Администрация МО город Ноябрьск нарушила антимонопольное законодательство

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) рассмотрев в рамках пересмотра дело № 03-01/15/36-2013, возбужденное в отношении Администрации МО город Ноябрьск дело по признакам нарушения  п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления действий (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), а именно установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, в частности непроведения в установленные п. 13 ст. 161 Жилищного кодекса РФ сроки открытого конкурса по отбору управляющей организации четырехэтажного 36-квартирного жилого дома с административными помещениями по ул. Республики, 38 в городе Ноябрьск, у с т а н о в и л а:

Ямало-Ненецким УФАС России была проведена проверка в отношении Администрации МО г. Ноябрьск в части соблюдения требований п. 13, 14 ст. 161 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с п. 13 ст. 161 ЖК РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом, согласно п.14 ст. 161 ЖК до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 настоящей статьи, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным в соответствии с настоящей статьей Правительством Российской Федерации, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Согласно поручения ФАС России от 07.08.2013 № ИА/30892/13 в случае непроведения конкурса в порядке, установленном жилищным законодательством РФ, в бездействии указанных органов могут быть усмотрены признаки нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Администрацией МО г. Ноябрьск была предоставлена информация, согласно которой 11.09.2013 Администрацией было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства «Четырехэтажный 36-квартирный жилой дом с административными помещениями по ул. Республики, 38 в городе Ноябрьск» ООО «Стройдом».

Учитывая требования п. 13 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления - Администрация МО г. Ноябрьск обязана была разместить извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" не позднее 01.10.2013. Между тем, Администрация, ссылаясь на п.14 ст. 161 ЖК РФ, указала, что договор управления многоквартирным домом был заключен застройщиком ООО «Стройдом» с ООО «УК Городское хозяйство» (договор от 30.09.2013). Между тем, согласно положений п.14 ст. 161 ЖК РФ застройщик имеет право заключить указанный договор не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и только на время проведения открытого конкурса. Следовательно, Администрацией не были выполнены требования п. 13 ст. 161 ЖК РФ, что является бездействием органа местного самоуправления и не позволяет управляющим организациям участвовать в торгах по выбору данной организации.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

На основании вышеизложенного, в отношении Администрации МО город Ноябрьск было возбуждено дело по признакам нарушения  п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На рассмотрение дела Администрация МО г. Ноябрьск предоставила информацию, согласно которой извещение о проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации не было размещено Администрацией, в связи с тем, что 01.10.2013 собственниками помещений указанного многоквартирного дома был выбран и реализован способ управления многоквартирным  домом, что подтверждается протоколом от 01.10.2013 № и договором управления от 01.10.2013.

Согласно положениям жилищного законодательства конкурсы по выбору управляющей организации не проводятся при условии, если собственники помещений выберут способ управления самостоятельно.

В ходе рассмотрения материалов дела, установлено.

11.09.2013 Администрацией города Ноябрьск было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства «Четырехэтажный 36-квартирный жилой дом с административными помещениями по ул. Республики, 38 в городе Ноябрьск» ООО «Стройдом».

Учитывая требования п. 13 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления - Администрация МО г. Ноябрьск обязана была разместить извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" не позднее 01.10.2013.

Между тем, как указывал представитель Администрации при рассмотрении дела извещение о проведении открытого конкурса не было размещено на сайте в связи с тем, что в установленные для проведения открытого конкурса сроки, а именно 01.10.2013, в адрес Администрации поступили документы от управляющей компании ООО УК Городское хозяйство относительно того, что жильцы многоквартирного дома 01.10.2013 выбрали самостоятельно управляющую организацию.

Согласно положениям жилищного законодательства конкурсы по выбору управляющей организации не проводятся при условии, если собственники помещений выберут способ управления самостоятельно.

На основании вышеизложенного, Комиссией 26.11.2013 было принято решение, что в действиях Администрации МО город Ноябрьск отсутствуют нарушения п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления действий (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), а именно установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, в частности непроведение в установленные п. 13 ст. 161 Жилищного кодекса РФ сроки открытого конкурса по отбору управляющей организации четырехэтажного 36-квартирного жилого дома с административными помещениями по ул. Республики, 38 в городе Ноябрьск.

В отношении Администрации города Ноябрьск было решено возбуждать административное производство по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, в части предоставления недостоверной информации согласно письма исх. от 23.10.2013 № 01-01-11/617.

В рамках подготовки административного дела к возбуждению было установлено, что фактически информация о выборе способа управления дома поступила в Администрацию 05.11.2013, а не к 01.10.2013, как утверждал Ответчик в рамках рассмотрения настоящего дела. При направлении информации 23.10.2013 фактически была предоставлена достоверная информация. Вместе с тем, учитывая дополнительно предоставленные материалы, в действиях Администрации имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В рамках пересмотра  решения по настоящему делу установлено, что фактически в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ Администрация, в целях допуска на рынок обслуживания жилого дома, расположенного по адресу по ул. Республики, 38 в городе Ноябрьск, управляющих организаций, обязана была объявить о проведении отбора указанных организаций в период с 12.09.2013 по 01.10.2013.

Несмотря на данные требования, конкурс так и не был объявлен, договор управления был заключен изначально между застройщиком и управляющей организацией, затем жильцы многоквартирного дома самостоятельно выбрали управляющую организацию, но Администрацией города так и не было объявлено о проведении открытого конкурса. Документы о том, что жильцы многоквартирного дома выбрали способ управления самостоятельно, были направлены ООО «УК Городское хозяйство» в адрес Администрации лишь 05.11.2013.

В соответствии с требованиями п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Непроведение публичных процедур по проведению открытого конкурса по отбору управляющих организаций в установленные жилищным кодексом сроки не дало возможность иным управляющим организациям сделать свои предложения и участвовать в процедуре отбора.

В связи с тем, что фактически материалами дела подтвержден факт выбора управляющей организации, комиссия считает, что выдача предписания нецелесообразна, считает возможным ограничиться привлечением должностного лица к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию МО город Ноябрьск нарушившей требования   п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления действий (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), а именно установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, в частности непроведения в установленные п. 13 ст. 161 Жилищного кодекса РФ сроки открытого конкурса по отбору управляющей организации четырехэтажного 36-квартирного жилого дома с административными помещениями по ул. Республики, 38 в городе Ноябрьск.

2. Передать материалы должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России о рассмотрении вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Администрации МО город Ноябрьск по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.