Решение № 04-01/300(2)-2016 по жалобам ООО «СТРОЙИНВЕСТ», ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» и ИП Черняк Георгий Евгеньевич (закупка № 0190200000316008161)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/300(2)-2016

по жалобам ООО «СТРОЙИНВЕСТ»,  ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» и ИП Черняк Георгий Евгеньевич

(закупка № 0190200000316008161)

19 сентября  2016 года                                                                                             г. Салехард

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

рассмотрев жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (г. Уфа), ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» (г. Омск) и ИП Черняк Георгий Евгеньевич (Алтайский край) на действия Заказчика  - Государственное казенное учреждение «Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН: 8901017526) при осуществлении закупки при осуществлении закупки «Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: «Поликлиника, расположенная по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр-н Мирный, д. 6, корп. 5, в том числе ПИР»» (закупка № 0190200000316008161),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ», ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» и ИП Черняк Георгий Евгеньевич на положения аукционной документации № 0190200000316008161.

Заказчик – ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа». Начальная (максимальная) цена контракта – 64 058 614,00 рублей.

доводы ООО «СТРОЙИНВЕСТ»:

1)  требование к участникам закупки об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального неправомерно и не связано с предметом контракта;

 2) Заказчик не имеет право в одностороннем порядке удерживать сумму неустойки с суммы оплаты по контракту (п. 3.9. проекта контракта);

3) условие п. 3.3 проекта контракта неправомерно;

4)  в нарушение п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение не содержит информацию о порядке предоставления обеспечения исполнения заявки, вместо этого указано: «В соответствии со ст. 44 44-фз».

доводы ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ»:

1)  при установлении требования о наличии свидетельства саморегулируемой организации на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) по одному из подпунктов Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установив требования, влекущие за собой ограничение количества участников аукциона в электронной форме и ограничивает доступ к участию в таком аукционе;

2) в извещении о проведении электронного аукциона не указан исчерпывающий перечень документов, который предоставляется участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона о контрактной системе;

 3) часть документации об аукционе, а именно Приложения 1.3 «Требования к товарам (материалам) применяемым при выполнении работ по капитальному ремонту объекта: «Поликлиника, расположенная по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр-н Мирный, д. 6, корп. 5, в том числе ПИР» документации об электронном аукционе (далее – Приложение 1.3), размещено в формате Pdf с интегрированными изображениями растровой графики. Непосредственно текстом документа в данном случае является изображения, представляющие собой документы в «графическом формате», не позволяющей произвести поиск и копирование отдельных фрагментов текста.

доводы ИП Черняк Георгий Евгеньевич:

1) «Требование к товарам (материалам) приложение 1.3» - данный документ не обеспечивает возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»);

2) Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, что нарушает п.2 ч.1 ст.33 44-ФЗ.

 

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

<…>

 II. Относительно доводов жалобы ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ»

1) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

При этом, в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного или муниципального контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки.

При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Аукционной документацией установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, о наличии копии свидетельства СРО по видам работ в соответствии с дефектной ведомостью, при отсутствии полного перечня допусков к работам, наличие пункта 33.

При этом, как пояснил представитель Заказчика, аукционная документация не содержит требования о том, что у участника закупки должен быть полный перечень подпунктов пункта 33 и, следовательно, участник закупки, обладающий свидетельством СРО по видам работ "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" (п. 33), в котором отсутствует расшифровка (перечисление всего ряда подпунктов), будет признан соответствующим требованиям документации и Закона о контрактной системе.

Таким образом, требование о предоставлении копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части  наличия в свидетельстве, выданном  саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду, пункта 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" (при отсутствии полного перечня допусков к работам, являющимся объектом закупки) не ограничивает доступ к участию в рассматриваемом аукционе.

Жалоба в данной части необоснованна.

 

2) В силу п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:

- требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В Изменениях извещения о проведении электронного аукциона от 25.08.2016 для закупки №0190200000316008161 указано:

Преимущества и требования к участникам:

Преимущества – не установлены.

Требования к участникам:

Иные дополнительные требования к участникам (в соответствии с частью 2 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

- Копии ранее исполненных контрактов, договоров и актов выполненных работ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 №99; - Копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 №99. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора, на право заключить который проводится закупка.

Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

- Копия свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. (По видам работ в соответствии с проектной документацией, при отсутствии полного перечня допусков к работам, наличие п. 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)"; - Копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений или договор, заключенный с субподрядной организацией, имеющей такую лицензию. - Запрет к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено.

Требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (в соответствии с частью 1.1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

Дополнительная информация к требованию отсутствует

Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ) – Ограничения не установлены.

Довод жалобы относительно того, что Заказчиком нарушен пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, не нашел своего подтверждения.

 

3) В соответствии с частью 1 статьи 60 Закона о контрактной системе установлено, что обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

В соответствии с частью 6 статьи 60 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента размещения информации, связанной с проведением электронного аукциона, в единой информационной системе и на электронной площадке указанная информация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе и на электронной площадке без взимания платы. При этом согласно части 9 статьи 60 Закона о контрактной системе в случае, если предусмотрено направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или этим участником заказчику, указанный документооборот осуществляется через электронную площадку.

В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.

Взаимодействие указанной информационной системы с иными информационными системами, в соответствии с ч. 2 данной статьи, обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 44-ФЗ в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

В силу ч. 2 ст. 7 Закона N 44-ФЗ открытость и прозрачность информации, указанной в ч. 1 данной статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

На основании ч. 3 ст. 7 Закона N 44-ФЗ информация, размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В ч. 2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ установлено, что Заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 913 утверждено Положение о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию, вступившее в силу с 1 января 2014 г.

Согласно письму Минэкономразвития России от 17.06.2016 N Д28и-1521, на которое, в т.ч., ссылается Заявитель, нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").

Также согласно подпунктам "л" и "м" пункта 14 правил функционирования ЕИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать:

возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;

возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.

На основании изложенного Минэкономразвития России полагает, что, если документация о закупке, размещенная заказчиком в ЕИС, содержит ограничения для ознакомления (текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов), данное действие нарушает положения Закона N 44-ФЗ.

Между тем, информация, размещаемая на официальных сайтах с целью проведения аукциона, должна быть доступной. Однако Закон N 44-ФЗ и Положение не закрепляют, в каком именно формате она должна быть опубликована в Интернете.

Суды при рассмотрении аналогичных вопросов допускают наличие фонового рисунка в формате PDF.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 13.03.2014 N Ф05-494/2014 суд указал, что PDF - стандартный межплатформенный формат файлов, позволяющий осуществлять обмен готовыми к печати документами, который создается при сканировании бумажных форм документов сканерами различных производителей, в соответствии со спецификацией Adobe Portable Document Format; при сканировании PDF файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование. В таком виде документы в формате PDF размещаются и позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами. Таким образом, размещенная на сайте документация опубликована в общедоступных форматах, доступна для ознакомления и не зашифрована. При этом фоновый рисунок в формате PDF возможности ознакомления участников размещения заказа с документацией об аукционе не ограничивает.

Также в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2013 N 09АП-32648/2013 разъяснено, что при сканировании PDF файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование. В таком виде документы в формате PDF размещаются и позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами.

Несмотря на то, что вышеприведенные судебные акты основаны на анализе норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", они остаются актуальными и на момент рассмотрения настоящего дела, так как Закон о контрактной системе содержит аналогичные требования, предъявляемые к доступности и открытости информации, размещаемой в единой информационной системе в сфере закупок с целью проведения электронного аукциона.

Согласно решению Арбитражного суда Тверской области от 22.01.2015 № А66-15075/2014, постановлению Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 и постановлению Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.09.2015 по тому же делу № А66-15075/2014, Определению Верховного суда Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 307-КГ15-17127), суды пришли к следующим выводам:

«…Основной целью функционирования официального сайта является размещение соответствующей информации и обеспечение беспрепятственного доступа с целью ознакомления с ней всех заинтересованных лиц. Требований об обязательном наличии на официальном сайте возможности копирования и печати фрагментов текста не установлено.

… заказчик был обязан разместить информацию об аукционе на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных именно с ее ознакомлением.

Ни нормы  Закона № 44-ФЗ, ни Положения N 913 не устанавливают требований к форматам размещаемых файлов и их функциональным характеристикам, а наличие/отсутствие возможности печати и копирования фрагментов текста аукционной документации не ограничивает пользовательский доступ и не препятствует ознакомлению с ней.

Информация, размещаемая на официальных сайтах с целью проведения закупочных процедур, должна быть доступной.

… Вместе с тем, как установлено судами, ни Закон № 44-ФЗ, ни указанные Положения не содержат требований об обязательном обеспечении при размещении информации на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов возможности копирования фрагментов текста, как и не закрепляют, в каком именно формате она должна быть опубликована.

Термин «ознакомление» буквально означает получение сведений, приобретение каких-либо знаний, получение представлений о чем-нибудь».

Кроме того, судами указано, что все участники аукциона находились в равных правах и имели равные возможности как по ознакомлению с размещенной информацией (документацией), так и по возможности её копирования, размещение информации в формате PDF, не поставило кого-либо в преимущественное положение по отношению к другим участникам аукциона.

 

Таким образом, исходя из анализа норм Закона N 44-ФЗ, Положения и судебной практики можно сделать вывод, что фоновый рисунок в техническом задании, а именно Приложения 1.3 «Требования к товарам (материалам) применяемым при выполнении работ по капитальному ремонту объекта: «Поликлиника, расположенная по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр-н Мирный, д. 6, корп. 5, в том числе ПИР» документации об электронном аукционе (далее – Приложение 1.3), в формате PDF не ограничивает возможности ознакомления участников размещения заказа с документацией об аукционе, а также есть возможность конвертирования Приложения 1.3.

При сканировании PDF файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование. В таком виде документы в формате PDF размещаются и позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами.

PDF - стандартный межплатформенный формат файлов, позволяющий осуществлять обмен готовыми к печати документами, который создается при сканировании бумажных форм документов сканерами различных производителей, в соответствии со спецификацией AdobePortableDocumentFormat; при сканировании PDF файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование. В таком виде документы в формате PDF размещаются и позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами.

Таким образом, размещенная на сайте документация опубликована в общедоступных форматах, доступна для ознакомления и не зашифрована. При этом фоновый рисунок в формате PDF возможности ознакомления участников размещения заказа с документацией об аукционе, а именно Приложения 1.3 «Требования к товарам (материалам) применяемым при выполнении работ по капитальному ремонту объекта: «Поликлиника, расположенная по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр-н Мирный, д. 6, корп. 5, в том числе ПИР» документации об электронном аукционе (далее – Приложение 1.3), не ограничивает.

Жалоба в данной части признается необоснованной.

Таким образом, доводы жалобы ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» относительно того, что  действия заказчика при осуществлении закупки № 0190200000316008161 не правомерны и необоснованны, нарушают законные интересы участников закупки, в том числе Заявителя, а также приводят к ограничению доступа к участию в аукционе, не нашли своего подтверждения.

 

III. Относительно доводов жалобы ИП Черняк Георгий Евгеньевич

Довод Заявителя о том, что документация о закупке - Требование к товарам (материалам) приложение 1.3» - размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, и данное действие нарушает нормы Закона о контрактной системе рассмотрены выше, совместно с аналогичными доводами, указанными в жалобе ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ».

Таким образом, Комиссия контрольного органа, пришла к выводу, что размещенная на сайте документация опубликована в общедоступном формате, доступна для ознакомления и не зашифрована, фоновый рисунок в формате PDF не ограничивает возможности ознакомления участников размещения заказа с документацией об аукционе, а именно Приложения 1.3 «Требования к товарам (материалам) применяемым при выполнении работ по капитальному ремонту объекта: «Поликлиника, расположенная по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр-н Мирный, д. 6, корп. 5, в том числе ПИР».

Действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Доводы жалобы ИП Черняк Георгий Евгеньевич в данной части также необоснованны.

 

Относительно доводов индивидуального предпринимателя о том, что Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, что нарушает п.2 ч.1 ст.33 44-ФЗ, установлено следующее.

Согласно статье 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать. в т.ч., наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Требования к товарам, которые используются при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении 1.3 «Требования к товарам (материалам) применяемым при выполнении работ по капитальному ремонту объекта: «Поликлиника, расположенная по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр-н Мирный, д. 6, корп. 5, в том числе ПИР» документации об электронном аукционе.

В пункте 20 «Кирпич керамический рядовой» заказчик предъявляет требование на соответствие материала ГОСТ 530-2012. Заказчик предъявляет требование к скорости начальной абсорбции воды опорной поверхностью (постелью) которое не должно превышать 3.00 кг/(м2*мин).

В ГОСТ 530-2012 указано, что для рядовых изделий максимальное значение без ограничений.

Таким образом, Заказчиком не разграничено требование к скорости начальной абсорбции воды опорной поверхностью (постелью) для рядовых изделий (указано только для лицевых значений).

Заказчик предъявляет требование к классу средней плотности изделия 2.0 и требование к величине средней плотности кирпича от 700 до 2400 кг/м3, в то время как в ГОСТ 530-2012 для кирпича класса средней плотности 2.0 указана величина средней плотности  1410-2000 кг/м3.

Заказчик предъявляет требование к марке кирпича по прочности М200 и указывает наименьший требуемый предел прочности для отдельного образца:

- при сжатии изделия более 15 МПа;

- при изгибе изделия более 1,5 МПа.  

В ГОСТ 530-2012 указан наименьший предел прочности для отдельного образца марки М200:

- при сжатии изделия  17,5 МПа;

- при изгибе изделия  1,7 МПа.  

 

Заказчику требуются гипсокартонные листы толщиной 14 мм, и предъявляется требование к разрушающей нагрузке для образцов не менее 22 (22,2)/81 (8,1) Н (кгс) в продольном и поперечном направлении соответственно.

В ГОСТ 6266-97 в п.5.2.2 указанно, что разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе при постоянном пролете (l= 350 мм) должна быть не менее 360 (36)/116 (11.6) Н (кгс) в продольном и поперечном направлении соответственно.

 

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. В соответствии с ч. 2 ст. 33 данного закона документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Частью 1 статьи 67 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 данного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

При этом в силу пункта 1 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 данного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Между тем, согласно выводам, сделанным судами по делу № А40-37320/16 (решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.05.2016 по делу № А40-37320/16 и Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016 № А40-37320/16), принимая решение об участии в аукционе, участник должен располагать точными сведениями о свойствах и характеристиках используемых им материалов (товаров) и указывать их конкретные значения.

Значение аукциона заключается не только в обеспечении участия в нем всем желающим и недопущения ограничения конкуренции, но и в обеспечении возможности заказчику выбрать для него наиболее привлекательный результат выполнения работ, оказания услуг либо поставки товара, соответствующий его требованиям, то есть в обеспечении возможности выбора, основываясь на конкретных и точных данных, представленных участниками аукциона.

Критерии, заданные приложением 1.3. аукционной документации, не противоречат требованиям ГОСТ.

В Приложение 1.3 Инструкция по заполнению заявки участником закупки по товарам, используемым при оказании услуг: Особенности заполнения заявки с учетом требования к товарам, используемым при выполнении работ. Сведения в заявку на участие в аукционе вносятся участником размещения заказа с учетом следующих положений:

… конкретные показатели, характеристики товара, используемого при выполнении работ, представляются в отношении каждого вида (типа) товара, используемого при выполнении работ по предмету аукциона в электронной форме.

… Если в характеристиках, указанных в настоящем приложении, используется слово «более», «менее», «выше», «ниже» и т.д., то конкретный показатель характеристики товаров, используемого при выполнении работ, не должен иметь показатель, указанный в настоящем положении, а должен быть больше или меньше, выше или ниже этого показателя (например: «более 10», т.е. показатель 11 и выше, «менее 10», т.е. показатель 9 и ниже). Если используются слова «не менее», «не более», «не выше», «не ниже» и т.д., в этом случае конкретный показатель характеристики товара, используемого при выполнении работ, может иметь показатель, указанный в настоящем приложении или же быт больше или меньше, выше или ниэ/се (например: «не менее 10», т.е. показатель 10 и выше, «не более 10», т.е. показатель 10 и ниже)…

Таким образом, Заказчик, в соответствии с нормами Закона о контрактной системе, установил требование к участнику закупки при заполнении первой части заявки.

Проанализировав доводы жалобы в данной части, Комиссия контрольного органа признает их обоснованными в части ненадлежащего оформления Заказчиком  максимальных и (или) минимальных значения показателей к товарам, указанным Заявителем, который необходим к использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки и использования более расширенных значений показателей, которые предусмотрены техническими регламентами.

В действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Доводы жалобы в данной части признаются обоснованными.

 

Вместе с тем, Комиссия контрольного органа отмечает следующее.

В силу положений статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Заявителем не представлено каких-либо доказательств тому, что ненадлежащее оформление Заказчиком  максимальных и (или) минимальных значения показателей к товарам по позициям 1, 20, установление критериев не в точном соответствии с ГОСТами,  повлекли за собой ограничение количества участников закупки и приведи к необоснованному отклонению первых частей заявок.

Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

Заказчиком указано, что Заявитель данным ему правом не воспользовался и запросов на разъяснения положений документации не направлял.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.09.2016 №0190200000316008161-1 количество заявок, поданных на участие в аукционе: 4, все заявки допущены к участию в аукционе.

У Комиссии контрольного органа нет оснований полагать, что несоблюдение Заказчиком положений п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе повлекло за собой ограничение количества участников закупки и привело к признанию заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

Согласно пункту 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия вправе не выдавать предписание в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Руководствуясь  пунктом 3 части 14, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу <…>  необоснованной.

2. Признать жалобу ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» (г. Омск) на действия Заказчика  - ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа» при осуществлении закупки при осуществлении закупки «Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: «Поликлиника, расположенная по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр-н Мирный, д. 6, корп. 5, в том числе ПИР»» (закупка № 0190200000316008161) необоснованной.

3. Признать жалобу ИП Черняк Георгий Евгеньевич (Алтайский край) на действия Заказчика  - ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа» при осуществлении закупки при осуществлении закупки «Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: «Поликлиника, расположенная по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр-н Мирный, д. 6, корп. 5, в том числе ПИР»» (закупка № 0190200000316008161) обоснованной, в части ненадлежащего оформления Заказчиком  максимальных и (или) минимальных значения показателей к товарам, указанным Заявителем, который необходим к использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки и использования более расширенных значений показателей, которые предусмотрены техническими регламентами.

4. Признать Заказчика  - ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа» нарушившим положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

5. Предписание об устранени нарушений не выдавать в виду того, что выявления нарушения Закона о контрактной системе не могут повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

6. Административное производство по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица Заказчика, утвердившего аукционную документацию  № 0190200000316008161, не возбуждать, в виду решения данного вопроса по итогам рассмотрения дела № 04-01/264-2016.