Состоялась пресс-конференция руководителя Ямало-Ненецкого УФАС России О.Ю.Печерина

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы 

по Ямало-Ненецкому автономному округу

 

г.Салехард

 

 

10 февраля 2010

  

 Сегодня мы проводим, традиционную пресс-конференцию, посвященную итогам деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу в 2009 году и основным задачам, которые будут стоять перед Управлением в 2010 году.   

 Безусловно, происходящие в стране кризисные явления не лучшим образом сказываются на развитии конкурентных отношений, более слабые в экономическом отношении хозяйствующие субъекты вынуждены уходить с рынка. У более сильных субъектов в связи с этим усиливается рыночная власть и, как правило, появляются соблазны злоупотреблений. Поэтому задача антимонопольных органов в настоящее время заключается в поддержании условий справедливой конкуренции. 

2009 год был годом очередного совершенствования антимонопольного законодательства - в августе вступил в действие так называемый «второй антимонопольный пакет, который почти на треть изменил действующий закон «О Защите конкуренции», а также внес ряд новых положений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Одним из самых серьезных новшеств пакета можно назвать изменения в статье 178 Уголовного кодекса РФ: они значительно расширяют возможности применения уголовных санкций за нарушение антимонопольного законодательства вплоть до лишения свободы.

В 2009 году в деятельности Управления можно выделить 6 основных направлений:

   контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных и финансовых рынках;

контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти всех уровней;

контроль за предоставлением государственных и муниципальных преференций;

 контроль размещения государственных и муниципальных заказов;

контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

контроль за соблюдением рекламного законодательства.

Кратко постараюсь осветить каждое из направлений нашей деятельности. 

Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства  

на товарных и финансовых рынках 

 В 2009 году в Ямало-Ненецкое УФАС России поступило 101 заявление о нарушениях антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на том или ином рынке.

6 заявлений нами было направлено по принадлежности для рассмотрения в другие государственные органы в соответствии с их компетенцией. 

95 заявлений было принято к рассмотрению. 

 

Распределение заявлений по статьям Федерального закона  

№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

Наименование статьи закона № 135-ФЗ

2009 год

2008 год

2007 год

статья 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»

54

23

20

статья 14 «Запрет на недобросовестную конкуренцию»

7

3

-

статья 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти

21

5

5

статья 16 «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов власти»

1

1

-

статья 17 «Антимонопольные требования к торгам»

9

8

1

Статья 17.1 «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества»

3

-

-

 

ИТОГО:

 

 

 

 

95

 

 

 

 

40

 

 

 

 

26

 

 

 

 По результатам рассмотрения поступивших заявлений в 53 случаях в возбуждении дела было отказано, 1 нарушение было устранено до возбуждения дела, было возбуждено 41 дело.   

Кроме того, по результатам проведенных в течение года контрольных мероприятий по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства по инициативе управления было возбуждено еще 239 дел. Таким образом, в 2009 году было возбуждено 271 дело по признакам нарушений антимонопольного законодательства.  

В результате рассмотрения дел было принято 62 решения о прекращении производства по делу, в том числе в 58 случаях в связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства, по 209 делам были установлены факты нарушения антимонопольного законодательства.  

Принято 159 решений о выдаче предписаний, 113 предписаний исполнено, 23 – находятся в стадии исполнения, 23 предписания не исполнены.

В 2009 году территориальным управлением было рассмотрено 21 заявление на действия органов власти и органов местного самоуправления по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения которых возбуждено 8 дел. Кроме того, по инициативе управления также было возбуждено 25 дел. В результате рассмотрения 7 дел было прекращено в виду не подтверждения фактов нарушения антимонопольного законодательства, по 26 делам принято решение о наличии нарушений. Выдано 20 предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства.  

К числу наиболее типичных нарушений требований статьи 15 Закона «О защите конкуренции», совершаемых органами власти, следует отнести: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта (7 фактов), нарушение порядка предоставления государственных и муниципальных преференций (3 факта)

Пример:

Ямало-Ненецкое УФАС России по собственной инициативе возбудило дело в отношении Администрации муниципального образования село Самбург (ЯНАО, Пуровский район, с. Самбург) по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в предоставлении органом местного самоуправления муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, а именно, выделение средств местного бюджета в виде дотации на разницу в тарифах на сбор и вывоз жидких бытовых отходов по договору, заключенному между Администрацией МО с. Самбург и Обществом с ограниченной ответственностью «Самбургская транспортная обслуживающая компания».

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приняла решение о признании Администрации МО с. Самбург нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выдала предписание о прекращении нарушения:

В целях создания для хозяйствующих субъектов равных условий деятельности на соответствующем товарном рынке и развития конкуренции на территории муниципального образования с. Самбург Администрации МО с. Самбург, Главе Администрации МО с. Самбург предписано обратиться к Собранию депутатов МО с. Самбург с предложением о внесении изменений в решение Собрания депутатов МО с. Самбург «О бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», в части указания конкретного получателя субсидии на 2010-2011 годы на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

Предписание не обжаловано. Находится в стадии исполнения 

В 2009 году с целью проверки на соответствие антимонопольному законодательству актов, принятых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органами местного самоуправления, проводились следующее мероприятия: 

1. Ежеквартальные проверки порядка предоставления земельных участков, финансовых средств, а так же порядка предоставления в пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества. 

2. Рассматривались заявления на действия органов власти, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе выразившееся в принятие нормативных правовых или ненормативных актов. 

3. Проводились плановые выездные и камеральные контрольные мероприятия по проверке деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти ЯНАО, органов местного самоуправления, в части соблюдения антимонопольного законодательства. 

Обращения в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования в отношении нормативно правовых актов, противоречащих антимонопольному законодательству, в отчетный период не направлялись.  

За период 2009 года территориальным управлением по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции было рассмотрено 3 заявления.  

По результатам рассмотрения 2-х заявлений в возбуждении дела было отказано. По одному заявлению возбуждено дело, в результате рассмотрения которого было выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Предписание исполнено в установленные сроки. 

Пример:

 

По заявлению индивидуальных предпринимателей Торгового центра «Юбилейный», расположенного в Красноселькупском районе,                                на действия Администрации МО с. Красноселькуп, в лице Управления муниципального имущества Администрации МО с. было возбуждено дело по признакам нарушения Администрацией МО с. Красноселькуп ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции. 

В ходе рассмотрения материалов дела был доказан факт нарушения управлением муниципального имущества Администрации МО с. Красноселькуп ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, в части предоставления ООО «Домовой» по договору аренды муниципального имущества - Торговый центр «Юбилейный» на срок более чем тридцать календарных дней без проведения торгов; включение в договоры аренды муниципального имущества пункта, предоставляющего право арендаторам муниципального имущества заключение договоров субаренды без проведения торгов.

По итогам рассмотрения указанного дела было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. 

 Предписание исполнено в установленный срок. 

В 2009 году по инициативе Ямало-Ненецкого УФАС России было возбуждено 165 дел по признакам нарушения статьи 18 Закона «О защите конкуренции» по фактам отбора финансовых организаций (банков, страховых компаний) без проведения конкурсных процедур.

Производство по 24 делам было прекращено, в виду неподтверждения факта нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

За отчетный период по факту нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции выдано 109 предписаний, из них исполнено – 94, находятся в стадии исполнения – 7, 8 предписаний не исполненено. По данным фактам ведется административное расследование.

Большая работа ведется по выявлению и пресечению нарушений порядка предоставления государственных и муниципальных преференций. 

За отчетный период Ямало-Ненецким УФАС России в рамках проведения плановых выездных контрольных мероприятии с целью проведения проверки деятельности органов местного самоуправления на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, выявлен 31 факт нарушения порядка предоставления муниципальных преференций, установленного статьями 19-21 Закона о защите конкуренции.

В 12 случаях в отношении должностных лиц Администрации муниципального образования Приуральский район были возбуждены дела об административном правонарушении.

Два из них производством прекращены, должностному лицу объявлено устное замечание.  

 По 10 делам были вынесены постановления о наложении на должностное лицо административных штрафов.  

Шесть постановлений о наложении штрафов были обжалованы. Судом было вынесено решение об отмене постановлений и о прекращении производства по делу. 

 По 4 постановлениям – административный штраф уплачен.  

В отчетный период территориальным управлением рассмотрено 210 заявлений о согласовании возможности предоставления государственной / муниципальной преференции. 

По итогам рассмотрения были приняты следующие решения:

 -    о даче согласия – 43;

 - о даче согласия и введении ограничений в отношении предоставляемой государственной или муниципальной преференции – 106;

 -   об отказе – 48;

-   о том, что согласие не требуется - 13. 

Анализ товарных рынков 

Работа по осуществлению контроля за соблюдением антимонопольного законодательства тесно связана с аналитической деятельностью. 

В 2008 году Ямало-Ненецким УФАС России было исследовано 12 товарных рынков, из которых 7 товарных рынков исследовано по заданию ФАС России, 4 -  по инициативе территориального управления, один по заявлению.

            По заданию ФАС России были исследованы следующие рынки: 

- концентрация на рынке банковских услуг; 

- розничный рынок электрической энергии (мощности); 

- рынок аэропортовых услуг, оказываемых в аэропортах федерального значения 

 

- розничная торговля лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (в разрезе муниципальных образований);

 

- рынок услуг по управлению многоквартирными домами в городах; 

- оптовый рынок ЖБИ; 

- анализ рынка похоронных услуг. 

            По собственной инициативе были исследованы следующие рынки:  

- рынок розничной реализации нефтепродуктов на территории г. Ноябрьск; 

- рынок розничной реализации нефтепродуктов на территории г. Муравленко;

- рынок розничной реализации нефтепродуктов на территории г. Новый Уренгой; 

- рынок розничной реализации хлеба на территории с. Мужи. 

По заданию ФАС России были проведены следующие мониторинги: 

- ежеквартальный мониторинг цен на лекарственные средства; 

- еженедельный мониторинг цен на авиатопливо и услуги по заправке в аэропортах Ямало-Ненецкого автономного округа; 

- еженедельный мониторинг розничных цен на нефтепродукты; 

- еженедельный мониторинг оптовых цен на нефтепродукты; 

- ежемесячный мониторинг средневзвешенных величин торговых наценок на нефтепродукты (бензины автомобильные и дизельное топливо), средневзвешенные значения транспортных расходов на доставку 1 тонны нефтепродуктов по региону, вертикально интегрированных нефтяных компаний, осуществляющих деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа; 

- ежемесячный мониторинг цен на продукты питания первой необходимости. 

 Кроме этого, для информирования граждан Ямало-Ненецкого автономного округа о розничных ценах на нефтепродукты, реализуемые в границах муниципальных образований, Ямало-Ненецким УФАС России еженедельно проводится мониторинг розничных цен на нефтепродукты, реализуемые через АЗС. Данный мониторинг еженедельно размещается на официальном сайте территориального управления в сети Интернет (http://yamal.fas.gov.ru). 

            В результате исследования товарных рынков определен количественный состав субъектов, доли хозяйствующих субъектов на данном рынке, выявлены группы лиц, принадлежность розничных (оптовых) продавцов к вертикально-интегрированным нефтяным компаниям.  

Определены схемы поставок товаров (продукции) на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа, а также способы доставки. Определены коэффициенты концентрации и индексы Герфиндаля-Гиршмана в автономном округе.   

Владея ситуацией на рынке можно наиболее эффективно и в кратчайшие сроки реагировать на нарушения Федеральных законов «О защите конкуренции», «О естественных монополиях», «О рекламе».  

Контроль за соблюдением законодательства о закупках товаров (работ, услуг)  

для государственных и муниципальных нужд 

В 2009 году Ямало-Ненецким УФАС России было рассмотрено 152 жалобы (в 2008 – 132), из них 92 – необоснованных (в 2008 – 77), 33 – обоснованных (в 2008 – 35), остальные возвращены или отозваны участниками размещения заказа до рассмотрения их по существу. 

Анализ жалоб выявляет ряд однотипных ошибок, неточностей, правовой безграмотности отдельных заказчиков и членов конкурсных комиссий:

- безграмотное составление протоколов, отсутствие в протоколах информации, предусмотренной Законом о размещении заказов;

- неточность в составлении технического задания, неясность критериев оценки заявок на участие в конкурсе - критериев много, но они должным образом не прописаны в конкурсных документациях; 

- выставление в конкурсной либо аукционной документации требований к товару, работам, услугам, которые противоречат нормам действующего законодательства и могут привести к ограничению конкуренции;

 - неправомерные отказы в допуске на участие в конкурсах, аукционах, по основаниям, не предусмотренным законом о размещении заказов.

Анализ жалоб очень часто выявляет тот факт, что данный участник размещения заказа предлагал лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта, но получил отказ в допуске к участию в торгах, например, забыв приложить необходимую доверенность, или выписку из ЕГРЮЛ, или, описав характеристики предлагаемого товара, тут же добавляет «или эквивалент», и т.п. В результате принимается решение о признании жалобы необоснованной. 

Также оставляет желать лучшего оформление и содержание жалоб, поданных в антимонопольный орган в соответствии со ст. 57 Закона о размещении заказов. 

Большинство жалоб составлено безграмотно, заявитель зачастую жалуется на заказчика, уполномоченного органа за действия, совершенные комиссией и наоборот.

В соответствии с Законом о размещении заказов при подготовке и проведении конкурса (аукциона), определенные действия совершает заказчик либо уполномоченный орган, а определенные действия – конкурсная комиссия. 

Большинство жалоб участников размещения заказа подаются на действия членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (необоснованный отказ в допуске, выбор победителя с нарушениями). В случае признания жалобы обоснованной, Ямало-Ненецкое УФАС России выдает предписание членам вышеназванных комиссий о прекращении нарушений Закона о размещении заказов. При этом решение и предписание направляется в адрес уполномоченного органа, так как, в основном, комиссия состоит из сотрудников различных департаментов либо структурных подразделений Администраций муниципальных образований.  

В рамках контроля за исполнением территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органами местного самоуправления законодательства о размещении заказов в 2008 году специалистами территориального управления было проведено 118 плановых и 4 внеплановых проверок. По результатам проведения плановых и внеплановых проверок было выдано 80 предписаний. 

Было проведено 14 плановых камеральных проверок официальных сайтов Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципальных образований автономного округа для размещения информации о размещении заказов на предмет наличия в русскоязычных словах латинских букв аналогичных русским (Ee, T, y, u, Oo, Pp, Aa, H, K, Xx, Cc, B, n, M), цифры «0» и иных символов. Данных нарушений не выявлено, между тем, выявлены нарушения, в части допущения грамматических и орфографических ошибок в наименовании предмета закупки, что является размещением недостоверной информации. Выдано восемь предписаний. 

Кроме того, при поступлении жалоб (152), согласно ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, антимонопольным управлением также проводились внеплановые камеральные проверки.

В рамках рассмотрения заявлений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков было проведено 18 камеральных проверок, по итогам проведения которых, сведения о 12 участниках были включены в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с их уклонением от заключения государственного либо муниципального контракта. 

В 2009 году Ямало-Ненецким УФАС России были включены:

- сведения о 21 участниках размещения заказа по причине уклонения от заключения контракта; 

- сведения о 3 участниках размещения заказа, с которыми контракт был расторгнут по решению суда, ввиду неисполнения существенных условий контрактов. 

По 18 заявлениям Ямало-Ненецким УФАС России было отказано во включении подаваемых сведений в реестр недобросовестных поставщиков по причине отсутствия в направляемых заказчиком документах либо соответствующего решения суда, либо уведомления участника об отказе от заключения контракта. 

Административная практика 

Антимонопольное управление в своей деятельности активно применяет санкции за нарушение федеральных законов, установленные Административным Кодексом Российской Федерации.  

В течение 2009 года было возбуждено 211 административных дел, вынесено 131 постановлений о наложении штрафных санкций на общую сумму 19,9 млн. рублей. 

Применение мер административной ответственности в 2009 году: 

 

 

Всего

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

на товарных рынках и финансовых рынках

 

 

 

 

по рекламе

 

 

 

 

по размещению заказа

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

Возбуждено дел

211

65

28

118

Прекращено дел

80

15

3

62

Выдано постановлений о наложении штрафа:

 

 

 

 

Ш       количество

131

50

25

56

Ш       сумма (тыс.рублей)

19885

17737

526

1622

Исполнено постановлений о наложении штрафа:

 

 

 

 

Ш       выданных в предыдущем году

19

2

4

13

Ш       выданных в отчетном периоде

73

20

16

37

Постановления о наложении штрафа в стадии исполнения

43

22

6

15

Не исполнено постановлении о наложении штрафа

15

8

3

4

Обжаловано в суд:

 

 

 

 

Ш       всего

34

14

4

16

Ш       % от общего кол-ва

26

28

16

29

Отменено судом:

 

 

 

 

Ш       всего

15

8

3

4

Ш       % от общего кол-ва

11

16

12

7

Сумма штрафа, подлежащая взысканию, тыс.рублей

18540

17044

69

1427

Сумма уплаченного штрафа, тыс.рублей

2798

1017

410

1371

Число привлеченных к административной ответственности:

 

 

 

 

Ш       граждан

1

-

1

-

Ш       должностных лиц

82

18

12

52

Ш       юридических лиц

29

20

9

-

 Контроль за соблюдением законодательства о рекламе 

Ямало-Ненецкое УФАС России осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органами местного самоуправления Ямало-Ненецкого автономного округа, территориальными органами ФАС России и иными организациями в части применения законодательства Российской Федерации о рекламе. Указанное взаимодействие выражается в следующих действиях. 

-     дача разъяснений органам местного самоуправления
Ямало-Ненецкого автономного округа о порядке применения статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;
 

-     дача разъяснений хозяйствующим субъектам (в том числе СМИ) о практике применения статей 14, 15, 16, 20 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

В рамках административного производства в отчетном периоде теруправлением было возбуждено и рассмотрено 27 дел по фактам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»:  

- по 24 делам наложены административные штрафы на общую сумму          526 000 рублей;

- исполнено 16 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 362 000 рублей;

- отменено судом 3 постановления на общую сумму 95 000 рублей; 

- в стадии исполнения находится 6 постановлений на общую сумму 69 000 рублей.

- по 3 делам производство прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения;

- исполнено 4 постановления о наложении штрафа на общую сумму 48 000 рублей, выданных в предыдущемпериоде.

О планах деятельности в 2010 году 

1.С 1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Закон о торговле), который направлен на упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации. 

Закон направлен на создание прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранение излишних административных барьеров в торговле, поддержки малого и среднего бизнеса в сфере торговли и производства продовольственных товаров.

Закон о торговле содержит ряд норм, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли.

Так, частью 6 статьи 9 Закона о торговле участникам торговой деятельности запрещено включать в цену договора поставки продовольственных товаров в торговую сеть видов вознаграждения за исполнение торговой сетью условий этого договора, иных видов вознаграждения.

В договор поставки продовольственных товаров законом также запрещается включать условия о совершении поставщиком действий или совершении услуг, направленных на продвижение товаров (услуг по рекламированию товаров, маркетинговых и других), а также понуждение поставщика к заключению таких договоров в целях заключения договора поставки. Указанные нормы направлены на пресечение одного из наиболее распространенных методов, навязываемых торговыми сетями контрагентам и создающим дискриминационные условия доступа поставщиков продовольственных товаров на товарный рынок.

Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и хозяйствующих субъектов, осуществляющими поставки продовольственных товаров в торговые сети, устанавливаются обязанности по размещению (предоставлению) информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора. 

Часть 1 статьи 13 Закона о торговле содержит антимонопольные правила и перечень действий, которые запрещается предпринимать хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, так как указанные действия могут привести к ограничению конкуренции в сфере розничной торговли и ущемлению прав других хозяйствующих субъектов. При этом срок приведения условий договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу Закона о торговле составляет 180 дней со дня вступления в силу закона.

Также Законом о торговле (статья 14) устанавливаются ограничения на приобретение дополнительных торговых площадей для целей торговой деятельности. Ограничения будут распространяться на торговые сети, доля которых превышает 25% в границах в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа. Указанные ограничения создадут возможности для развития конъюнктуры рынка, развития торговых сетей по горизонтали. Реализация нормы будет способствовать обеспечению равного доступа хозяйствующих субъектов на рынок услуг розничной торговли и созданию конкурентной среды на данном товарном рынке.

С целью реализации данной нормы ФАС России разработала и направила на согласование в Минэкономразвития России проект Методики расчета долей хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, на рынке розничной торговли продовольственными товарами. 

Кроме того, для предотвращения необоснованного препятствия осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, установлению для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, статьей 15 Закона о торговле установлены запреты на определенные действия органов власти и органов местного самоуправления.

ФАС России разработала предложения по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), направленные на обеспечение реализации и применения требований Закона о торговле и предусматривают меры ответственности за нарушение данных требований. После прохождения процедуры согласования ФАС России направит законопроект по внесению изменений в КоАП в Правительство Российской Федерации.

В целом мы считаем, что принятие и реализация Закона о торговле создаст возможности для обеспечения конкурентных условий для участников рынка, снижения цен и повышения качества обслуживания в сфере розничной продажи и производства продовольственных товаров.

2.В настоящее время готовятся широкомасштабные поправки в действующее законодательство в отношении естественных монополий. ФАС России предложена концепция проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях», предусматривающая кардинальную переработку данного закона, создание современных методов регулирования и контроля деятельности естественных монополий. Также в планах антимонопольного органа внести изменения в Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, к услугам аэропортов, общедоступной почтовой связи, использования инфраструктуры внутренних водных путей, к услугам морских и речных портов, к услугам по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. 

Кроме того, предполагается законодательно установить обязанность государственных корпораций и субъектов естественных монополий размещать заказы на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд только на конкурсной основе, как это делают сейчас все бюджетные заказчики.

В планах на 2010 год также внесение дополнение в 94-й федеральный закон о размещении заказов в части установления уплаты государственной пошлины в случае если жалоба участника размещения заказа признается необоснованной. Напомню, что из поступивших в 2009 году в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России 152 жалоб участников размещения заказа – 92 жалобы (60 %) признаны необоснованными. А рассмотрение таких жалоб – это определенные расходы, причем не малые, которые мы несем, принимая жалобу. Это и расходы на связь, бумагу, это рабочее время. В последнее время появились участники, которые осознавая свой явный проигрыш, стараются в последний момент «насолить» государственному или муниципальному заказчику, инициируя подачу жалобы в контрольный орган. Вот как раз на предотвращение подобных случаев и будут направлены новые поправки к закону. 

Наши специалисты продолжат в 2010 году заниматься рассмотрением жалоб и обращений граждан, хозяйствующих субъектов по всем направлениям, входящим в нашу компетенцию. Продолжим мониторинг за состоянием розничных цен на ГСМ. В случае отклонения ситуации с ценами от среднероссийских тенденций будем принимать меры антимонопольного реагирования. Продолжится мониторинг за розничными ценами на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. При проверках заказчиков в этом году мы будем уделять особое внимание размещению заказов для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого бизнеса.