Решение № 04-01/268-2016 по жалобе ООО «Компания Интерсвет» (закупка № 0190300001316000606)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/268-2016

по жалобе ООО «Компания Интерсвет»

(закупка № 0190300001316000606)

17 августа  2016 года                                                                                                г. Салехард

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

при участии:

<…> – представитель Заявителя,

рассмотрев жалобу ООО «Компания Интерсвет» (г. Тюмень) на действия Аукционной комиссии МКУ «Управление городского хозяйства» при осуществлении закупки «Выполнение комплекса работ по ремонту сетей уличного освещения» (закупка № 0190300001316000606),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «Компания Интерсвет» на действия Аукционной комиссии МКУ «Управление городского хозяйства» при осуществлении закупки «Выполнение комплекса работ по ремонту сетей уличного освещения».

Заказчик – МКУ «Управление городского хозяйства». НМЦ контракта 7 061 698,04рублей.

По мнению Заявителя, основания для отклонения первой части заявки ООО «Компания Интерсвет», представленные в протоколе рассмотрения первых частей заявок, необоснованны.

Как установлено из жалобы, вывод комиссии о том, что участником закупки не указаны конкретные показатели используемого товара, Заявитель считает не соответствующим действительности.

I.          Предлагаемый в заявке светильник функционирует в сети переменного тока (50 +/- 3 Гц), что подтверждается паспортом светильника и соответствует требованиям ГОСТа. Данный параметр светильника не указывается постоянной цифрой, а имеет свой диапазон работы в сети переменного тока с частотой 50Гц. Диапазон возможного изменения частоты тока в сети +/- 3Гц соответствует требованиям ГОСТа.

II.        Величина Cos ф > 0,97

Заявленная в документации величина Cos ф > 0,97, некорректна, т.к. данный параметр должен указываться знаком больше, либо равно 0,97. Заявленная Заявителем величина не противоречит требованиям документации.

III.       Индекс (коэффициент) цветопередачи

Данный параметр должен указываться знаком больше, либо равно.

Заявленная ООО «Компания Интерсвет» величина не противоречит требованиям документации. Общество заявило не ниже Ra 82, а в документации требуется не ниже Ra 80. Коэффициент цветопередачи, с точки зрения цветоразличения объектов, чем выше, тем лучше. Заявленная величина этого параметра, так же выше требуемого значения, что не противоречит условиям.

IV.       Наработка до первого отказа и срок службы

Наработка до первого отказа светильника и срок службы не могут быть конкретной величиной, все производители указывают с формулировкой «не менее». Если указать точную величину, то это будет означать, что после работы 100 000 часов или по истечении 10 лет работы все светильники должны отказать/сломаться/погаснуть. Поэтому ООО «Компания Интерсвет» указало: «Наработка до первого отказа не менее 100 000 (сто тысяч) часов, с момента ввода в эксплуатацию, срок службы не менее 10 лет». Наработка до первого отказа и срок службы, а так же соответствие светильников ГОСТ указываются в паспорте светильника.

Гарантийный срок является конкретной величиной. В заявке ООО «Компания Интерсвет» указано: «Гарантийный срок эксплуатации 60 месяцев, срок гарантии начинает исчисляться со дня подписания накладных на товар».

V.        Соответствие светильников ГОСТ.

У ООО «Компания Интерсвет» заявлено соответствие ГОСТ: «Светильники соответствуют требованиям безопасности по ГОСТ Р МЭК 60598-1-2003, ГОСТ Р МЭК 598-2-1-97; ГОСТ Р 51318.15-99; ГОСТ Р 51317.3.2-2006; ГОСТ Р МЭК 60598-1-2011» (2-я стр. документа Первой части Заявки на участие в аукционе).

Вывод комиссии о том, что Участником закупки предложены характеристики товара, соответствующие требованиям технического задания заказчика, также несостоятелен:

1.         Количество светодиодов.

Указанное кол-во светодиодов не может являться причиной отказа в рассмотрении заявки, так как количество диодов не влияет ни на один важный (и/или заявленный) параметр светильника. А предъявление требований к количеству диодов указывает на создание документации под какой-то конкретный светильник, что противоречит антимонопольному законодательству.

2.         Габаритные размеры.

Требования к габаритным размерам светильника, разыгрываемого в тендере, неправомерны, т.к. габаритные размеры уличного светильника не играют ни какой роли на его функциональное назначение и его светотехнические и электротехнические характеристики.

Таким образом, Заявитель считает, что законных оснований дли отклонения первой части заявки ООО «Компания Интерсвет» у комиссии не было.

 

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.

При этом положения пункта 4 части 1 статьи 50пункта 2 части 1 статьи 64пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

1. В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

2. В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

3. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Проанализировав аукционную документацию, доводы и документы, представленные Заказчиком, Комиссия установила следующее.

Как указывает Заказчик, первая часть заявки на участие в электронном аукционе Заявителя (порядковый номер заявки на участие в аукционе - № 8) отклонена по основаниям, прямо предусмотренных законодательством и аукционной документацией заказчика, а именно:

- на основании ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе и п. 3.2.2 документации об электронном аукционе - первая часть заявки не соответствует требованиям пп. «б» п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и пп. 3 п. 3.2.2 документации об аукционе. Участником закупки не указаны конкретные показатели используемого товара:

Требования к светильнику светодиодному Технического задания - характеристики сети переменного тока (50 +/- 3 Гц);

Величина Cos ф > 0,97;

Индекс цветопередачи;

Наработка до первого отказа и срок службы;

Соответствие светильников ГОСТ.

Участником закупки предложены характеристики товара, не соответствующие требованиям технического задания заказчика:

Количество светодиодов;

Габаритные размеры.

Заказчик указывает, что руководствуется потребностями организации для полной и эффективной реализации своих основных функций. Ремонт сетей уличного освещения осуществляется для поддержания функционирования городской инфраструктуры, повышения безопасности дорожного движения и жизнедеятельности граждан.

Характеристикам светильников, указанных в техническом задании, соответствует реальный товар, который присутствует на российском рынке в открытом доступе, при этом Заказчиком представлен паспорт только на светодиодный светильник Диора-120 Street SE-Ш-РЭ.  

 

В Российской Федерации частота переменного промышленного тока, вырабатываемого электростанциями, равна 50 Гц «бытовое» напряжение в сети 220 В, либо 380 В, при этом допустимые отклонения частоты тока составляют +/- 5%, предельно допустимые отклонения +/-10%. Таким образом требования, заявленные в п.1 технической документации означают, что световой прибор должен действовать в стандартных сетях напряжением 220 В.

 

Сos φ - это коэффициент мощности тока, характеризующий искажения формы тока, потребляемого от электросети переменного тока, то есть это соотношение полезной активной мощности к полной мощности, что выражается формулой cosφ=P/S.

Данный показатель есть характеризующая переменного электрического тока с точки зрения наличия в нагрузке реактивной составляющей. Коэффициент мощности показывает, насколько сдвигается по фазе переменный ток, протекающий через нагрузку, относительно приложенного к ней напряжения. Численно коэффициент мощности равен косинусу этого фазового сдвига. Так если к источнику синусоидального тока подключить нагрузку, в которой ток опережает или отстаёт по фазе на некоторый угол от напряжения, то на внутреннем активном сопротивлении источника выделяется повышенная мощность.

На практике это означает, что при работе на нагрузку со сдвинутыми напряжением и током от электростанции требуется больше энергии; избыток передаваемой энергии выделяется в виде тепла в проводах и может быть довольно значительным. Минимальный показатель коэффициента равен 0 максимальный 1. Данный параметр закладывается при разработке оборудования, в зависимости от целей и характеристик его использования.

 

Гарантийный срок эксплуатации светодиодного оборудования определяется  соответствии с ГОСТ Р 54815-2011/IEC /PAS 62612:2009, ГОСТ Р 54815-2011/IEC/PAS 62612:2009и ГОСТ Р 56231-2014/IEC /PAS 62722-2-1:2011, ГОСТ IEC 60598-2-1-2011, МЭК 60598-1, в соответствии с которыми  срок службы лампы определяется коэффициентом сохранения светового потока и сроком службы встроенного устройства управления, для которых испытание на долговечность служит критерием надежности и срока службы.  Фактический коэффициент сохранения светового потока ламп может значительно различаться в зависимости от типа и изготовителя.

Не представляется возможным выразить коэффициент сохранения светового потока всех ламп простыми математическими уравнениями. Быстрое начальное уменьшение светового потока автоматически не означает, что конкретная лампа не будет соответствовать нормированному сроку службы.

В стандарте установлены категории по коэффициенту сохранения светового потока, которые охватывают начальное уменьшение светового потока за 25% нормируемого срока службы с максимумом 6000 ч.

Таким образом, ГОСТ указывает минимальную службу светильника как 6000 ч.

 

Заявка участника закупка, чья заявка была признана соответствующей, содержит указание на светодиодный светильник Диора-120 Street SE-Ш-РЭ. Однако, указанные значения не соответствуют значениям, указанным в паспорте на предлагаемый товар:

  1. светильник функционирует при подключении к сети переменного тока 50 Гц и напряжением 220 В, тогда как в паспорте указано не в конкретных величинах: «напряжение питания – 170-270В   50-60 Гц;
  2. Сos φ – в заявке указано – 0,98, тогда как по паспорту ≥0,98; и т.д..

 

Заявитель в заседание Комиссии представил паспорт предполагаемого к поставке товара «Светодиодный светильник «L-street 120», изготовитель ООО «ЛЕДЕЛ» Россия, г. Казань. Характеристики, заявленные в первой части заявки Заявителя, указаны в соответствии с паспортом на данный светильник и соответствуют значениям, установленным в  документации.

Кроме того, Комиссией установлено, ГОСТ Р МЭК 60598-1-2003 заменен на ГОСТ Р МЭК 60598-1-2011, ГОСТ Р МЭК 598-2-1-97 отменен с 1.01.2013. Вместо него введен ГОСТ IEC 60598-2-1-2011.ГОСТ Р 51318.15-99 отменен с 1.03.2015. Вместо него введен ГОСТ CISPR 15-2014. ГОСТ Р 51317.3.2-2006 отменен с 01.01.2014. Вместо него введен ГОСТ 30804.3.2-2013

Между тем, в силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Однако, в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в составе документации отсутствует вышеуказанное обоснование Заказчика.

 

В соответствии с положениями статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, которые должны содержать информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что неустановление заказчиком, в нарушение положений п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, надлежащей инструкции по заполнению заявки привело к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь повлекло за собой признание таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

Данный вывод Комиссии подтверждается решением Аукционной комиссии, изложенным в Протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.08.2016 №0190300001316000606-1.

Согласно данному Протоколу из семи заявок, поданных на участие в рассматриваемом аукционе, признана соответствующей только одна заявка, в содержании которой Комиссией контрольного органа также выявлены показатели, несоответствующие показателям, указанным в паспорте на продукцию.

 

Принимая во внимание положения ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе относительно сроков обжалования положений аукционной документация, Комиссия не имеет оснований для признания действий аукционной комиссии несоответствующими требованиям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, руководствуясь пунктом 1 части 15пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия контрольного органа, по итогам внеплановой проверки, проведенной в рамках рассмотрения жалобы, приходит к выводу, что положения аукционной документация, в части отсутствия  надлежащей инструкции по заполнению заявки, повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, доводы жалобы на действиях Аукционной комиссии признаются необоснованными, однако Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику Предписания о внесении изменений в аукционную документацию, в части корректировки инструкции по заполнению первой части заявки и с учетом настоящего решения Комиссии контрольного органа.

Принимая во внимание факт наличия в составе документации инструкции по заполнению заявок, а также то обстоятельство, что положения аукционной документации не обжаловались, Комиссия считает возможным не возбуждать административное производство в отношении Заказчика, а ограничиться выдачей Предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2пунктом 1 части 15пунктом 2 части 22 статьи 99частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссии

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Компания Интерсвет» (г. Тюмень) на действия Аукционной комиссии МКУ «Управление городского хозяйства» при осуществлении закупки «Выполнение комплекса работ по ремонту сетей уличного освещения» (закупка № 0190300001316000606) необоснованной.

2. Признать Заказчика - МКУ «Управление городского хозяйства» нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64  Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки № 0190300001316000606.

3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.