В действиях муниципального предприятия "Салехардремстрой" выявлены нарушения антимонопольного законодательства

http://www.izvestia64.ru/images/uploads/aur6p4rVfjb.JPGВ Ямало-Ненецкое УФАС России поступила жалоба закрытого акционерного общества «Ямал-Глобал» на действия МП «Салехардремстрой» МО г. Салехард в части применения коэффициентов уплотнения к фактическому объему ТБО, доставляемому на полигон МП «Салехардремстрой» МО г. Салехард за один рейс по маркам мусоровозов ЗАО «Ямал-Глобал». Из заявления следовало, что ЗАО «Ямал-Глобал» предоставляет услуги по транспортировке на полигон твердых бытовых отходов (ТБО) для населения города, юридических лиц и предпринимателей.

МП «Салехардремстрой» МО г.Салехард, в ведении которого находится полигон, оказывает услуги по приему и размещению (захоронению) твердых бытовых отходов. Полигон ТБО является единственным полигоном по захоронению твердых бытовых отходов в городе Салехард. Полигон твердых бытовых отходов закреплен на праве хозяйственного ведения за МП «Салехардремстрой» МО г. Салехард

До 2012 года учет принятых на полигон ТБО, производился по объему кузова мусоровозов. С мая 2012 года МП «Салехардремстрой» МО г.Салехард начало производить учет объемов ТБО с пересчетом на неуплотненное состояние.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, участвующих в деле, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила.

Полигон ТБО является единственным полигоном по захоронению твердых бытовых отходов в городе Салехард. Полигон твердых бытовых отходов закреплен на праве хозяйственного ведения за МП «Салехардремстрой» МО г. Салехард, что подтверждается следующими документами:

Договор аренды земельного участка № 3149 от 31.01.2005 г.;

Свидетельство о государственной регистрации права № 89РХ 740517 от 19.03.2003 г.;

Договор «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МП «Салехардремстрой» МО г. Салехард» № 07 от 24.05.2007 г.

На территории МО г. Салехард услуги по приему и размещению на полигоне твердых бытовых отходов осуществляет МП «Салехардремстрой» МО г. Салехард.

Таким образом, МП «Салехардремстрой» МО г. Салехард является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги  приема и размещения (захоронения) твердых бытовых отходов на полигоне ТБО в географических границах МО  г. Салехард.

Статьей 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (п. 3 ч. 1 ст. 10).

В соответствии с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 11.11.2013 г. № 143 «О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов», муниципальное предприятие «Салехардремстрой» МО г. Салехард включено в вышеуказанный Реестр с видом деятетельности на товарном рынке «Размещение твердых коммунальных (бытовых) отходов» в географических границах МО город Салехард.

Приказом департамента цен и тарифов ЯНАО № 373-т от 26 декабря 2012 года «Об установлении муниципальному предприятию «Салехардремстрой» муниципального образования город Салехард тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для расчетов с потребителями» на 2013 год установлен одноставочный тариф 161,80 руб. за 1 м³ (без НДС).

На 2012 год был установлен тариф приема 1 м³ ТБО на полигоне 181,91 руб. (включая НДС – 214,65 руб.).

Из представленных в материалы дела пояснений Департамента цен и тарифов от 19.12.2013 г. № 4001-12-03/20.1, озвученных Кибликом О.Н. следует, что в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»,  тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса, подлежат регулированию.

В соответствии с п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (тарифы на услуги по утилизации) устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за осуществление утилизации, обезвреживания и захоронения 1 куб. метра или 1 тонны твердых бытовых отходов.

При этом применения коэффициента уплотнения при установлении данного тарифа действующим законодательством не предусмотрено, а расчет тарифа осуществляется применительно к объему отходов, принятому от потребителей к перевозке и дальнейшей утилизации. В частности, для населения объем вывоза и утилизации определяется на основании утвержденных в установленном порядке нормативов потребления услуги.

Приказом департамента цен и тарифов ЯНАО утвержден тариф на услугу утилизации (захоронения) ТБО, оказываемую МП «Салехардремстрой» на 2013 г в размере 161,80 руб./м³.

Составляющими данного тарифа являются объем и стоимость одного кубического метра твердых бытовых отходов. Указанный приказ не предусматривает зависимость величины тарифа за утилизацию (захоронение) одного кубического метра отходов от соотношения веса к объему и от технических харакеристик транспортных средств, доставляющих ТБО на полигон, следовательно, тариф на утилизацию установлен для фактически вывозимых от потребителей отходов до применения к ним каких-либо средств уплотнения.

Из представленных в материалы дела пояснений МП «Салехардремстрой» МО г. Салехард, озвученных Михайловой И.Н. следует, что до 2013 г. фактический объем отходов, поступающих на полигон, Предприятие определяло исходя из массы поступающих отходов и их плотности. Плотность была определена в соответствии с постановлением от 16.01.2004 г. № 30 Администрации МО г. Салехард «Об утверждении норм накопления ТБО предприятиями, организациями и учреждениями на территории МО г. Салехард» (отменено постановлением Администрации МО г. Салехард от 20.02.2012 г. № 94 «О признании утратившим силу постановления Администрации г. Салехарда от 16.01.2004 г. № 30»), а так же согласно методическим рекомендациям по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению ТБО. Представителем Предприятия было озвучено, что размер величины плотности, применяемой для  расчетов объемов принимаемых на полигон ТБО, был определен -  0,15.

Из представленных в материалы дела ЗАО «Ямал-Глобал» сравнительных таблиц учета вывоза и приема ТБО, а также счетов фактур с расчетами приема ТБО на полигоне за период с 2012 г. по июнь 2013 г. следует.

В ходе анализа акта от 30.11.2012 г. о приеме ТБО на полигон в период с 01.11.2012 г. по 30.11.2012 г. было установлено, что ЗАО «Ямал-Глобал» в отчетный период завезли на полигон 766,635 тонн ТБО. В результате применяемой МП «Салехардремстрой» величины плотности, в акте отражен принятый объем, равный 5110, 9 м³ (766,635/0,15). Из принятого объема Предприятием был вычтен объем ТБО, принятый от населения, равный 2873,42 м³ (данный объем был установлен Предприятием исходя из норматива потребления услуг по вывозу твердых бытовых отходов), а оставшийся объем, равный 2237,48 м³ был отнесен к ТБО юридических лиц и выставлен к оплате ЗАО «Ямал-Глобал». Представитель ЗАО «Ямал-Глобал» поясняет, что фактически за ноябрь месяц всего ТБО было завезено 2866 м³, это следует из приписки, указанной в данном акте, в которой указаны марки мусоровозов и количество заездов каждой марки мусоровоза за отчетный период. Таким образом, расходятся показатели фактически завезенного объема ТБО ЗАО «Ямал-Глобал» по маркам мусоровозов и показатели фактически принятого МП «Салехардремстрой» объема ТБО на захоронение на полигоне. Данное расхождение показателей прослеживается в период с 2012 г. по июнь 2013 г.

Учитывая, что МП «Салехардремстрой», производя расчеты с ЗАО «Ямал-Глобал» по завезенному объему ТБО на полигон, применяло такие величины как масса завезенных ТБО и плотность, в то время как для Предприятия установлен тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для расчетов с потребителями из расчета платы за осуществление утилизации, обезвреживания и захоронения 1 м³, Комиссия квалифицирует действия МП «Салехардремстрой» не только как ущемляющие интересы ЗАО «Ямал-Глобал», в части навязывания Обществу условий договора, невыгодных для него (п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции"), но и как нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п.п. 3, 10 части 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, ст.ст. 41, 48, 49, 50, 51 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приняла решение:

1. Признать МП «Салехардремстрой» МО г. Салехард  нарушившим п.п. 3, 10     ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части:

- навязывания ЗАО «Ямал-Глобал» условий договора, невыгодных для него, выразившегося в определении принятых от Общества объемов ТБО исходя из массы завезенных на полигон отходов и плотности;

- нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно приказом Департамента цен и тарифов ЯНАО № 373-т от 26 декабря 2012 года «Об установлении муниципальному предприятию «Салехардремстрой» муниципального образования город Салехард тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для расчетов с потребителями» и приказом Департамента цен и тарифов № 297-т от 26 ноября 2010 г. «Об установлении муниципальному предприятию «Салехардремстрой» муниципального образования город Салехард тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для расчетов с потребителями», выразившегося в определении принятых объемов ТБО исходя из массы завезенных на полигон отходов и плотности.

2. Выдать МП «Салехардремстрой» МО г. Салехард Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела № 02-01/10/29-2013 должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении МП «Салехардремстрой» МО г. Салехард по ч.1 ст. 14.31 КоАП РФ.