Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского федерального округа подтвердил вывод Ямало-Ненецкого УФАС России: заказ на озеленение города Новый Уренгой в 2012 году был проведен с нарушением антимонопольного законодательства

По  результатам рассмотрения дела № 03-01/16/01-2013, возбужденного на  основании  полученных  от  прокуратуры  материалов  проверки, комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России 13.02.2013 было  принято решение,  которым  согласованные действия Департамента городского хозяйства администрации муниципального образования город Новый Уренгой  и  муниципального  унитарного  предприятия  «Уренгойское  городское хозяйство»,  выразившиеся  в  участии  предприятия  в формировании  потребности  заказчика  и  технического  задания  аукциона № 0190300003012000346, выполнении предприятием работ по озеленению и благоустройству  до  размещения  информации  о  торгах  на  выполнение требуемых  работ,  выставлении  департаментом  на  торги №  0190300003012000498,    №  0190300003012000506  объемов  и  видов  работ по объектам, фактически  ранее  выполненных  предприятием, и  исполнитель по  которым  уже  был  выбран  в  рамках  иного  размещения  заказа (ООО «Спектр»),  признаны  нарушающими  пункт 3 статьи 16  Федерального закона  от  26.07.2006  №  135-ФЗ  «О  защите  конкуренции».

Частью 3  статьи 16 Закона о защите конкуренции  установлен запрет на соглашения  между  органами  местного  самоуправления,  иными осуществляющими  функции  указанных  органов  органами  или организациями,  и  хозяйствующими  субъектами,  а  также  осуществление этими  органами  и  организациями  согласованных  действий,  если  такие соглашения  приводят  или  могут  привести  к  недопущению,  ограничению, устранению  конкуренции,  в  частности  к  разделу  товарного  рынка  по территориальному  принципу,  объему  продажи  или  покупки  товаров, ассортименту  реализуемых  товаров  либо  по  составу  продавцов  или покупателей (заказчиков).

Пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет соглашение как  договоренность  в  письменной  форме,  содержащаяся  в  документе  или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно  материалам  дела  департамент  выступил  заказчиком  при проведении  открытого  аукциона  в  электронной  форме № 0190300003012000346 на право заключения муниципального контракта на выполнение  работ  по  содержанию  объектов  озеленения;  победителем аукциона признано ООО «Спектр», второе место заняла заявка предприятия; по  результатам  аукциона  между  департаментом  и  ООО  «Спектр»  подписан муниципальный контракт от 05.07.2012.

Судами  первой  и  апелляционной  инстанций  установлено  и  не отрицается  участвующими  в  деле  лицами,  что  департаментом самостоятельно  расчет  цены  контракта  не  производился,  объемы необходимых  к  выполнению  работ  и  характеристики  этих  работ  не исследовались;  для  формирования  технического  задания  было  привлечено предприятие,  которое  на  протяжении  нескольких  лет  выполняло  в  городе Новый Уренгой работы по содержанию объектов озеленения.

Исследовав  и  оценив  в  порядке  статьи  71  АПК  РФ  имеющиеся  в  деле доказательства, арбитражные  суды  пришли  к  выводу,  что  департамент  не просто  использовал  полученные  от  предприятия  сведения и  документы,  а  в нарушение статей 19.1, 41.6 Закона о размещении заказов  в полном объеме предоставил  заинтересованному  хозяйствующему  субъекту  возможность сформировать техническое задание к аукциону.

При  этом  судами  принято  во  внимание,  что  МУП  «УГХ»,  заведомо предполагая стать исполнителем работ по содержанию  объектов озеленения и  в  2012  году,  начало  заранее  производить  закупку  материалов  для выращивания  рассады  цветов,  в  том  числе  и  с  учетом  потребности муниципального образования в данном виде сырья (товара).

Факт  выполнения  предприятием  работ  по  озеленению,  являвшихся предметом  аукциона  №  0190300003012000346,  как  до  объявления результатов  аукциона,  так  и  после  заключения  департаментом муниципального  контракта  с  ООО  «Спектр»,  подтверждается  материалами дела,  вступившими  в  законную  силу  судебными  актами  по  делу № А81-4244/2012, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Отклоняя доводы подателей жалоб о самостоятельном, без согласования с департаментом, выполнении предприятием работ до объявления аукциона, суды  обоснованно  указали,  что  работы  по  благоустройству  и  содержанию объектов  озеленения  проводились  не  на  объектах  частной  собственности,  а на земельных участках, которые принадлежат муниципальному образованию город Новый Уренгой, соответственно, не могли быть выполнены без ведома собственника земельных участков - администрации.

Кроме того, судами обеих инстанций установлено, что после подведения итогов  аукциона  №  0190300003012000346,  департаментом  на  аукционах № 0190300003012000498, № 0190300003012000506, произведено  размещение муниципальных заказов на выполнение работ по обустройству и содержанию объектов  озеленения,  по  результатам  которых  муниципальные  контракты были заключены с предприятием  как единственным участником аукциона по начальной цене.

Проанализировав  и  сопоставив  сметы  к  указанным  аукционам, арбитражные  суды  сочли  правомерным  и  поддержали  вывод антимонопольного  органа  о  том,  что  заказы  по  аукционам № 0190300003012000498, № 0190300003012000506  были размещены на те же работы, что и по аукциону № 0190300003012000346, по результатам которого

муниципальный  контракт  заключен  с  ООО  «Спектр»,  с  изменением наименований  объектов,  детализацией  их  под  те  виды  работ,  которые  с ведения департамента фактически уже были выполнены предприятием.

Судами  также  учтено,  что  расчет  начальной  (максимальной)  цены контракта  по  аукциону  №  0190300003012000346  произведен  на  всю  сумму, предусмотренную  в  бюджете  муниципального  образования  в  2012  году  на выполнение  работ  по  озеленению  и  благоустройству  территории  города Новый Уренгой.

При  таких  обстоятельствах,  руководствуясь  разъяснениями  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 2 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи  с  применением  арбитражными  судами  антимонопольного законодательства», Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа подтвердил, что  суды  первой  и  апелляционной  инстанций  пришли  к обоснованному  выводу о  нарушении  департаментом и предприятием  пункта 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции.