Решение № 04-01/348(2)-2016 по жалобам ООО «СТРОЙИНВЕСТ», ООО «МС-Строй» (закупка № 0190300000216000351)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/348(2)-2016

по жалобам ООО «СТРОЙИНВЕСТ», ООО «МС-Строй»

(закупка № 0190300000216000351)

22 ноября  2016 года                                                                                             г. Салехард

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

рассмотрев жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (г. Уфа), ООО «МС-Строй» (г. Тюмень)  на действия Заказчика  Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства города Лабытнанги» (ИНН: 8902003396) при осуществлении закупки «Выполнение капитального ремонта объекта: Детский сад «Золотой ключик», корпус №1, 2, 3, 4, г. Лабытнанги, ул. Обская, д.35.»  (закупка № 0190300000216000351),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ», ООО «МС-Строй»  (г. Орел) на положения аукционной документации  № 0190300000216000351 ««Выполнение капитального ремонта объекта: Детский сад «Золотой ключик», корпус №1, 2, 3, 4, г. Лабытнанги, ул. Обская, д.35.».

Заказчик - Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства города Лабытнанги».

НМЦ контракта 10 000 000,00 рублей.

По мнению ООО «Стройинвест», документация об аукционе утверждена с нарушениями положений Закона о контрактной системе:

  1. Заказчик нарушил положения части 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ;
  2. в проекте контракта отсутствует обязательное условие об источнике финансирования;
  3. включение в проект контракта пункта 3.4 – неправомерно;

требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ (за исключением работ по организации строительства), нарушают часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

ООО «МС-Строй» указывает на следующие нарушения Заказчиком положений Закона о контрактной системе:

1)  необоснованно установлено требование о наличии СРО с видами работ "Наружные системы водопровода и теплоснабжения";

2) в ведомости материалов указан товарный знак без сопровождения словом "или эквивалент";

3) Заказчик установил невыполнимое условие по срокам работ.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

1) Относительно доводов ООО «Стройинвест»

Частями 3, 4 ст. 65 Закона 44-ФЗ установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона 44-ФЗ запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Срок окончания подачи заявок установлен в аукционной документации 16.11.2016г., и согласно п. 6 аукционной документации установлен срок подачи запросов участниками закупок 12.11.2016г., то есть за три дня до даты окончания срока подачи заявок, а не 12.10.2016г. как указано в жалобе.

Довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона 44-ФЗ извещение о проведение электронного аукциона содержит информацию об источнике финансирования. В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона 44-ФЗ аукционная документация содержит информацию об источнике финансирования (п. 9 аукционной документации).

Согласно ч. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Муниципальный контракт на выполнение капитального ремонта объекта: Детский сад «Золотой ключик», корпус №1, 2, 3, 4, г. Лабытнанги, ул. Обская, д.35 относится по виду гражданско-правого договора к договору подряда.

Существенными условиями договора подряда являются:

- условия, позволяющие определить конкретный вид работы (п. 1 ст. 702 ГК РФ);

- условие о начальном и конечном сроке выполнения работ (п. 1 ст. 708 ГК РФ).

К существенным условиям государственных (муниципальных) контрактов можно отнести условия определенные в ст. 34 Закона 44-ФЗ, в который отсутствует такое условие как источник финансирования.

Таким образом, источник финансирования не является существенным условием муниципального контракта, и в соответствии со ст. 34 Закона № 44-ФЗ обязательным условием которое должен содержать государственный (муниципальный) контракт.

 

Положения аукционной документации в данной части не противоречат ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ,  контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Как пояснил в заседании Комиссии представитель Заказчика и Уполномоченного органа,, в случае, если заявка победителя аукциона будет содержать документ подтверждающий применение победителем закупки упрощенной систему налогообложения, то при направлении проекта муниципального контракта победителю аукциона в п. 3.4 проекта муниципального контракта слова «счет-фактура» будут заменены на слова «счет», что соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ.

Кроме того, наименование документа, который является основанием для оплаты, не является существенным условием муниципального контракта и его изменение возможно после подписания муниципального контракта в соответствии со ст. 95 Закона 44-ФЗ.

Заявитель на заседание Комиссии не явился, доводы относительно того, какие нормы Закона 44-ФЗ по данному обстоятельству нарушены заказчиком, не представил.

Данный довод жалобы признается необоснованным.

 

Заказчиком в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона 44-ФЗ и Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития от 30.12.2009 № 624 установлены следующие требования к участникам закупки:

- наличие свидетельства  выданного саморегулируемой организацией (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с допуском участника размещения заказа к  работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и являющихся предметом контракта и/или его части (в соответствии с приказом № 624  от 30.12.2009г.)

III Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту

п.16. Устройство наружных сетей водопровода;

п.п.16.4 Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода;

п.18. Устройство наружных сетей теплоснабжения;

п.п.18.5. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения.

     или работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), в частности: п.33.3.Жилищно-гражданское строительство

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.

Таким образом, установленное Заказчиком требование о наличии СРО с открытыми видами работ или открытым генеральным подрядом, так как в зависимости от открытых в СРО видов работ, участник аукциона может иметь право как лично выполнять работы предусмотренные аукционом, так и выступать генеральным подрядчиком, или часть работ выполнить лично, а на часть заключить договор с подрядной организацией, при наличии у неё СРО с открытыми необходимыми видами работ, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

 

Принимая во внимание вышеизложенное, доводы жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» признаются необоснованными.

 

2) Относительно доводов ООО «МС-Строй»

Пунктами 16.4 и 18.5 раздела 3 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» предусмотрено, что при выполнении работ на наружных сетях водопровода и теплоснабжения подрядчик должен иметь открытые виды работ по очистке полости и испытание трубопроводов водопровода, очистке полости и испытание трубопроводов теплоснабжения.

Представителем Заказчика пояснено следующее.

Ведомостью объемов работ № 8 «Наружные сети теплоснабжения, водоснабжения» предусмотрены виды работ по врезке в существующие сети водопровода и теплоснабжения.

Разделом 7 СНиП 3.05.04-85* предусмотрено что, при отсутствии в проекте указания о способе испытания напорные трубопроводы подлежат испытанию на прочность и герметичность, как правило, гидравлическим способом. В зависимости от климатических условий в районе строительства и при отсутствии воды может быть применен пневматический способ испытания для трубопроводов с внутренним расчетным давлением Рр, не более:

подземных чугунных, асбестоцементных и железобетонных - 0,5 МПа (5 кгс/см2);

подземных стальных - 1,6 МПа (16 кгс/см2);

надземных стальных - 0,3 МПа (3 кгс/см2).

Испытание напорных трубопроводов всех классов должно осуществляться строительно-монтажной организацией, как правило, в два этапа:

первый - предварительное испытание на прочность и герметичность, выполняемое после засыпки пазух с подбивкой грунта на половину вертикального диаметра и присыпкой труб в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87 с оставленными открытыми для осмотра стыковыми соединениями; это испытание допускается выполнять без участия представителей заказчика и эксплуатационной организации с составлением акта, утверждаемого главным инженером строительной организации;

второй - приемочное (окончательное) испытание на прочность и герметичность следует выполнять после полной засыпки трубопровода при участии представителей заказчика и эксплуатационной организации с составлением акта о результатах испытания по форме обязательных приложений 1 или 3.

Пунктом 2.7.13 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее – Правила), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, предусмотрено что, работы, выполняемые при капитальном ремонте тепловых энергоустановок, принимаются по акту. К акту приемки прилагается вся техническая документация по выполненному ремонту (эскизы, акты промежуточных приемок по отдельным узлам и протоколы промежуточных испытаний, исполнительная документация и др.).

Пунктом 5.2.5. Правил определено, что после капитального ремонта, а также ремонтов, связанных с вырезкой и переваркой участков трубопровода, заменой арматуры и тепловой изоляции, перед включением оборудования в работу проверяются:

- исправность неподвижных и подвижных опор и пружинных креплений;

- размер затяжки пружин подвесок и опор в холодном состоянии;

- исправность индикаторов тепловых перемещений;

- возможность свободного перемещения трубопроводов при их прогреве;

- состояние дренажей и воздушников, предохранительных устройств;

- легкость хода подвижных частей арматуры;

- соответствие сигнализации крайних положений запорной арматуры ("открыто" - "закрыто") на щитах управления ее фактическому положению;

- исправность тепловой изоляции.

Также проводятся гидравлические испытания с целью проверки прочности и плотности отремонтированного участка со всеми элементами и арматурой пробным давлением. Результаты испытаний вносятся в паспорт.

Пунктом 6.2.9. Правил определено, что  после завершения строительно-монтажных работ (при новом строительстве, модернизации, реконструкции), капитального или текущего ремонта с заменой участков трубопроводов трубопроводы тепловых сетей подвергаются испытаниям на прочность и плотность.

Таким образом, после выполнения работ на наружных сетях водопровода и теплоснабжения подрядчик обязан провести испытание сетей водопровода и теплоснабжения.

В этой связи, Комиссия контрольного органа считает, что  требование о наличии СРО установлено заказчиком обоснованно.

 

Заказчиком в соответствии со ст. 33 Закона 44-ФЗ в ведомостях материалов определены минимальные, максимальные и показатели которые не изменяются материалов, которые необходимо использовать при производстве работ.

В пункте 33 аукционной документации заказчиком установлено что, в случае если при описании материалов использовались товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование модели, артикул, которые принадлежат одному производителю, то к данным материалам применяются эквиваленты, за исключением материалов отмеченных знаком «*».

То есть, ко всем материалам, указанным в ведомостях материалов с указанием товарного знака (его словесного обозначения), знака обслуживания, фирменного наименования, патента, полезных моделей, промышленных образцов, наименований модели, артикула, которые принадлежат одному производителю, установлен эквивалент, что соответствует требованиям Закона 44-ФЗ.

Довод жалобы признается необоснованным.

 

На заседании Комиссии представителем заказчика относительно сроков выполнения работ было пояснено следующее.

Календарный план разработан на максимальное количество дней для выполнения объемов работ в 2 смены, параллельно в двух корпусах с последующим переходом строительных бригад в следующие два корпуса.

Сокращение сроков возможно при условии:

  1. Выполнение работ параллельно в четырех корпусах, при данном варианте максимальное время выполнения общестроительных работ составляет 14 дней;
  2. Выполнения работ в 3 смены, сокращение сроков до 9 дней;
  3. Производства работ методом совмещения, при условии бесперебойного обеспечения строительными материалами.

Основные материалы, необходимые для выполнения отделочных работ, а именно гипсоволокнистые листы, шпаклевка гипсовая КНАУФ, стеклообои «зигзаг» под покраску, краска латексная доступны для приобретения в розничной торговле города Лабытнанги в достаточном количестве.

Кроме того, условия муниципального контракта допускают привлечения субподрядных организаций, с целью выполнения работ в максимально короткие сроки.

Заказчиком с целью анализа рынка города Лабытнанги в части сроков выполнения работ, перед осуществлением закупки, направлено 5 запросов потенциальным подрядчикам, из полученных ответов после изучения ведомостей объемов работ, следует, что достаточный срок для выполнения работ составляет 10-18 дней.

Также свидетельствует о возможности выполнить работы до 25 декабря 2016г., это 5 заявок участников аукциона.

Заявитель на заседание Комиссии не явился, доводы относительно того, какие нормы Закона 44-ФЗ по данному обстоятельству нарушены заказчиком, не представил.

Данный довод жалобы признается необоснованным.

 

Исходя из вышеизложенного, доводы жалобы ООО «МС-Строй» не нашли своего подтверждения. Жалоба признается необоснованной.

 

Кроме того, Комиссия контрольного органа отмечает следующее.

В жалобе заявители указывают, что аукционная документация утверждена с нарушением требований действующего законодательства и Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Частью 1 ст. 105 Закона 44-ФЗ предусмотрено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Частью 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Частью 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ установлено, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Поскольку заявители предполагают, что утвержденная документация ущемляет их права и законные интересы, положение ч. 9 ст. 105 Закона 44-ФЗ указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.

Более того, необходимо иметь в виду, что установление в аукционной документации нарушения положений Закона 44-ФЗ и выдача соответствующего предписания об устранении допущенных нарушений должно повлечь за собой восстановление нарушенных прав и законных интересов подателя жалобы, между тем, жалоба заявителей не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки.

Кроме того, как обоснованно отметил представитель Заказчика, в аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», данное требование заявителями не обжалуется.

В соответствии с п.. м ч. 1 ст. 5 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон 129-ФЗ), государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержит сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

Сведения, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляются в виде выписки из государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч. 2 ст. 6 Закона 129-ФЗ).

Как следует из выписок из государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у заявителей отсутствует лицензия по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Следовательно, в случае подачи заявителями заявки на участие в аукционе, заявители будут отстранены от участия в аукционе на основании несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ст. 31 Закона 44-ФЗ.

Таким образом, отсутствует факт нарушения прав и законных интересов заявителей, а заявителем может быть только лицо, чьи права и законные интересы нарушены.

Руководствуясь  частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (г. Уфа), ООО «МС-Строй» (г. Тюмень)  на действия Заказчика  Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства города Лабытнанги» (ИНН: 8902003396) при осуществлении закупки «Выполнение капитального ремонта объекта: Детский сад «Золотой ключик», корпус №1, 2, 3, 4, г. Лабытнанги, ул. Обская, д.35.»  (закупка № 0190300000216000351) необоснованными.

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.