном картельном сговоре между ООО «Вавилон», ООО «Стройкаскад» в пользу ООО «Сибирские фасады».

Опрошенная оперуполномоченным ГЭБ и ПК ОМВД России по Красноселькупскому району по данным фактам экономист МКУ КУКС сообщила, что от лица МКУ КУКС сопровождает проводимые ее организацией аукционы и конкурсы. В вышеуказанном конкурсе действительно участвовали ООО «Вавилон», ООО «Стройкаскад» и ООО «Сибирские фасады» и еще 3 участника. По итогам аукциона победителем признано ООО «Сибирские фасады» с предложением в 15 623 677,95 рублей.

Исходя из первоначальной цены контракта в 19 776 809 рублей следует, что при проведении данного аукциона МКУ КУКС не только не понесло убытки, но и сэкономило более 4 млн. рублей. Сообщила, что с ООО «Сибирские фасады» неоднократно заключались муниципальные контракты на проведение строительных работ. Все работы были выполнены качественно и в срок.

ООО «Легион» в данном аукционе не участвовало. ООО «Сибирские фасады» неоднократно участвовало в аукционах на проведение строительных работ. С данной организацией заключались контракты, которые данное общество выполняло качественно и в срок.

Из объяснения генерального директора ООО «Стройкаскад», данного о/у отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Тюмени 22.07.2013 г., следует, что в 2008 г. он стал учредителем и генеральным директором фирмы ООО «Стройкаскад». В его должностные обязанности входит управление компанией и участие в электронных торгах.

 Данная фирма занимается строительной и ремонтной работой малоэтажных нежилых помещений. Также проводит все ремонтные работы, фасады, кровли, стекло и т.п. В марте 2013 г., ООО «Стройкаскад» участвовало в электронных торгах, заказчиком которых являлся КУКС.

ООО «Стройкаскад» были переведены денежные средства в размере пяти процентов от цены контракта, которая составляла (<…>) рублей, на реквизиты указанные в интернет программе «Торговая площадка».

В данных торгах от ООО «Стройкаскад» участвовал лично руководитель. Как указано в объяснениях генерального директора ООО «Стройкаскад», это были его первые торги. Об остальных участниках торгов ему ничего известно неизвестно.

ООО «Стройкаскад» было пошагово снижена цена до 9 690 635,00 рублей. Каждый шаг на данном электронном аукционе составлял пять процентов от цены контракта. ООО «Стройкаскад» дошел до второго этапа, но его исключили, без подробного объяснения причины. Данный ответ ему предоставили из интернет программы «Торговая площадка», на которой проходят электронные торги.

Пришел ответ о несоответствии поданной документации. В случае победы ООО «Стройкаскад» намеревалось провести ремонтные работы, при этом получив кредиты. Генеральный директор ООО «Стройкаскад» отрицает договоренность с кем-либо, так как вообще не знал об участниках.

Компьютер, с которого генеральный директор ООО «Стройкаскад» участвовал в торгах, находится (<…>). IP адрес ему неизвестен.

Из объяснения директора ООО «Вавилон», данного о/у отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Тюмени 22.07.2013 г., следует, что в 2011 году он стал учредителем и директором компании ООО «Вавилон». В его должностные обязанности входит управление фирмой и участие в электронных торгах.

ООО «Вавилон» занимается строительной работой и проектированием малоэтажных нежилых помещений. Также проводит все ремонтные работы, фасады, кровли, стекло и т.п.

В марте 2013 г. ООО «Вавилон» участвовало в электронных торгах, заказчиком которых являлся КУКС по Красноселькупскому району. В данных торгах директора ООО «Вавилон» попросил поучаствовать его отец, директор ООО «Сибирские фасады», для подстраховки, в случае если одна из, принадлежащих им фирм не пройдет во второй тур, другая останется на электронных торгах.

На электронной программе «Торговая площадка» у ООО «Вавилон» зарегистрирован весь пакет документов, необходимый для электронных торгов, а именно: информация об уставном капитале, ИНН, ОГРН, устав общества и т.п. 14.03.2013 г. состоялись электронные торги, где объектом заказа являлся капитальный ремонт здания Дома культуры на 60 мест, расположенный по адресу ул. Центральная, д. 2, с. Ратта, Красноселькупский район.

Изначально цена контракта составляла 19 776 809,00 рублей. ООО «Вавилон» была предложена цена контракта в первом туре 18 886 851,00 рублей, затем с каждым шагом электронных торгов ООО «Вавилон» цену контракта снижало и, в конечном счете, цена контракта составила 8 701 794,80 рублей. Шаг на данных электронных торгах составлял от 0,5% до 5%.

ООО «Вавилон» предложило цену контракта 8 701 794,80 рублей, так как оно уже ранее работало на объекте и имело возможность оценить стоимость работы по капитальному ремонту.

В своих объяснениях директор ООО «Вавилон» указывает, что ему и его отцу директору ООО «Сибирские фасады», было принципиально остаться на Красноселькупской строительной площадке, так как у них с отцом было еще три объекта строительства.

Директору ООО «Вавилон» уже были известны транспортные расходы по капитальному ремонту Дома культуры, так как его фирма уже практически год работала на северных площадках.

Со второго тура электронных торгов ООО «Вавилон» исключили, по причине отсутствия допуска к строительным работам. Директор ООО «Вавилон» считал, что ООО «Вавилон» будет допущен, так как по капитальному строительству допуски не требуются.

Директор ООО «Вавилон»  лично участвовал в электронных торгах, с директором ООО «Стройкаскад» не знаком.

 Директор ООО «Вавилон»  с отцом, директором ООО «Сибирские фасады» никаких письменных соглашений не заключал. У них была только устная договоренность.

Директор «Сибирские фасады» поставил цену контракта 15 623 677,95 рублей. А ООО «Вавилон»  снижало цену контракта, потому что цену контракта снижал также и другой участник электронных торгов ООО «Стройкаскад».

У ООО «Сибирские фасады» был допуск к капитальному ремонту здания Дома культуры на 60 мест, расположенного по адресу: ул.Центральная, д.2, с.Ратта, Красноселькупский район.

Директор ООО «Вавилон»  договорился с отцом, директором ООО «Сибирские Фасады» о снижении цены контракта и победы ООО «Сибирские Фасады».

Они договорились, что минимальная ставка не менее 9 000 000 рублей, в зависимости от шага аукциона. У директора ООО «Вавилон»  и директора ООО «Сибирские фасады» разные компьютеры и IP адреса для участия в электронных торгах на «Торговой площадке».

Фирма ООО «Легион» директору ООО «Вавилон» не знакома.

На вопрос о/у отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Тюмени: собиралось ли ООО «Вавилон»,  в случае победы, фактически осуществить ремонт Дома культуры, директор пояснил, что собирался. Но прибыль была минимальная. Он руководствовался тем, что нужно было остаться на Красноселькупской строительной площадке.

По информации директора ООО «Вавилон» местонахождение компьютера, с которого велось участие в электронных торгах: ул. Щербакова, 88 «А», офис 505,                    г. Тюмень.

Из объяснения директора ООО «Сибирские Фасады», данного о/у отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Тюмени 22.07.2013 г., следует, что в 2006 году он стал учредителем и директором компании ООО «Сибирские фасады».

Данная фирма занимается строительной работой малоэтажных нежилых помещений. Также проводит все виды ремонтных работ, фасады, кровли, стекло и т.п.

В марте 2013 года ООО «Сибирские Фасады» участвовало в электронных торгах, заказчиком которых являлся КУКС. В данных торгах от ООО «Сибирские Фасады» по доверенности участвовал начальник отдела логистики. В данных торгах участвовало ООО «Вавилон», принадлежащее его сыну.

Директор ООО «Сибирские Фасады» попросил поучаствовать ООО «Вавилон»  для подстраховки.

Как объясняет директор ООО «Сибирские Фасады», ранее неоднократно были такие случаи, что на первом этапе ООО «Сибирские Фасады» выигрывало торги, а на втором этапе Общество не проходило по разным причинам (иногда связанных с оформлением документов). Чтобы такое не повторилось директор ООО «Сибирские фасады» договорился с сыном, что в случае, если ООО «Сибирские Фасады» снова не сможет пройти, то ООО «Вавилон» отдаст ему заказ, как субподрядной организации.  

С директором ООО «Стройкаскад» лично не знаком. Также директору ООО «Сибирские Фасады» известно, что кроме ООО «Вавилон», ООО «Стройкаскад», ООО «Легион» и ООО «Сибирские фасады» в торгах участвовали еще три или четыре фирмы. Они не прошли во второй этап.

На момент проведения торгов компьютер, с которого осуществлялся выход ООО «Сибирские фасады» в сеть Интернет, находился в офисе, по адресу: г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 38, корп. 10.

Работа по данному заказу уже заканчиваются.

Также директором ООО «Сибирские Фасады» было пояснено, что ООО «Легион» является фирмой из г. Санкт-Петербург и само фактически работы не проводит. Заказы передают подрядным организациям.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции определено: «признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Согласно части 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции, положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под контролем в статье 11 Закона о защите конкуренции понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица».

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц единственным учредителем (участником) ООО «Вавилон» является Хворов Александр Станиславович, он же является директором ООО «Вавилон».

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц учредителями (участниками) ООО «Сибирские Фасады» являются одно юридическое лицо» и три физических лица, с размером долей – 25 процентов и каждого учредителя.

Директором ООО «Сибирские Фасады» является Хворов Станислав Анатольевич.

ООО «Вавилон» и его директор не имеют доли в уставном (складочном) капитале юридического лица - ООО «Сибирские Фасады».

Изучив материалы дела, обоснования и доводы должностных лиц ООО «Стройкаскад», ООО «Сибирские Фасады» и ООО «Вавилон», Комиссия приходит к выводу, что участие ООО «Стройкаскад» в соглашении с ООО «Вавилон» и ООО «Сибирские Фасады» материалами дела не подтверждается, следовательно, в действиях  ООО «Стройкаскад» отсутствуют факты, свидетельствующие о наличии в его действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства и считает необходимым прекратить участие  ООО «Стройкаскад» в рассмотрении дела.

Действия ООО «Сибирские Фасады» и ООО «Вавилон» Комиссия квалифицирует как нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции – заключение соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, участниками открытого аукциона в электронной форме № 0190300005113000021 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту здания Дома культуры на 60 мест (Красноселькупский район), которое привело к снижению, поддержанию цен на торгах.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 23, ст.ст. 39-41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приняла решение:

1. Признать ООО «Вавилон» и ООО «Сибирские Фасады» нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело к понижению, поддержанию цен при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту здания Дома культуры на 60 мест (ЯНАО, Красноселькупский район) (извещение № 0190300005113000021).

2. Предписание не выдавать ввиду нецелесообразности.

3. Передать материалы дела № 02-01/11/23-2013 должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Вавилон» и ООО «Сибирские Фасады» и должностных лиц административного производства по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ - заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.