Решение № 04-01/230-2016 по жалобе ООО «Авиа-ФС» (закупка № 0190200000316007224)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/230-2016

по жалобе ООО «Авиа-ФС»

(закупка № 0190200000316007224)

19 июля  2016 года                                                                                                   г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

при участии:

<…> – представитель Заказчика,

<…> – представитель Заказчика,

<…> – представитель Заказчика,

рассмотрев жалобу ООО «Авиа-ФС» (г. Москва) на действия Заказчика Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8901017195) при осуществлении закупки «Выполнение работ по проведению лесоустройства (в части таксации леса и проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов) на землях лесного фонда Приуральского участкового лесничества, Ямальского лесничества в 2016 году» (закупка № 0190200000316007224),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «Авиа-ФС» на положения конкурсной документации на выполнение работ по проведению лесоустройства (в части таксации леса и проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов) на землях лесного фонда Приуральского участкового лесничества, Ямальского лесничества в 2016 году.

По мнению Заявителя, конкурсная документация не соответствует положениям Закона о контрактной системе:

1) Заказчик  не установил предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев,

2) критерии оценки заявок на участие в конкурсе не являются конкурентными.

Согласно доводам жалобы ООО «Авиа-ФС» считает условия конкурса необоснованными, несправедливыми и ограничивающими конкуренцию.

Заявитель считает, что установленные  критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

1. Цена контракта, значимость 60%.

2.         Квалификация участников закупки, значимость 40%, в т.ч.:

2.2. Наличие опыта выполнения участником закупки за период с 2011 по 2015 гг. работ по проведению лесоустройства (подготовительных и полевых лесоустроительных работ) на землях лесного фонда, максимальное значение 100 баллов,

не являются конкурентными, так изначально заложены условия, при которых участнику, у которого до 10 контрактов, чтобы победить в конкурсе участника, у которого более 20 контрактов, необходимо предложить условия снижения по цене контракта как минимум в 2 раза.

По мнению Заявителя, создана ситуация, при которой победителем будет участник с максимальной ценой.

Условие, при котором участник с 10 контрактами получает 30 баллов, а участник с 21 контрактом получает 100 баллов или в 3.3 раза больше, не является конкурентным, а создано специально под конкретную компанию, которая должна победить в конкурсе.

 

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 32 Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), в пункте 3 которых закреплено, что оценка - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".

В соответствии с положениями пункта 8 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух критериев оценки, одним из которых должен быть критерий "цена контракта".

Следовательно, заказчик для оценки заявок на участие в закупке вправе также установить в конкурсной документации как один из нестоимостных критериев, так и оба нестоимостных критерия, за исключением особенностей оценки заявок на выполнение строительных работ, указанных в пункте 11 Правил.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил определено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) по смыслу норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.

Иной подход не отвечал бы самой цели Закона о контрактной системе, предусмотренной в статье 1 (повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок), и, как следствие, не обеспечивал выявление объективно лучшего условия исполнения контракта и допускал неэффективное использование денежных средств, затрачиваемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

Конкурсная документация на осуществление закупки на выполнение работ по проведению лесоустройства (в части таксации леса и проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов) на землях лесного фонда Приуральского участкового лесничества, Ямальского лесничества в 2016 году (далее - Конкурсная документация, выполнение работ по проведению лесоустройства), содержит:

Приложение № 1: Потребность департамента в выполнении работ по проведению лесоустройства.

Приложение № 1.1: Техническое задание на выполнение работ по проведению лесоустройства.

Приложение № 2 к извещению о проведении запроса котировок: Обоснование начальной (максимальной) цены контракта на выполнении работ по проведению лесоустройства.

В конкурсной документации, критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в  конкурсе изложены заказчиком в пункте 6.2. «Инструкция по подготовке заявок на участие в конкурсе», в пункте 6.2.2. раздела 6 «Информационная карта конкурса».

 

В пп. 6.2.4. п. 6.2. «Инструкция по подготовке заявок на участие в конкурсе» указано, что оценка заявок на участие в конкурсе проводится в соответствии с порядком оценки заявок, установленным Правилами, утв. Постановлением № 1085, где определены формулы по стоимостным и нестоимостным показателям, «Инструкция по подготовке заявок на участие в конкурсе» является неотъемлемой частью конкурсной документации. 

 

В пункте 6.2.2. Информационной карты конкурса определены Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость:

1. Цена контракта, значимость 60%.

2. Квалификация участников закупки, значимость 40%, в т.ч.:

2.2. Наличие опыта выполнения участником закупки за период с 2011 по 2015 гг. работ по проведению лесоустройства (подготовительных и полевых лесоустроительных работ) на землях лесного фонда,  максимальное значение – 100 баллов.

Оценка осуществляется по количеству исполненных контрактов/договор на основании формы 4 (для подтверждения предоставить копии контрактов/договоров с приложением оформленных надлежащим образом актов выполненных работ (оказанных услуг):

В случае отсутствия у участника закупки информации по данному показателю или при отсутствии подтверждающих информацию необходимых документов, по этому показателю заявке участника закупки присваивается 0 баллов.

От одного до 10 контрактов/договоров, по этому показателю заявке участника закупки присваивается 30 баллов.

От 11 до 20 контрактов/договоров, по этому показателю заявке участника закупки присваивается 60 баллов.

От 21 и более контрактов/договоров, по этому показателю заявке участника закупки присваивается 100 баллов

 

Таким образом, лучшим условием исполнения контракта по не стоимостному критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя).

В своих пояснениях Заказчик указывает, что оценить по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки» на выполнение работ по проведению лесоустройства возможно только по количеству исполненных контрактов/договоров по данным видам работ.

Предельная величина нестоимостного критерия оценки установлена Заказчиком в 40 %, так как от точности лесоустроительных материалов напрямую зависит правильность назначения лесохозяйственных мероприятий и планирование развития лесного хозяйства автономного округа.

Значение показателей нестоимостных критериев оценки установлены Заказчиком, исходя из требуемых результатов работ.

Лесоустроительные работы являются специализированным видом лесохозяйственной деятельности. Задачей лесоустройства является получение достоверной и разносторонней информации о лесных ресурсах, состоянии лесов, создание информационной базы данных по лесному фонду и лесным ресурсам, обеспечивающей ведение государственного лесного реестра, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Техническое задание на проведение работ по лесоустройству разработано в соответствии с требованием Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516, и включает в себя работы по таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Техническим заданием предусмотрено выполнение следующих этапов работ:

- подготовительные работы;

- подготовка абрисов-снимков;

- закладка тренировочного полигона. Проведение совместной коллективной тренировки специалистов Заказчика и Подрядчика;

- таксация лесов дешифровочным способом;

- таксация лесов глазомерным способом, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;

- камеральная обработка лесоустроительной информации.

 

Критерий оценки заявок на участие в конкурсе «Квалификация участников закупки» определены в 40 % общего значения, так как от точности лесоустроительных материалов напрямую зависит правильность назначения лесохозяйственных мероприятий. Точность определения таксационных показателей зависит от опыта исполнителя работ.

Целью работ является не актуализация имеющихся материалов, а получение объективной информации.

Земельные участки лесного фонда, предусмотренные техническим заданием к проведению лесоустроительных работ, относятся к защитным лесам, категории ценные леса, подкатегории - леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах и характеризуются болотистой местностью. Данные особенности также требуется учитывать при проведении полевых работ.

 

Проанализировав конкурсную документацию, доводы Заказчика, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в конкурсной документации положений, противоречащих требованиям Закона о контрактной системе и Закону о защите конкуренции.

Кроме того, заявителем в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, предусматривающей обязанность заявителя представить документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, не представлено доказательств и сведений, подтверждающих, что положения конкурсной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а также тот факт, что установленные Заказчиком критерии оценки заявок влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь  частью 1 статьи 2пунктом 1 части 15пунктом 2 части 22 статьи 99частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Авиа-ФС» (г. Москва) на действия Заказчика Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа при осуществлении закупки «Выполнение работ по проведению лесоустройства (в части таксации леса и проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов) на землях лесного фонда Приуральского участкового лесничества, Ямальского лесничества в 2016 году» (закупка № 0190200000316007224) необоснованной.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия